Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск, 1990. Глава: Первое знакомство. С.17-25.
Уже при первом знакомстве с валаамскими ансамблями отмечаешь, что каждый из них имеет свой облик и свои неповторимые запоминающиеся признаки. Но приезжаешь на остров раз, другой, исколесишь его вдоль и поперек, и тогда начинаешь видеть то общее, что присуще им — не внешнее, а внутреннее, глубинное. Тут на смену безмятежному любованию приходит анализ. И жаль расставаться с первыми впечатлениями, но профессионализм одолевает, берет верх. Задаешься вопросами: «как» и «почему», пробуешь на них ответить.
У Валаама два лица: одно «парадное» — торжественное и открытое всеобщему обзору, другое — замкнутое, строгое, не выдающее себя наружно. Первое в прошлом веке вызывало у посетителей восторженные чувства. Да и как было не прийти в восторг, завидев после утомительного многочасового путешествия по Ладоге скалистый остров, на вершинах которого высились церкви с разноцветными куполами, с золочеными главками, со стройными колокольнями. На вершине, не на равнине, как обычно ставились монастыри в средней России, их немало повидали валаамские паломники. Постройки эти, издалека попав в поле зрения, уже накрепко завладевали вниманием. С приближением они постепенно обрастали подробностями, расплывчатое становилось определенным, бледное ярким и цветным. Они вырастали на глазах, обретая материальную сущность плавно и гармонично.
Иначе обстоит дело со вторым лицом Валаама. Ему полагалось изобразить аскетическую суровость, вызывать у богомольцев чувство восхищения перед подвижнической жизнью иноков своей «нелицемерной замкнутостью». Уединенные постройки обнаруживаются не сразу, символизируя оторванный от мирского «праведный» образ жизни. Отчуждены они от внешнего мира. Среди высокого и густого хвойного леса был возведен скит Всех Святых. «Молчит лес, укрывший уединенный скит… Хорошо спрятано! Надежно укрыто!»— говорится о нем в книге прошлого века. И, чтобы еще больше усилить уединенность скита, как бы не веря, что естественный лес вполне выполнит эту задачу, вокруг скита монахи посадили деревья: кедровую сосну, пихту, целую дубовую рощу.
Скрытый от посторонних глаз лесом, Предтеченский скит окружен дополнительной природной преградой — посадками ели. Темные, сумрачные деревья как нельзя лучше соответствовали скиту с самым суровым уставом, создавая определенный психологический настрой у его обитателей и посетителей. Как тут не вспомнить шуточную присказку лесоводов: «в березняке влюбиться, в сосняке жениться, в ельнике удавиться».
Или, к примеру, Коневский скит. Если идти к нему с пристани по тропинке вдоль Игуменских озер, то замечаешь, что с одной ее стороны тянутся дубовые посадки. Задаешься вопросом: почему только с одной? Разгадку находишь, когда минуешь мостик и выйдешь прямо к скиту. Рядом с церковью тоже деревья: лиственница, вяз, кедровая сосна, дуб, но посажены они не вокруг здания, а закрывают церковь лишь с северо-востока. Это как раз то направление, откуда можно было бы увидеть ее, идя от пристани. Но теперь, в сочетании с однорядными дубовыми посадками на стороне тропинки, обращенной к скиту, образовался плотный заслон, до поры скрывающий скит от человека.
Не доверяя ощущениям, подключаешь технику — измерительную ленту, и подмеченная особенность приобретает цифровую конкретность: скитские постройки, спрятанные в лесу, дополненные искусственными посадками, обнаруживаются и впервые воспринимаются человеком с расстояния 25—30 метров. Выбрано оно не случайно. В этих пределах можно распознать лицо человека, особенности его одежды и даже выражение его лица.
Выяснилась еще одна не менее важная закономерность, присущая этим ансамблям: эффекты неожиданности и контраста. Как правило, выходу на открытое пространство, где располагаются постройки, предшествует путь по стесненному участку. Эта неожиданность предварительно подготовлена, и тем сильнее она проявляется. Здесь есть чему поучиться современным проектировщикам. Как часто при формировании предметной среды города применяются однообразные средства, оставляющие человека равнодушным: вялая смена зрительных кадров, случайный характер взаимодействия природы и архитектуры. Не говоря уже об отсутствии продуманной цепи композиционных приемов, способных произвести определенное эмоционально-эстетическое воздействие на зрителя.
