Архитектурная страница

Казанский скит: история строительства, описание храма и скита, фотографии.

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.
Ранее на этом месте

Казанский скит: предыстория

Казанский скит на карте Валаама.

Казанский скит на карте Валаама.

Местоположение Казанского скита

Самая крупная бухта в северо-восточной части Валаамского архипелага получила в середине XIX века название «Тростяной залив» или «урочище Тростяное». Эта спокойная, мелководная бухта действительно покрыта у берега обширными зарослями тростника. От ладожских волн она защищена двумя достаточно большими островами.

Ранее на этом месте

Часовня свв Зосимы и Савватия Соловецких. Фотография из архива Музея православной церкви Финляндии

Часовня свв Зосимы и Савватия Соловецких. Фотография из архива Музея православной церкви Финляндии

В середине XIX века монастырской братией здесь была устроена летняя ферма для коров (с домом для персонала, погребом и другими подсобными помещениями), а на мысочке возведена часовня в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В честь этих святых были названы и прикрывающие бухту острова – Зосимовский и Савватиевский.

В 1941 году игумен Харитон отметил, что «Часовня св. Зосимы и Савватия в Тростяной… стоит с испорченными образами».

В советское время все постройки в Тростяном заливе были утрачены. Сохранились лишь погреб, многочисленные фундаменты и посадки декоративных кустарников (сирени, шиповника и др.). На протяжении десятилетий это место использовалась для туристических палаточных стоянок.

Казанский скит: история строительства

В 2015 .г, по желанию благотворителей, на старых фундаментах был заложен новый скит в честь Казанской иконы Божией Матери.

К 2020 г. полностью возведена церковь скита,  закончено строительство деревянного келейного братского корпуса.

В 2021 г. закончены работы по внутренней отделке храма, 5 июня состоялось его освящение.

На главном архитектурном конкурсе России «Зодчество-2021», в номинации «Постройки», Казанский скит Валаамского монастыря был награждён Серебряным знаком.

  • В проекте и строительстве участвовали...

    Храм Казанского скита — коллективная работа Гильдии храмоздателей под руководством Андрея Анисимова.

    Автор и руководитель авторского коллектива Андрей Анисимов
    Соавтор проекта епископ Троицкий Панкратий
    Строительство Товарищество реставраторов
    Архитекторы Анна Меньшова, Сергей Кантерин, Ольга Петрашко (проект интерьера и иконы на фасаде).
    Конструкторы Николай Тараскин, Анастасия Майорова, Ярослав Яковлев.
    Принимали участие «Кавида Мастер», о.Константин Камышанов, художники Дмитрий Лазарев и Анна Верди.
    Главка из натурального лемеха «Русские начала», дир. Петр Карелин
    Художник по стеклу Алексей Яценко
    Художник резьбы на фасадах Олег Романенко
    Резьба по камню Олег Перов
    Витражи Олег Ляшенко по эскизам Анны Верди и Ольги Петрашко.
    Облачения для священников «Артодокс» Ярослава Стародубцева

    «Для нашего коллектива важно то, что мы участвовали не только в проектировании, строительстве, но и в благоукрашении храма. Храм получился цельный, гармонично сочетая в себе архитектурный образ и убранство».

    Источник: сайт Гильдии Храмоздателей.

  • Технико-экономические показатели

    Площадь застройки — 270 м2;
    площадь общая — 160 м2;
    строительный объем — 2700 м3, надземной части — 2200 м3, подземной части — 520 м3.
    Высота до подскрестного шара (от отм. 0.000) — 22 м.
    Площадь основного молельного зала — 140 м2.
    Количество престолов – 2.

Первоначальный проект

Казанский храм

Экстерьер и интерьер

Экстерьер Казанского храма

Это традиционный кирпичный, отштукатуренный, крестово-купольный четырехстолпный храм в псковско-новгородском стиле, с пониженными угловыми компартиментами, увенчанный луковичной главкой, крытой лемехом.

Высота храма до подскрестного шара – 22 м.

В архитектурном решении и декоре церкви Казанского скита безусловно проявилось увлечение художников Мастерских А. Анисимова русским стилем начала ХХ века, когда очевидный ретроспективизм гармонично включал в себя элементы модерна.

Крупный барабан, украшенный сверху аркатурным пояском над рядами бегунца и поребрика, прорезанный узкими вытянутыми окнами с бровками над ними; нежный орнамент из бегунца и поребрика на фасадах и по верхнему краю алтарной апсиды; лопатки, соединенные ползучими трехлопастными арками; живописные кресты разной формы, украшающие плоскость стен, — все эти черты сразу относят нас к образу самого знаменитого новгородского храма XIV века — Преображения Господня на Ильине улице.

Храм Преображения Господня в Новогороде

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Фото: Я. Гайдукова, 2021.

Барабан Преображенского храма

Барабан церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фото: Я. Гайдукова.

Барабан Казанского храма

Барабан казанского храма. Архитектурные элементы

Использование в декоре резных элементов, выполненных из владимирского известняка напоминают Покровский храм Марфо-Мариинской обители в Москве, построенный в 1912 г архитектором Щусевым.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Фото mmom.ru
Покровский собор. Марфо-Мариинская обитель. Фото Andrey Ratsygin

Такие декоративные элементы оформляют входы в храм: на западе большая деисусная композиция, на юге — композиция и иконой Божией Матерью «Знамение». Под ними вязью вырезаны слова молитвы перед входом в храм: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» (Пс 5:7). На алтарной апсиде находится распятие Господне, на северной стене — образ Божией Матери Казанской с молитвой «Богородица Дево, радуйся…».

