Архитектурная страница

Нижний храм Спасо-Преображенского собора

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Нижний храм Спасо-Преображенского собора: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом

    Утро 22 октября 1941 года. Первым долгом мы пришли в собор, отслужили молебен Преподобным и Божией Матери. Иконостас удален, и стенная живопись закрашена масляной краской. Начиная с солеи, во всем алтаре сделан помост для представления. На месте иконостаса стоят золоченые арки из колонн, принесенных из церкви св. апостолов Петра и Павла.

     …нижний храм большевики превратили в «клуб базы», но недолго длилась «та служба мерзостным богам, и милость Божия явилась на наш гранитный Валаам».

    Теперь наша священная обязанность восстановить его для священнодействия, к чему мы и приступили, очистив, прежде всего, алтарь и поставив престол и жертвенник, а иконостас соберем в дальнейшем. Временно поставили вполне приличную раку Преподобным.

    23 августа, в воскресенье, после водосвятного молебна, мы соборне служили в нижнем соборном храме первую литургию и молебен у раки Преподобных.

    Источник: Игумен Харитон (Дунаев). Вторая поездка на освобожденный Валаам 1 августа 1942 года. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. — СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006. С. 254-257.

  • `Общий вид (пока пусто)

  • Рака над мощами прп. Сергия и Германа

    .
    Архитектура сени выполнена в стиле, характерном для интерьеров многих церквей Валаамских скитов. При преобладании византийской декоративной, ажурной пластики, архитектурные детали содержат заимствования из классики, модерна и барокко. Все эти элементы органично «сплавлены» в единый художественный образ, образующий именно Валаамский стиль. Ажурные прорезные детали, накладные панели, ангелы-серафимы на основании малых главок, главный купол с главкой на восьмиугольном барабане, всё это соединено в гармоничную композицию, с лёгкостью «парящей» над надгробием. Бесспорно, сень с художественно точки зрения является уникальным памятником русского декоративно-прикладного искусства. Этот проект можно назвать воссозданием, выполненным на основании изучения исторических фотографий, натурных исследований, а также по иконографическим материалам иконостасов Скитов Валаама.
    Работы по воссозданию сени были осуществлены художником-реставратором из дерева высшей категории Чекушиным Владимиром Константиновичем и его командой.

    В соборе установлена рака — на месте, где под спудом покоятся мощи основателей монастыря преподобных Сергия и Германа. Ступени к ней также выполнены из валаамского гранита и амфиболита.


    Временно поставили вполне приличную раку Преподобным.

    23 августа, в воскресенье, после водосвятного молебна, мы соборне служили в нижнем соборном храме первую литургию и молебен у раки Преподобных.

    Источник: Игумен Харитон (Дунаев). Вторая поездка на освобожденный Валаам 1 августа 1942 года. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. — СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006. С. 254-257.

  • Из художественной литературы

    Входим в законченный нижний храм, — здесь престол прпп. Сергия и Германа. Колонны, своды, стены — в узорах, в херувимах. На голубоватом своде — звезды. И это са-ми? все? Работа братии. И этот иконостас, резной, розово-голубой и золотистый, — сами? Господь помог.
    — А иконы..?
    — Работа братии.
    — А… кресты на куполах?..
    — Здесь лили. Из братии трудились… — смиренно ответствует монах, перебирая четки. …
    В колоннах, справа, — серебряная рака, «спуд». Мощи преподобных, Сергия и Германа, — под спудом. Монах поясняет скупо: лет семьсот тому, из Нова-Города вернулись Преподобные «на родину»; от шведов увозили мощи, дабы не надругались «лютеры», и вот, «глубоко», под спудом почивают.

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.

    Служили в нижнем этаже. Низкие своды потолков, темные лики святых иноков по стенам, позолота на красном фоне, все это в противоположность верхнему этажу придавало ему серьезный, строгий аскетический тон. Черные мантии и рясы иноков, этих добрых воинов Христовых, дополняли внешнее впечатление особенно в полумраке всенощного богослужения. <…>

    И вообще, как во всем монастыре, так особенно в храме, везде чуялась дисциплина, чин, порядок!

    Главное же самое, — отчего и пение, и чтение, и внешняя обрядовая сторона, — получали такой религиозно-благоговейный характер, — заключалось в духе молитвы. Сюда приходили не за тем, чтобы понежить ухо изящными мелодиями, не за тем, чтобы лишь успокоить, замазать совесть мыслью, — я-де был (и только) в церкви; а шли только для единодушной молитвы. Посмотрите, как стоят здесь иноки: прямой напряженный стан, ноги не откинут ж, стянутые губы, вдумчивый взгляд или даже закрытые глаза, энергично сжатые для истового креста персты, низкие поклоны, — ведь все это, всилу связи внешнего с внутренним, души с телом, несомненно говорит о самособранности и напряженной молитве иноков. Дух ее веет в храме ощутительно ясно: оттого-то все получает здесь одухотворенность, религиозную энергию.

    Митрополит Вениамин (Федченков). На Северный Афон. Записки студента – паломника на Валаам.

  • Э. Салакка. Старый Валаам моего детства. (1980) Монашеский постриг.

    Члены братии неспешно собирались в нижней церкви ко всенощной. В притворе они прикладывались к большим изображениям основателей монастыря и медленно входили в открытые врата храма. Окружённый братией, словно под защитой, ступал молодой послушник, которому на следующее утро предстояло принять монашеский постриг. В соответствии с традицией он должен был провести предшествующую пострижению ночь в храме в одиноких размышлениях и молитве.