Между тем, на Валааме даже дороги между ключевыми объектами были не просто удобными транзитными связями. Основные исторически сложившиеся маршруты решены как целое действие с продуманным сценарием показа архитектурно-ландшафтных ансамблей, имеющее свое начало, кульминацию и развязку. Таких сценарных композиций, самых разнообразных, на Валааме очень много: от прямолинейного движения к объекту по дороге или аллее до усложненных петляющих путей, когда путника издалека интригующе манит главка постройки, а затем, после томительного ожидания в пути по лесной дороге или же по серпантину аллеи, внезапно приоткрывается еще более выразительный фрагмент, и только после этого предстает во всей красе долгожданная цель.
Особое значение на Валааме играл выбор места для ансамблей. Здесь учитывались и сугубо утилитарные, и эстетические, и психологические факторы. Причем зачастую усилия народных мастеров и профессионалов по созданию гармоничной и уравновешенной среды обитания отодвигали на второй план обязательные религиозные требования. Современный проектировщик любит посетовать на жесткие нормы и правила, ограничивающие его творческие возможности и загоняющие созидательный процесс в узкое нормированное русло. Эти жалобы, как правило, сопровождаются ностальгическими воспоминаниями о лучших временах, когда над зодчим не висел дамоклов меч всевозможных инструкций. Что и говорить, такой взгляд как нельзя лучше оправдывает посредственность современных архитектурных предложений. Однако и в прошлом существовали нормы, и подчас более жесткие, чем сегодня, что, впрочем, не мешало создавать талантливые произведения.
Взять хотя бы каноническую ориентацию алтарей православных церквей на восток. Об этом нам говорили еще в школе. Помните, муравейник — с южной стороны от дерева, мох растет на северной, а уж если повстречается церковь, то ее алтарь покажет вам восток. Действительно, на ранних этапах культового строительства это требование выполнялось безукоризненно. Но в XVIII—XIX веках зодчие многократно отходили от старых принципов, пренебрегая религиозными догмами. В чем причина такого отступления от канона? Исследователями установлено, что оно обусловлено привязкой сооружения к конкретной планировочной ситуации. Но каким образом планировочная ситуация влияла на ориентацию, какова цель отхода от обязательных норм?
Чтобы ответить на этот вопрос, в ходе детального обследования Валаамского архитектурно-ландшафтного комплекса нами была проверена ориентация всех сохранившихся и достоверно известных культовых построек архипелага, возведенных в XVIII—начале XX века. Выяснилось, что для создателей ансамблей характер рельефа, трассы дорог, условия восприятия предопределяли ориентацию построек, идущую вразрез с культовыми правилами.
К примеру, чем вызвано отклонение от канона в ориентации Никольской церкви? Местоположение церкви определило ту роль, которую она должна была играть. Во-первых, церковь включалась в центральную панораму Валаама и являлась важнейшим элементом видеоряда при подъезде к центральному монастырскому ансамблю. Во-вторых, на территории Никольского острова она задавала тон при формировании пространства скита, в который кроме нее входили: двухэтажный келейный корпус, часовня, небольшие деревянные постройки, малые архитектурные формы и искусственные посадки. Вдобавок при постановке церкви нужно было учесть необходимость зрительной связи между входом в церковь и главной монастырской постройкой — Преображенским собором. Скрупулезная продуманность всего комплекса этих требований определила ориентацию Никольской церкви — СВ 82°34′. Отклонение от востока незначительно, но именно оно стало одним из факторов, позволивших А. М. Горностаеву создать полноценный, зрительно выверенный ансамбль скита.
Разговор об игуменском кладбище у нас еще впереди. Сейчас же хочу отметить только особенности ориентации церкви, стоящей на его территории. Игуменское кладбище «привязывалось» к уже существующей дороге, и церковь пришлось расположить так, чтобы с основных видовых точек, от ворот, она могла восприниматься фронтально. При этом ее ориентация оказалась смещенной относительно востока почти на 30°. Законы восприятия и задача определенного эмоционального воздействия на человека оказались сильнее религиозных догм.
