Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск, 1990. Глава: «Страница третья». С.52-63.
К концу XVIII века монастырские здания обветшали и «требовали значительных поправок». Академик Н. Я. Озерецковский, посетивший Валаам в это время, отмечая красивое, «можно сказать, величественное местоположение» обители, характеризует «монастырское строение», как «нимало ему не соответствующее».
Было решено заменить все деревянные постройки каменными. Но такое строительство на удаленном острове являлось огромной задачей, требующей для своего разрешения большого опыта.
В среде валаамской монашествующей братии не было достаточно искушенного и авторитетного организатора, способного возглавить работы по восстановлению всего монастырского комплекса. Поэтому митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил вызвал из Саровской пустыни Тамбовской епархии иеромонаха Назария, и в 1782 году духовная консистория назначила его настоятелем Валаамского монастыря.
С приходом Назария, человека, безусловно, одаренного, широких интересов, было положено начало многочисленным успешным нововведениям, значительно изменившим жизнь обители.
Он ввел на Валааме суровый устав Саровской пустыни, запрещавший «употребление курева и хмельных напитков», самовольный уход в лес, вечернее общение монахов, посещение монашеских келий мирскими людьми. Строгие меры принесли свои плоды — все послушания стали выполняться братией образцово. Наряду с введением общежития, учитывая древнюю историю Валаамского монастыря, Назарий сохранил скитскую и отшельническую жизни.
Впервые за всю историю существования обители были точно определены монастырские владения. Специально приглашенные землемеры осуществили в 1783 году размежевание монастырских земель, а в 1785 году была составлена географическая карта островов Ладожского озера, принадлежавших Валаамскому монастырю.
При Назарии начинается и достигает большого размаха миссионерская деятельность. Валаамские монахи командируются в Уссурийский край, где они основывают Свято-Троицкий монастырь. Замечательна духовная миссия, которая была направлена с Валаама на Алеутские острова и на Аляску для просвещения и обращения в православие там языческого населения[1].
Но самым главным делом Назария стало возведение нового каменного монастырского комплекса. Сейчас трудно сказать, был ли игумен Назарий автором проекта: ни один из сохранившихся документов не сообщает нам имени зодчего, составившего план Валаамского ансамбля. Но можно с уверенностью утверждать, что не случайно именно Назарий был вызван на остров — его роль в формировании облика монастыря огромна. Замысел создания ансамбля наверняка принадлежал Назарию, а возможно, и авторство составления проекта игумен делит поровну с неизвестным зодчим.
Каждое время привносило что-то новое в облик Валаама. На смену деревянным постройкам пришли каменные. Старый деревянный монастырь был разобран, и на его месте воздвигнут качественно новый, отличный от предыдущего монастырский ансамбль.
На вершине горы появились одно-двухэтажные корпуса с кельями, построенные в виде замкнутого прямоугольника, являвшегося своего рода оградой, с общей длиной по наружному контуру сто сорок саженей (около трехсот метров). Высоко над корпусами возвышался пятиглавый двухэтажный Преображенский собор с 38-метровой колокольней, стоящей посередине восточной линии четырехугольника (в дальнейшем вместо длинного «четырехугольник» будет употребляться короткий термин «каре», что означает то же самое).
Святые ворота на южной стороне каре ведут на довольно просторный внутренний двор. Не только при изучении плана ансамбля, но и рассматривая его в натуре, можно ощутить строго регулярный характер и предельную ясность композиции. Ее центр — Преображенский собор, связанный в единый объем с колокольней. Симметрично относительно собора находились две церкви: на северо-восточном углу каре — Успенская, а на юго-восточном — Никольская, несколько меньшая по размерам.
С первого же взгляда в формах собора прочитывается влияние барокко середины XVIII века. Именно за это архитектура собора получила совершенно уничтожающую характеристику В. В. Стасова, назвавшего постройку «неуклюжей» и «очень безобразной». Думаю, что если бы на месте барочной церкви стояла другая, к примеру, в стиле поздней классики, выводы критика были бы такими же, так как Стасов оценивал стиль, а не архитектурную композицию.
