Если здания внутреннего каре не претерпели значительных перестроек за время своего функционирования в комплексе монастырских построек, то этого нельзя сказать о зданиях внешнего каре.
Строилось внешнее каре более длительное время — с 1801 года по 1838 год и неоднократно перестраивалось. Если внутреннее каре возводилось по проекту игумена Назария, то в строительстве внешнего каре принимали участие многие авторы, в том числе и профессиональные архитекторы. Возведение корпусов внешнего каре началось с южной линии — Святых ворот и надвратной церкви Петра и Павла. В 1809 году она была освящена.
В 1807 году начинается строительство северной линии с больницей и церковью, освященной во имя иконы богоматери «Живоносный источник». Примерно в это же время начинается строительство восточной и западной линий каре. Церковь Живоносного источника была освящена в 1814 году, а уже в 1835 году начались работы по надстройке ее вторым этажом, которые были завершены в 1837 году. Новая церковь была освящена в честь Живоначальной Троицы.
В конце XIX века ведутся работы по надстройке корпусов внешнего каре: в 1891 году по проекту архитектора А. Силина осуществляется надстройка второго этажа над северо-восточным корпусом, а в 1900 году по проекту архитектора Н. И. Баранкеева начинается возведение третьего этажа над южным корпусом. Таким образом, современный облик здания внешнего каре приобрели только на рубеже XIX и XX веков.
Наружное каре представляет собой в плане замкнутый четырехугольник, состоящий из двух- и трехэтажных корпусов. Южная линия каре — прямоугольный в плане трехэтажный объем, в центре которого расположены Святые ворота с церковью Петра и Павла. Она является главной парадной частью комплекса, ее южный фасад обращен к широкой благоустроенной аллее, уходящей к монументальной гранитной лестнице и пристани. Северная линия — прямоугольный в плане двухэтажный объем, в центре которого расположена церковь Живоносного источника и Живоначальной Троицы. В северной линии два сквозных прохода: западный ведет к монастырскому кладбищу, восточный — на хозяйственный двор монастыря. Восточная линия — прямоугольный в плане разноэтажный объем, разделенный в центре узорной чугунной оградой сложного рисунка, повторяющей изгиб апсиды Спасо-Преображенского собора. Решетка была изготовлена «трудами валаамской братии», как гласит надпись на ней, в 1894 году. В южной части восточной линии есть арочный проем, выводящий на дорогу к Игуменскому кладбищу. Западная линия состоит из двух разноэтажных корпусов, соединенных Монетными воротами. От них круто под уклон к малой пристани и Покровской часовне ведет «дорога водоносов».
В корпусах внешнего каре располагались, в основном, братские кельи, но были и помещения другого назначения: резная, иконописная, переплетная, сапожная и другие мастерские, рухлядная, хлебопекарня, фотография, канцелярия и библиотека монастыря.
Планировка келейных корпусов решена по типу византийских монастырей (как писали монахи): кельи расположены по обеим сторонам длинных коридоров и перекрыты крестовыми сводами. Фасады корпусов оштукатурены и побелены, облик фасадов характеризуется лаконизмом. Они декорированы пилястрами, арочными и килевидными завершениями слуховых окон, карнизом из «сухариков», междуэтажными тягами. В целом внешнее каре небогато декоративными формами, особенно его северная часть.
Несколько выделяется решение входа в так называемые «царские кельи», получившие свое название из-за пребывания в них императоров Александра I и Александра II. Вход в «царские кельи» решен в виде закрытого крыльца, перекрытого коробовым сводом, основное внимание здесь уделено пластической обработке колонн из серого гранита.
Глава: Ядро Центральной усадьбы (Ч. 3 из 4)