Как был найден пароход
«Walamon Luostari»
В 2018 году дайверы орловского клуба «Диво» сообщили, что найден пароход «Walamon Luostari», который был затоплен зимой 1940 года в Ладожском озере.
В 2017 году дайверы с коллегами из Воронежа выполняли тренировочные погружения в Ладожском озере. Огни готовились к экспедиции в Карском море — поиску судна «Геркулес», затонувшего в 1913 году в Карском море. Во время одного из погружений был обнаружен затонувший валаамский пароход. Судно осмотрели, измерили, однако сразу определить его название не смогли.
В 2018 году, изучив источники, в том числе с сайта Valamo.ru, дайверам удалось установить, что затонувшее судно — это пароход «Walamon Luostari». В 2019 году участники экспедиции это подтвердили, проведя детальное обследование судна (замеры, подводная фото- и видеосъемка).
Специфика Ладожского озера. Особенности погружения, исследования рэков[1]. Состояние подводных объектов.
Почему Ладожское озеро было выбрано для тренировочных погружений?
Вода Ладожского озера пресная и содержит минимальное количество солей – 56 мг/л. температура поверхностной воды летом — 20-22 °C. На 5 м термоклин[2], с увеличением глубины температура резко падает и доходит до 5°C. Погружения рекомендованы в сухих гидрокостюмах, т.е. таких, которые защищают пловца от контакта с водой.
«Ладога – идеальный водоём для обучения сухому костюму на открытой воде. С одной стороны, можно подобрать безопасное место для погружения, с другой – «холодно, темно и страшно». Обученный на Ладоге дайвер не растеряется и на Баренцевом море. После 15-20 метров наступает абсолютная темнота, космос, без понятия о верхе и низе. В сочетании с невесомостью это рождает особые ощущения»[3].

Ходовик для погружения на «Walamon Luostari» в Большой Никоновской бухте
Затонувшие объекты, благодаря холодной пресной воде, отлично сохраняются на дне озера, представляя постоянный интерес для профессиональных фотографов-дайверов. Однако, с другой стороны, видимость в ладожской воде крайне низкая. Летом средняя видимость составляет 4-5 метров, лучше всего — с конца лета до начала осенних штормов[4].
Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «Диво»: «Сложность погружений и подводных поисков на Ладоге заключается в отсутствии прозрачной воды. Если бы пароход лежал скажем в море, он был бы виден с поверхности. Но в Ладоге, если даже погрузиться и промахнуться мимо, скажем, метра на два, его не увидишь. Мы, когда его нашли летом 2017 года, записали его точные координаты. И в этом году, когда мы проводили исследование, мы погружались на него по ходовику (это верёвка с поверхности к объекту)».
Кроме того, за почти 80 лет судно существенно обросло илом.
Как погиб «Walamon Luostari»?
Обстрел, пожар, затопление.
Так описана гибель «Walamon Luostari» на сайте Valamo.ru:
«22 января в 11 часов 40 минут в Монастырской бухте Валаама при налете советских бомбардировщиков СБ-2 из состава 41-й эскадрильи Ладожской флотилии, от четырех сброшенных бомб выгорел и в 13 ч 25 мин затонул на глубине 7–9 м транспорт «Walamon Luostari». При этом его мачта на метр возвышалась над водой. Большинство команды находилось на берегу, а потому и убитых не было. Всё, что удалось спасти, — только судовая книга. Это была первая и единственная боевая потеря корабля в Ладожской кампании 1939-1940 гг. с обеих сторон». (Valamo.ru)
Подводные исследования это подтверждают. Судно лежит на глубине 9 м. На всём судне заметны следы пожара. Мачты корабля, труба и спасательные шлюпки лежат рядом. Жертв нет.
Станислав Трофимов, участник клуба подводного плавания «Диво»: «Судно сохранилось прекрасно. Проплывая рядом с ним, я видел хорошо сохранившиеся пеньковые канаты и мачты, слегка повалившиеся на бок. Я старался заглянуть в каждый иллюминатор и увидеть, что находится внутри. Обугленные деревянные элементы судна напоминали о пожаре, случившемся в далёком 1940 году. Это как капсула времени. Совсем ничего не изменилось за 80 лет, лишь только покрылось подводной пылью».
[1] Рэк или рэк-дайвинг (англ. wreck — кораблекрушение) на сленге подводников — тип погружения, при котором производится спуск на затонувшие суда или объекты. Часто такое погружение связано с проникновением в надголовную среду (каюты, трюмы погибших судов), что требует некоторой практической подготовки. (Wikipedia)
[2] Термоклин, или слой температурного скачка — слой воды, в котором градиент температуры резко отличается от градиентов выше- и нижележащих слоев. (Wikipedia)
[3] Одиссей-2. Дайвинг. Сафари и экспедиции на Ладоге — Форум «Тетис».
[4] Лучшая видимость в Ладожском озере наблюдается в западной части от островов Валаам – до 9 м. На глубинах более 20 метров видимость может доходить до 15 м.