Жизнь монастыря неотделима от его хозяйственной деятельности. Издавна Валаамский монастырь был крупным собственником, сначала феодалом, позже, в XIX веке, в некоторой степени капиталистом. Характерной чертой капиталистического уклада было широкое применение наемного труда. Хозяйство по-прежнему оставалось почти натуральным, здесь не было характернейшей черты капиталистического хозяйства — расширенного воспроизводства. Монастырь вел оживленную торговлю с населенными пунктами Приладожья, монахи вывозили свои товары на ярмарки в Тихвин и Сердоболь, вели как розничную, так и оптовую торговлю. В розницу торговали иконами, крестиками, глиняной посудой, четками, бутылочками со «святой водой» <…>. Оптом продавали лес, строительный камень. Особенно бурно хозяйство монастыря развивалось во второй половине XIX века — при игумене Дамаскине. Интересно сравнить, как по-разному оценивали хозяйство монастыря два человека, побывавшие на Валааме с небольшим временным интервалом.
Василий Иванович Немирович-Данченко был на острове в 1892 году. Он прибыл на Валаам по приглашению настоятеля монастыря и в книге очерков «Крестьянское царство» дал яркую картину монастырской жизни. Ему монастырское хозяйство понравилось чрезвычайно. Работавшую в монастыре паровую машину он называет «сердцем монастыря», в монастырских заводиках и мастерских писатель увидел современные промышленные предприятия с совершенной организацией труда.
А вот Михаил Новорусский, бывший народоволец, проходивший по одному делу с Александром Ульяновым, посетив монастырь в 1902 году, воспринял монастырское хозяйство иначе. В своей книге «Душеспасительное хозяйство» он сравнивает монастырскую паровую машину с голодной усталой клячей, говорит, что там, где работает такая масса заводиков и мастерских, наверняка нет ни одного стоящего. Труд монахов он называет тяжким, подневольным, лишающим всякой инициативы, почти рабским трудом. И действительно, большинство валаамских заводов и мастерских работало по мере надобности, а доход, получаемый монастырем от своего хозяйства, не шел ни в какое сравнение с суммами, получаемыми от богомольцев.
Глава: Хозяйственная зона монастыря (ч. 1 из 3)