Документальные источники, которые могли бы помочь в выяснении происхождения архитектурной формы храма и его типа, отсутствуют. Остается только предполагать, каким путем искали образ Преображенского собора, попытаться установить связи с близкими ему по духу зданиями того же времени.
Чтобы понять, как велась подготовка к возведению храма на Валааме, нужно хорошо представлять себе специфику организации строительства в прежние времена. В церковном каменном зодчестве XVII века довольно редко применялся чертеж в современном его понимании. Обычно же делалась ссылка на «образец» или строители условливались делать постройку «против» какого-то конкретного сооружения, ориентируясь на совершенно определенную архитектурную форму[2]. При этом, как метко замечено известным исследователем древнерусского зодчества Н. Н. Ворониным, «и мастер, и заказчик смотрели назад»[3].
Свобода творчества, как мы понимаем ее сегодня, проявлялась лишь при создании сложных и оригинальных композиций, когда талант мастера обнаруживался в умении соединить отдельные части различных зданий, «принятых» в качестве образца.
В провинции метод работы по образцам продолжал существовать значительно дольше, чем в столице и крупных городах. Поэтому, как считает работающий в Финляндии архитектор И. Н. Кудрявцев, знаток каменного строительства на Валааме в XVIII веке[*], есть все основания считать, что каменные работы времен Назария были организованы именно таким способом.
Какие же постройки могли послужить образцом для валаамского храма? Какие архитектурные мотивы других зданий легли в основу его создания? Логичнее всего предположить, что общий принцип решения следует искать в архитектуре храмов Севера XVII—XVIII века. И. Н. Кудрявцев провел блестящий архитектуроведческий анализ и сделал вывод, что ближе всего по формам к валаамскому собору храмы Великого Устюга, построенные на сто лет раньше, хотя их и отличает более пышное декоративное убранство. Если же искать прототипы валаамской колокольни, то в качестве наиболее близкого первоисточника исследователь называет знаменитую восьмигранную башню — «Часозвоню» Великого Новгорода (1443 год), имеющую очень близкие с колокольней Валаама объемное решение и форму завершения. Подобное же завершение у храма Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове в Соловках.
Эта форма завершения, по-видимому, относилась к разряду излюбленных, потому что воспроизводилась не только в каменных, но и в деревянных постройках, например, в селе Нёнокса Архангельской губернии. Но нигде, считает И. Н. Кудрявцев, результат не был столь успешен и не достиг такого высокого уровня, как в храме на Валааме.
Интересно рассмотреть еще одну гипотезу происхождения формы валаамского храма. Точка отсчета в цепочке рассуждений— 1770-е годы, Саровская пустынь — оттуда был переведен на Валаам игумен Назарий. В то время в Сарове строился новый храм, и Назарий, возможно, принимал активное участие в его возведении. Может быть именно поэтому Назария с такой неохотой отпустили местный епископ и настоятель Сарова, при этом охарактеризовав его как человека, не способного выполнять серьезные и ответственные поручения.
Итак, свое управление на Валааме Назарий начинает c реорганизации внутренней жизни монастыря на основах Саровского устава. Логично предположить, что при мысли о новом храме на Валааме Назарий неизменно возвращался к Саровскому собору. Отсюда лишь один шаг для вывода, сделанного И. Н. Кудрявцевым: артель каменщиков, принявшая подряд, получила задание следовать примеру Саровского собора.
На Сарове колокольня не была связана с храмом, как на Валааме. Поэтому при создании валаамского собора перед зодчим стояла непростая задача объединения двух образцов: колокольни и храма. Эта задача была блестяще реализована — отдельные части и декоративные детали различных зданий слились в целостную архитектурную композицию, соответствующую своей простотой образу монастырской постройки.
