Судно «Walamon luostari» было спущено со стапелей одной из верфей Швеции в начале 1860-х гг. под именем «Kjell».
В первой трети ХХ века судно находилось в собственности крупного лесного хозяйства купца Хозяинова (Hosainoff).
1 июня 1914 года название корабля попало в газетные хроники происшествий, когда на его борту произошел несчастный случай, в результате которого погиб 28-летний машинист Яакко Пулли. Он находился в машинном отделении судна и смазывал детали парового котла, когда деревянная затычка, забитая в отверстие парового вентиля, вылетела и ударила его в грудь. Вслед за этим его обожгла струя огненного пара. Давление пара было настолько сильным, что у Яакко были вырваны большие куски кожи, которые разлетелись по всему машинному отделению. Подоспевшие на помощь члены экипажа смогли вытащить пострадавшего на палубу, с которой он, не выдержав боли, спрыгнул в озеро. После того, как машиниста вытащили из воды, его отправили в городскую больницу, где он скончался на следующий день.
В 1930 году судно «Kjell» было выставлено на торги при прохождении прежним владельцем процедуры банкротства, и 15 сентября того же года куплено Валаамским монастырём за 60 000 финских марок. «Kjell» был в отличном состоянии, и уже весной 1931 года под новым именем «Walamon luostari» («Валаамский монастырь») он начал обслуживать маршрут Валаам – Лахденпохья.
В начале октября 1939 года, во время советско-финской войны, судно «Walamon luostari» было реквизировано на нужды военно-морского флота и использовалось в качестве транспортного корабля, но с окончанием навигации было возвращено на Валаам на зимнюю стоянку.
22 января 1940 года судно «Walamon luostari», стоявшее на зимовке в Никоновской бухте, сильно пострадало в ходе бомбардировок советской авиации. Три советских самолёта около полудня атаковали бухту, и одна из бомб попала в корму корабля, где начался пожар. Две бомбы пробили лёд по бокам от судна, и еще одна — за кормой. В 13.15 судно погрузилось на 7-метровую глубину, над водой остался виден лишь метровый кусок мачты.
В ходе Великой Отечественной войны Валаамский архипелаг был вновь занят финскими войсками, которые пытались вернуть в строй суда, пострадавшие во время бомбардировок. Однако «Walamon luostari», потопленный в Никоновской бухте, поднять не пытались. Водолазы при обследовании судна нашли его корпус и палубу слишком деформированными. Остов корабля до сих пор покоится на дне Никоновской бухты.
Обзор Марины Павловой по материалам статьи Рами Вирранкоски «Валаамский монастырь как крупная судоходная компания» (Rami Wirrankoski. Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo. // Laiva. — 2010. — №3. P.18-36. Перевод М. Павловой.)
Svenska Sjökartaverket, Стокгольм, название GUSRAF AF KLINT (SWE)
Kungliga Marinförvaltning подписал договор о продаже с Göteborgs mekaniska Verkstad
J.P.Francke, Стокгольм
Carl Herman Norman, Хельсинки, название KIELL (RUS)
обмерян 79,66БРТ, 51,59НРТ, 101,2х25,4х7,7 ФУТОВ
собственник пароходная компания «Алку» (К.Г.Норман), Хельсинки
зарегистрирован в Хельсинки (42)
ЧП «Братья Хозяиновы» (Василий и Ф ёдор Хозяиновы), Салми
зарегистрирован в Сортавале (243)
акт передачи Акционерное общество Хозяинов, Салми
Валаамский монастырь, Сортавальский уезд
название Walamon LUOSTARI (FIN) на линии Валаам – Лахденпохья
в пользовании Ладожского флота
поврежден во время бомбёжки, загорелся и затонул в Никоновской бухте
В 2018 году Орловский дайвинг-клуб подводного плавания «ДИВО» сообщил, что пароход «Walamon Luostari» был найден. Об этом — в следующей публикации.
Мария Басманова,
Вячеслав Петров (Дайвинг-клуб подводного плавания «Диво»)