Ориентация валаамских часовен находится в полной зависимости от находящихся рядом церквей. Так, максимальное отклонение в ориентации пяти часовен, расположенных неподалеку от Преображенского собора, не превышает 8°. Ориентация же самого собора имеет значительное отклонение — на 28° от востока. Часовня Крестных страданий, включенная в единый ансамбль скита Всех Святых, обращена на дорогу, ведущую к скиту, и в ее ориентации отклонение от востока — 30°. Но наиболее ярко выражена эта зависимость в постановке часовни Гефсиманского скита. Ее ориентация — СЗ 88°12′, т. е. в сторону, противоположную канонической (!), что также объясняется подчиненным значением часовни в ансамбле скита.
Приведенные примеры не призывают отбросить нормы и правила в современном проектировании, но повод для раздумий здесь есть: они показывают, как подчинить неумолимую логику технико-экономической целесообразности логике красоты.
Ориентация часовни — СЗ 88°12′, т. е. в сторону, противоположную канонической (!), что объясняется её подчиненным значением в ансамбле Гефсиманского скита.
Надо сказать, что вся структура Валаамского комплекса насыщена смысловым значением. Она отражает принципы организации монашеской жизни на Валааме и монастырскую иерархию. Вся обитель подчинялась строгому уставу, основанному на древних правилах общежительной иноческой жизни, внедренному в конце XVIII века. Устав жестко регламентировал внутреннюю жизнь монастыря.
Готовящиеся к вступлению в монашество послушники проходили сложный путь испытаний. По достижении тридцатилетнего возраста при успешном выполнении всех послушаний они проходили обряд пострижения в иноки, тем самым навсегда отрезая себе путь в мир. В преклонном возрасте часть иноков повторяла иноческие обеты и постригалась в схиму, обрекая себя на уединенную жизнь.
Монашеское сословие казалось единым лишь на взгляд непосвященного богомольца. В действительности же оно имело сложную структуру с разделением на «низы» и «верхи». На нижней ступени находились так называемые первоначальные монахи. Верхушка монашества (иеромонахи, дьяконы, «ученые монахи») утопали в роскоши[1].
Подвижническая жизнь Валаама проходила по трем направлениям: общежительному, скитскому и отшельническому. Первая протекала в центральном монастырском ансамбле, вторая — в скитах[2] и третья — в пустынях[3], постепенно прекративших свое существование после открытия Валаамского пароходства. Соответственно каждая из «жизней» предполагала последовательное увеличение испытаний обитателей. В скитах требования должны быть жестче, чем в монастыре, отшельническая жизнь подразумевала еще большее самоотречение. Пространственная организация Валаамского комплекса сложилась в соответствии с отношениями обитателей и, в свою очередь, влияла на эти отношения, усиливая существующее в монашеской среде неравенство. Не каждый монах имел право и возможность селиться в скитах, обитатели которых в действительности располагали большей свободой по сравнению с общежительными иноками и не выполняли тяжелых послушаний. Более того, в Предтеченский скит рядовым монахам был запрещен даже вход без особого на то благословения игумена. Очень немногим позволял настоятель селиться в пустынях. Можно сказать, что каждый обитатель монастыря исполнял роль, суть которой определялась характером структуры комплекса, а сам Валаамский монастырь был системой, в которой воедино были слиты образ жизни и поведение обитателей как в духовной, так и в материальной областях.
Валаамские ансамбли — своеобразный пример использования многих традиций народного зодчества Севера. Сейчас, когда в современной архитектуре идут поиски возможностей творческого применения прогрессивных традиций прошлого, валаамский опыт заслуживает всяческого внимания.
Немало можно сказать и о многоплановости и органичности синтеза профессиональной и непрофессиональной архитектуры на Валааме, о взаимовлиянии архитектурно-строительных традиций жителей Карелии и выходцев из южных губерний России. Отдельная тема — парковые комплексы Валаама, имеющие большую художественно-историческую ценность. Созданные безвестными мастерами и профессиональными архитекторами, они несут в себе лучшие черты народного творчества, помогая глубже осознать пути развития садово-паркового искусства XIX— начала XX века.
Архитектурно-ландшафтные ансамбли архипелага — не только реликвия старины, но и неотъемлемая часть современности, связывающая прошлое с настоящим и будущим, свидетельство мастерства и таланта русских и карельских крестьян.
[1] Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917—1921 гг.). М.: Наука, 1975, с. 25.
[2] Скит — особый тип монастыря. Скиты могли одновременно устраиваться при больших монастырях, как это произошло на Валааме.
[3] Пустынь — на Валааме пустынью считалась уединенная жилая келья, хотя в XIX в. это название относили к малолюдным монастырям в глухих лесах.