Внимание вошедшего на монастырский двор в первую очередь привлекала колокольня. Поражала она человека не пышностью декора, его просто нет, а своей монументальностью, четко очерченным силуэтом и чеканностью формы. В ней все — движение ввысь и в то же время, как и в природе, находится в гармоническом равновесии. Вертикальная направленность создается принятыми пропорциями четверика и находящегося на нем высокого восьмигранника, углы которого подчеркнуты узкими пилястрами. В верхней части колокольни прорезаны узкие арочные проемы, в которых на брусьях навешивались колокола. Сдержанность и простота формы, вертикализм композиции по схеме «восьмерик на четверике» связывают ее с новгородскими колокольнями XVII века. А вот вход на колокольню, а значит, и в собор в виде четырехколонного портика, в котором без труда узнается влияние барокко, — детище середины XVIII века.
В сравнении с формами колокольни формы собора отличаются большей пластической проработкой. Верх барабанов украшен мелкими сандриками — влияние поздней классики, под ними идут треугольные филенки, берущие свое начало в деревянном зодчестве. Можно даже признать эти декоративные детали несколько дробными и измельченными, учитывая мощь архитектуры колокольни. Но сама форма барабанов, очень вытянутых, созвучна динамизму колокольни и также сообщает собору движение ввысь.
Широкая лестница под колокольней ведет прямо в верхний, Преображенский, храм собора. Его план вполне традиционен: вытянутый прямоугольник, разделенный шестью столбами на три нефа, с полукруглой алтарной апсидой. Освящение храма состоялось в 1794 году, хотя известно, что полностью он не был закончен. Значительно позже, в 1805 году, проводились работы по отделке интерьера и золочению иконостаса. Завершался собор «освященным пятиглавием».
Входы с боковых сторон под колокольней вели в нижний храм — Сергия и Германа, освященный в 1789 году. Его площадь была намного меньше верхнего, так как четыре внешних угловых помещения, согласно данным И. Н. Кудрявцева, использовались для подсобных целей, а сам храм был крестообразной формы в плане.
Все постройки монастырского ансамбля были возведены из кирпича, изготовленного на Валааме наемными работниками-ярославцами. Они же пережигали известь из мраморного щебня и вели кладку зданий.
Темп строительства был очень высок. Сухие выдержки из монастырских архивных дел дают представление о скорости роста ансамбля. В период с 1785 по 1801 год завершилась постройка внутреннего каре монастыря, в 1785 году первая церковь — Успенская, стояла готовой и была освящена, в 1793 году освящена церковь во имя Святителя Николая. В этом же году появились две каменные часовни: одна рядом с монастырем на горе, другая — под горой, у пристани. Была учреждена епархиальная больница на пять человек.
Через год закончилось строительство первого Валаамского скита во имя Всех Святых с церковью, разрешение на освящение которой было дано в 1793 году.
Строительный подъем и упорядочение внутренней жизни дали возможность включить Валаамский монастырь в марте 1786 года в число штатных монастырей третьего класса.
Монастырь быстро рос. К 1796 году число иноков увеличилось до 55 человек. Успенская церковь уже не могла вмещать всех молящихся. Игумен Назарий обратился с прошением расширить ее со стороны алтарной части, и в ноябре 1796 года была освящена перестроенная каменная церковь. Теперь это самая старая из сохранившихся церквей Валаама.
На строительство монастыря разные лица делали пожертвования и вклады, а в 1797 году Павел I пожаловал Валаамской обители рыбные ловли и покосы в Кюменском приходе Выборгской губернии и мучную мельницу на реке Хегфор. Эти пожалования составляли важнейший источник содержания монастыря. Угодья сдавались в аренду, что давало возможность увеличивать масштабы строительства.
С 1801 года игуменом монастыря стал Иннокентий, неизменно помогавший Назарию во всех его делах. Судя по развернувшемуся при новом настоятеле строительстве, он обладал прекрасным художественным чутьем. Под руководством Иннокентия началось возведение внешнего монастырского четырехугольника, окружившего внутреннее каре. Не исключено, что идея создания дополнительных внешних корпусов была задумана еще при Назарии. Подтверждение тому — слишком короткий временной интервал между уходом Назария на покой и началом возведения внешнего каре.