    Когда последний участник всенощной закрыл за собой тяжёлую дверь, храм погрузился в глубокую тишину. Юноша стоял посреди храма в сумраке, который чуть растапливали несколько горящих свечей. Он был один со своими мыслями. Со стен на него смотрели лики святых и Бога, которому он решил посвятить свою жизнь, присоединившись к монашеской братии.

    Много лет назад он впервые приехал на Валаам. Навсегда запомнил он это лето и природу острова, которая говорила с ним. За могучими монастырскими стенами этого уединенного острова он, мальчишка, отчетливо ощутил себя в надёжной крепости, под защиту которой можно было уйти из суеты мира. Так он и сделал. Оставался окончательный решающий шаг.

    Мысли эти разбудили в его душе многочисленные вопросы. Он знал, что утром, получив монашескую мантию, он не получит вместе с ней новой души. Он так и останется тем же слабым человеком. Будет ли он в состоянии нести монашеские обеты? Принятие обета нестяжания не вызывало в нём сомнения. В монастыре он получит всё необходимое для своих плотских потребностей. Пока только предчувствуя, он имел уже твёрдую убеждённость, что приходящая в его судьбу Божья милость и любовь многократно компенсирует внешнюю нужду.

    Труднее будет прожить всю жизнь в безбрачии. Хотя он много раз уже решил в своей душе этот вопрос, искушения всё еще пытались использовать присущие совсем ещё молодому человеку стремления. Толстые стены и одиночество кельи не смогут защитить его от мыслей. Лишь молитва и подвижничество станут его орудиями в этой битве. Свободным от мирских и семейных уз он сможет без остатка отдать свою новую жизнь одному только Богу.

    Быть может самое трудное в монастырской жизни — это безусловное послушание. Это участие в ежедневных богослужениях. Это выполнение строгого монастырского устава и беспрекословное подчинение наставнику-старцу. Это каждодневный труд.

    Под грузом пугающих мыслей послушник опустился на колени и стал горячо молиться. Он остановил свой взгляд на раке основателей монастыря, скрытой под сенью. В душе юноши проснулись новые вопросы. Почему эти святые пришли когда-то сюда, на скалистый остров? Вело ли их горячее желание найти Бога, или подстёгивали личные разочарования и неудачи? Наверное, их тоже одолевали искушения и сомнения. Но они выстояли, постигли смысл своей жизни и обрели здесь покой, тот самый, к которому так стремился ночной молитвенник.

    Он обвел взглядом сумрачный храм. Его окружали древние иконы, бывшие на этом месте ещё в прежнем главном храме. С одной из самых ценных икон смотрел младенец Иисус, сидящий на руках у своей матери Марии. На других были изображены важные моменты земной жизни Спасителя. Большой барельеф под сенью изображал момент жертвы на Голгофе.

    Колонны и своды потолка украшали витые орнаменты. Многочисленные кованые напольные подсвечники и паникадила, кружевные элементы украшений и отточенные живописные картины — всё свидетельствовало об исключительном мастерстве и тысячах часов послушаний, которые провели здесь их создатели.

    Послушник поднял глаза и взглянул на своды храма, изображавшие глубокое синее небо, усеянное звёздами. Он хорошо понимал, что даже будучи членом братии, он найдёт в монастыре надежду и покой только обретя Бога, как своего личного отца. Примеры святых подвижников и советы умудрённых опытом братьев всегда поддержат его в поисках, но только неослабная молитва станет прямой дорогой, ведущей к цели.

    Молодой послушник погрузился в молитву.

    Утреннее богослужение было более торжественным, чем обычно. Братия сейчас редко пополнялась новыми членами, поэтому посмотреть на таинство пострижения в монахи собрались мирские жители острова. Мальчики пытались протиснуться ближе к центру, чтобы лучше рассмотреть происходящее. Выглядывая из-за спин взрослых, они увидели очень бледного послушника, стоявшего перед игуменом и иеромонахами. Под непрекращающееся чтение молитв и звуки песнопений постригаемый произнес монашеские обеты и был наречён новым именем в честь ранее жившего святого. В знак его принадлежности к Церкви ему крестообразно вырезали пряди волос: впереди, сзади и по бокам. Постриженику помогли снять верхнюю одежду и облачиться в праздничное монашеское одеяние.

    Жизнь нового монаха отныне и до конца будет связана с монастырем. Он стал членом братии святых Сергия и Германа.

    Salakka Eino. Lapsuuteni vanha Valamo. — Gummerus, 1980.
    (Салакка Эйно. Старый Валаам моего детства. — Ювяскюля: «Гуммерус», 1980.)

  • Детали (пока пусто)

  • Восстановление (пока пусто)

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

Нижний храм Спасо-Преображенского собора в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Общий вид

Рака над мощами прп. Сергия и Германа

Рака с мощами прп Антипы Валаамского (Афонского)

(Подробнее здесь)

В живописи/Другое

Статьи по теме

Рака с мощами прп Антипы Валаамского в Спасо-Преображенском соборе. Надписи и клейма.

, , ,

Экспозиция Свято-Владимирского скита, святыни-подарки Валаамскому монастырю

, , , , , , , , , , , , ,

Улоф Энкелль, роман «Монастырское приключение». Гельсингфорс, 1930.

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x