15 декабря, 2016
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Кувуклия.

Новый Иерусалим (Т. Л. Левиаш)

Гефсиманский скит расположен на перекрестке двух дорог: одна ведет к монастырской ферме и Коневскому скиту, другая, основная островная дорога,— к централь­ной усадьбе монастыря. Дорогу к монастырю по тра­диции называют большой монастырской дорогой. Строи­тельство Гефсиманского и Воскресенского скитов на Валааме связано с любопытными обстоятельствами. В 1901 году монах о. Маврикий отправился в путе­шествие в «Святую землю». Из Иерусалима он привез на Валаам кусок черного камня, заявив братии, что это частица «истинного
15 декабря, 2016
Успенская церковь Гефсиманского скита

Гефсиманский скит (Т. Л. Левиаш)

Комплекс Гефсиманского скита на Валааме Итак, согласно евангельской легенде, в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы провел свою последнюю ночь на земле Иисус Христос. С Елеонской горы на соро­ковой день он «вознесся» на небеса, а у ее подножия была захоронена после смерти дева Мария. Все это обыграно на Валааме культовыми постройка­ми. У подножия Елеонской горы был разбит сад, высажены пихтовые аллеи, посажена небольшая роща широколист­венных деревьев (дуб, ясень, клен, липа),
15 декабря, 2016
Вознесенская часовня. Валаам.

Гора Елеон и поклонный крест (Т. Л. Левиаш)

От Гефсиманского скита на север идет небольшая пихтовая аллея. Выстраиваясь в ряд, пихты как бы приглашают отклониться от основного маршрута, от большой монастырской дороги, и выйти на берег, пожа­луй, самой живописной на Валааме Малой Никонов­ской бухты. Здесь когда-то была пристань, сюда подхо­дили пароходы из Петербурга, везущие на Валаам очередную партию богомольцев, а в 20—30-е гг.. XX века — и туристов. Малая Никоновская бухта Малая Никоновская бухта — самая спокойная из
23 декабря, 2016

«Валаам — одно из главных направлений деятельности Центра» (о реставрации)

О реставрации валаамских построек. «Валаам — одно из главных направлений деятельности Центра» Первый строитель каменных зданий на Валааме игумен Назарий в конце XVIII века возводил свои постройки, копируя псковскую гражданскую архитектуру XV – XVI веков. В середине XIX века в монастыре работал академик архитектуры Горностаев. Его постройки выполнены в так называемом «русском стиле», определенном в рамках направления в архитектуре как «эклектика», т.е сочетание в одной постройке разных архитектурных стилей. В
2 апреля, 2017
Воскресенский скит

Камни Валаама. Ч. 3. Экскурсия по Валааму. Воскресенский скит и Центральная усадьба.

Камни Валаама. Ч. 3. Экскурсия по Валааму. Воскресенский скит и Центральная усадьба. Опубликовано в сборнике: Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361. Приглашаем читателей на небольшую экскурсию по Валааму. Воскресенский скит По преданиям, в древности на Валаамских островах было языческое капище, затем, в I в. по Р.Х., их
16 апреля, 2017
Воскресенский скит на Валааме

Воскресенский скит (Т. Л. Левиаш)

В восьмистах метрах к западу от Гефсиманского ски­та по Большой монастырской дороге лежит Воскресен­ский скит. Пихтовая аллея На всем протяжении дороги естественный лес пере­межается с посадками пихты. Их здесь более ста штук. А возле самого скита пихты выстраиваются в стройную однорядную аллею, подчеркивая, обозначая дорогу к скиту. Среди девяностолетных пихт обращают на себя внимание стройные могучие стволы с геометрически правильной конусообразной кроной. На высоте челове­ческого роста стволы опоясаны белой полоской.
27 сентября, 2017
Вид на Никольский скит, 2013 г. Фото: Я. Гайдукова.

Проект креста на входе в Монастырскую бухту (2013 г.)

Архитектор: Анисимов А.А. Художники: Верди А.В., Артемова Д.В. Материал: красный гранит, латунь Поклонный каменный крест взамен деревянного планировалось установить на одном из островов Валаамского архипелага на входе в Монастырскую бухту. Он должен был встречать паломников, направляющихся в Спасо-Преображенский монастырь, уже на подходе к острову. Поэтому важно было, с одной стороны, вписать крест в природный ландшафт, с другой- сделать заметным ориентиром с воды. По нашему замыслу в основание креста должна находиться
10 февраля, 2018
Валаам. Коневский скит

В. З. Исаков. Призраки пустынных аллей («Прогулки по Валааму»)

Глава «Призраки пустынных аллей» воспоминаний В. З. Исакова «Прогулки по Валааму» (1984) — интересный образец советского взгляда на историю Валаамского монастыря. Несложно предположить основные «пункты обвинения» советского критика в отношении Валаамского монастыря: спекуляция на простом народе, эксплуатация крестьянского труда, заискивание перед царской властью, шпионаж и т.п. Казалось бы, решающим контраргументом можно считать ключевой образ «строителя Валаама» — игумена Дамаскина, выходца из крестьян, активного преобразователя уклада трудовой жизни монастыря, создателя «мужицкого царства»