Также храм украшен накладными крестами на стенах.

Цоколь храма облицован природным камнем.

Этот изысканный храм очень гармонично вписался в северный карельский пейзаж Тростяной бухты, придав ему подлинно русское звучание.

Интерьер Казанского храма

Алтарь и иконостас Казанского храма

Внутреннее решение церкви Казанского скита необычно для русской традиции, сложившейся за последние 500 лет, и является своего рода реминисценцией к раннехристианским храмам (подобное решение А. Анисимов уже использовал на Валааме при восстановлении интерьера нижней церкви Воскресенского скита). В ней практически нет привычного иконостаса. На двух передних столпах, которые расположены на границе основного пространства храма и алтарной части, в киотах из резного камня помещены большие, вертикальные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (иконы для храма выполнены известным московским иконописцем Дмитрием Лазаревым). Алтарная преграда же (выполнена из того же камня, что киоты, престол и жертвенник), идущая от столпов к стенам и Царским вратам, — совсем невысокая и носит символический характер. Таким образом, молящиеся не разделены глухой стеной иконостаса, и литургическое пространство не дробится, сохраняя единство.

В алтаре, на конхе, находится Образ Божией Матери «Знамение»; над престолом — подвесной семисвечник.

kazanskij-xram-na-valaame.-interer.-2022.-9

kazanskij-xram-na-valaame.-interer.-2022.-9

Слева и справа от престола на стенах начертаны молитвы из литургии свт.Иоанна Златоуста: «Господи, Боже Вседержителю, едине Святе, приемляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем, прими и нас, грешных, моления и принеси ко святому Твоему жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе Дары же и жертвы духовныя» (слева), «О наших гресех и о людских неведениих и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже бдети Тебе благоприятней жертве нашей и вселиться духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих дарех сих, и на всех людех Твоих» (справа).

Оформление интерьера Казанского храма

Оригинальной находкой архитекторов в решении интерьера храма стало паникадило, напоминающее иконописное изображение сошествия «язычками» света (или пламени) Святого Духа на апостолов.

Стасидии вдоль стен храма и дверцы шкафов в притворе выполнены из дерева и затонированы под белый камень, использованный в декоре церкви (в разработке дизайна принял участие известный рязанский священник-архитектор о. Константин Камышанов).

Дополняют интерьер кованые подсвечники и очень деликатные витражи.

Образы Казанского храма

Слева и справа от входа-иконы св. Сергия и св. равноап.кн. Ольги.

Над входом в центральной части храма барельеф с изображением Успения Пресвятой Богородицы.

kazanskij-xram-na-valaame.-interer.-2022.-3

kazanskij-xram-na-valaame.-interer.-2022.-3

Слева и справа от входа иконографические образы св. преп. Панкратия Печерского (затворника) и св.мч.Валерия Севастийского.

Слева и справа от него иконы св. Антония Великого и св.вмч. Димитрия Солунского.




Для авторов важно, что в проектировании, строительстве, и благоукрашении храма от начала и до конца трудился сплоченный коллектив единомышленников (к творчеству которых ктиторы относились с уважением и полным доверием). Благодаря этому храм получился очень цельным, гармонично сочетая в себе архитектурный образ и убранство.

Ещё до освящения храма, 21 июля 2021 г., владыка Панкратий отслужил в храме молебен и обратился ко всем присутствующим с такими словами:

«…день, когда мы впервые совершили молебен в стенах этого храма, в который вложена частица моей души. Мне хотелось сделать храм, который был бы средоточием моих представлений о том, каким должен быть храм. Может быть не все еще закончено, не все удалось, не всем все понравится, но мне этот храм по душе. Он точно отражает то, что я хотел бы видеть в храме: явление Христа в таинстве Божественной Евхаристии, здесь этому ничто не мешает. Когда скитская братия будет молиться, то, надеюсь, что этой молитве ничего не будет препятствовать. Излишние украшения, детали — иногда они бывают не помощью, а помехой. Мы постарались сделать храм лаконичным, простым, чтобы человек, который здесь будет молиться не отвлекался бы на какие-то второстепенные вещи, а всю свою мысль, все свое сердце направлял бы ко Господу, с тем, чтобы именно молитва была главным наполнением этого храма. Ни иконы, ни образа, ни какие-то украшения, а именно молитва должна наполнить этот храм, я очень на это надеюсь».

епископ Троицкий Панкратий

Источник.

Казанский скит

Келейный корпус

kelejnyj-korpus-kazanskogo-skita

kelejnyj-korpus-kazanskogo-skita

От возведения кирпичных келейных корпусов скита, запланированных первоначальным проектом, пришлось отказаться из-за отсутствия достаточных средств. Для проживания братии был построен один деревянный келейный дом (по проекту братского корпуса Ильинского скита). На первом этаже находятся трапезная и две жилые келии; на втором – еще два жилых помещения.  Дом срублен из бруса архангельскими плотниками, перевезен на Валаам и здесь собран.

Отопление печное.

Деревянный причал

Напротив Казанской церкви устроен живописный деревянный причал. Он вдается далеко в залив, давая возможность как бы пройти над водами и полюбоваться и великолепным пейзажем с островами свв. Зосимы и Савватия и подводными лудами, и новым храмом.

Статьи по теме