Иннокентий энергично продолжил работу своего предшественника. С 1801 по 1809 год строились каменные двухэтажные корпуса наружного каре монастырских зданий с восточной, западной и южной сторон. При возведении каменных Святых ворот в 1805 году закончилось строительство надвратной каменной церкви Петра и Павла над ними.
В 1807 году на северной стороне наружного каре начинается строительство каменной больницы с больничной церковью иконы Живоносного источника, освященной в 1814 году. В 1809 году на Крестовом острове, при входе в залив, ведущий к монастырю, построили каменную часовню. В 1811 году все здания в монастыре были каменными.
При возведении внешнего каре неизвестные нам зодчие думали об ансамбле в целом. Оба каре обладают архитектурно-художественным и образным единством. У них общий характер построения, единая система как бы перетекающих пространств. Об ансамблевости говорит и решение церквей Петра и Павла и иконы Живоносный источник, расположенных симметрично относительно собора и исполненных в едином строе с его архитектурой.
Итак, за короткий промежуток времени вырос крупный монастырский комплекс, число монахов приближалось к сотне.
В апреле 1822 года последовал указ, которым «по уважению древнего существования и благоустройства Валаамского Спасопреображенского общежительного монастыря… велено возвести оный в 1-ый класс»[4].
С 1823 по 1830 год, во время управления игумена Ионафана, велись строительные работы во внутреннем и внешнем монастырском каре. На северо-западной стороне внешнего монастырского корпуса был построен каменный двухэтажный, а на северо-восточной — одноэтажный каменный флигель. Кроме того, была возведена каменная ограда вокруг братского кладбища[5].
Период с 1830 по 1839 год — время строительного застоя на Валааме: не только не возводились новые здания, но и старые начали приходить в упадок. В плачевном состоянии оказалась монастырская экономика. Наличие денег на 1 января 1830 года исчислялось лишь 6 рублями 9 копейками, а двумя годами позже, в начале 1832 года, в казне осталось только 29 копеек[6].
[1] Деятельность валаамских миссионеров, их судьбы кажутся мне необыкновенно интересными, но рассказ о них не отвечал бы общему характеру нашей книги. Поэтому заинтересовавшимся этой темой могу порекомендовать книги:
[2] Воронин Н. Н. Очерки по истории русского зодчества XVI—XVII века. М,—Л.: ОГИЗ, 1934, с. 77.
[3] Там же, с. 41.
[4] ЛГИА, ф. 19, оп. 17, д. 856, л. 4.
[5] В архиве Петрозаводска хранится инвентарная опись за 1825 г., перечисляющая имущество Валаамского монастыря. Из нее можно почерпнуть немало любопытных сведений о постройках этого времени (ЦГА КАССР, ф. 762, оп. 1, д. 1/5).
[6] Valamo and its Message.— Valamo Seurary. Неlsinki, 1983, р. 66.
Источник: «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», вып.28-29, с.144.
«… работающий в Финляндии архитектор И. Н. Кудрявцев, знаток каменного строительства на Валааме в XVIII веке…»
«Иван Николаевич Кудрявцев (13.04.1904 – 13.08.1995), – потомственный архитектор, уроженец С.-Петербурга, один
из выдающихся деятелей русской культуры в Финляндии, спроектировавший и выстроивший многие православные храмы:
Спасо-Преображенский собор на Новом Валааме в Хейнявеси (1975-1977), храм св. Илии пророка на Русском кладбище в
Гельсингфорсе ( 1951-1957) … автор проектов перестроек Никольского и Покровского храмов
в Гельсингфорсе (1940-1950-е)… автор… «Исторических сведений о постройке Успенского
собора в Гельсингфорсе»… монографии «Первый каменный собор на Валааме»…» — см. «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», вып.28-29, с.144.
Мария, спасибо. Добавила примечание.