Остров Святой расположен в северной части архипелага Валаам. Это совсем небольшой остров, примерно вдвое меньший по площади, чем Предтеченский, но зато один из самых высоких островов архипелага. При подходе к нему с северной стороны невольно вспоминается картина Н. К. Рериха «Святой остров», написанная в 1918 году. На тридцатиметровую высоту поднялись над Ладогой суровые голые скалы, покрытые глубокими трещинами и расщелинами. Символом древней святыни поднялся остров, святыни мрачной и недоступной, «где жить не хочет Бог, не смеет человек» (А. Мицкевич). Но если подойти к острову с юга, где берег пологий, впечатление меняется. Остров весь одет хвойным лесом. Высокие стройные сосны тянутся к солнцу, под ногами сплошной ковер брусничника. От монашеской пристани в южной части острова дорога ведет все выше и выше в гору, где на самой макушке в середине XIX века был сооружен скит Александра Свирского. А поводом для его строительства послужили такие обстоятельства.
В 1474 году в Валаамский монастырь пришел сын зажиточного крестьянина с реки Оять, притока Свири, и, приняв монашеский постриг, был наречен о. Александром. Прожив несколько лет в обители, он получил благословение настоятеля и отправился на далекий, практически не посещаемый людьми остров архипелага, став отшельником. Он вырубил в скале в северной части острова недалеко от берега довольно большую пещеру. Узкий вход, где можно пройти только низко пригнувшись, выводит в более просторное и высокое «помещение», где уже можно встать во весь рост. Слабый свет проникает в пещеру через отдушину, выводящую наружу в направлении господствующих северо-западных ветров, через нее уходил из пещеры и дым от костра. К входу в пещеру ведет несколько вырубленных в скале ступеней.
Восточнее пещеры на вершине острова о. Александр вырубил в скале и могилу, намереваясь закончить здесь свои дни. Но судьба решила иначе. Как повествует «Житие преподобного Александра Свирского», было иноку на острове видение: явилась Богоматерь и повелела ему покинуть отшельническую пещеру и идти на реку Свирь, чтобы основать там новый монастырь. Не внять такому призыву монах, естественно, не мог, и в 1503 году он покидает свой остров и Валаамский монастырь и становится основателем Свято-Троицкого монастыря на Свири неподалеку от города Лодейное Поле. Умер о. Александр в 1533 году, а в XVII веке был канонизирован как преподобный Александр Свирский.
Основанный им на Свири монастырь существовал до начала XX века, а на Валааме в память о преподобном отце остров, на котором он жил отшельником, получил название Святого, и в середине XVIII века здесь была сооружена деревянная часовня и возле пещеры поставлен деревянный поклонный крест под двускатной кровелькой, типичный по своему облику для севера России.
Обветшалая часовня в 1842 году была заменена новой, тоже деревянной, а в 1855 году на средства петербургского купца Никитина вместо часовни была построена церковь во имя преподобного Александра Свирского. Автор проекта неизвестен, строительство осуществлялось преимущественно наемными рабочими, как, впрочем, и все постройки времен о. Дамаскина. Она стоит на вершине острова в окружении леса.
Церковь Александра Свирского представляет собой прямоугольный в плане объем, к которому с запада примыкает четырехгранный объем двухъярусной колокольни, а с востока — прямоугольный объем апсиды. Вход в церковь решен в виде открытого крыльца на двух пилястрах и двух колоннах, перекрытого на два ската. Церковь одноглавая, рублена из бруса «в лапу» и обшита тесом. Колокольня перекрыта четырехскатной шатровой кровлей, увенчанной луковичной главкой на глухом восьмигранном барабане. Основной объем церкви перекрыт четырехскатной кровлей и имеет завершение, аналогичное завершению колокольни. Такое же завершение, но меньшее по объему, имеет и алтарная апсида.
Декоративное оформление церкви весьма скромно. Углы всех объемов выделены пилястрами, по верху их проходит резной деревянный карниз. Глухие восьмигранные барабаны украшены лопатками, окна имеют наличники простой формы. Ярусы звона имеют четыре арочных проема, здесь было установлено 10 колоколов.
Единственным декоративным украшением интерьера церкви был трехъярусный иконостас с иконами греческого письма.
Церковь Александра Свирского — одна из самых скромных в Валаамском монастыре, поспорить с ней в этом отношении может только церковь Коневского скита, но и в ее архитектуре проявились все те особенности официальной деревянной культовой архитектуры, которые были характерны для второй половины XIX века.
Скит Александра Свирского строили в период настоятельства игумена Дамаскина. Это неизменно отражалось в монастырских постройках. Имена строителей церквей мы находим лишь на скрытых от взоров богомольцев конструкциях, имя же настоятеля везде на виду. Так и здесь. Возле могилы, вырубленной для себя Александром. Свирским, поставлен гранитный крест с неизменной надписью — «поставлен при отце игумене Дамаскине».
Чуть севернее церкви сооружен небольшой гранитный обелиск, увенчанный митрой — это память о посещении Валаамского монастыря и скита Александра Свирского Петербургским митрополитом. К востоку от церкви располагаются келейные корпуса и хозяйственные постройки. Но самым примечательным сооружением скита является, пожалуй, деревянная галерея, которая тянется над обрывом вдоль северного берега острова. На деревянных кронштейнах, укрепленных в массиве скалы, уложен настил из толстых досок, огражденный легкими перилами. С этой галереи открывается простор Ладожского озера, то поражающего спокойствием и голубизной, то неспокойного, с белыми гребнями на отливающих стальным блеском волнах.
Глава: На Святом острове (ч. 1 из 2)