Архитектурная страница

Знаменская (Царская) часовня

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Описания Знаменской часовни

  • Книги ``Старого Валаама``

    I) Часовня Знамения Божией Матери — вся мраморная с колоннами.<...>

    Первые пять часовен более прочих и благообразнее, из них первые две каменные; иконостасы и образа во всех часовнях новые. <...>

    Особенно великолепна часовня в память Высочайшего посещения Государя Императора Александра II.

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990. С. 68-69.
  • Валаам под красным флагом

    Поднимаемся по каменной лестнице на гору, где находится Знаменская часовня с золоченым крестом, плотно пригнутым к крыше.

    Источник: Иг. Харитон (Дунаев). Поездка на освобожденный от большевиков Валаам 19 октября 1941 г. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943. — СПб., СПВМ, 2006. — 320 с. С. 250.
  • ``Камни Валаама``

    Поднявшись по ступеням длинной лестницы, мы оказы­ваемся вблизи от входа в монастырь. Справа под сенью больших деревьев — Знаменская часовня, построенная в 1865 году в память посещения Валаама Императором Алек­сандром II и Императрицей Марией Александровной. Счита­ется, что проект часовни разработан архитектором А.М. Горностаевым (Рывкин, 1990). Колонны и соединяющие их арки вырезаны из серого полосчатого ювенского мрамора. Резьба по камню в сочетании с позолотой продольных ре­бер кровли придает сооружению спокойную торжественность. Ступени, пол и цоколь выполнены из серого гранита, добы­вавшегося на островах у северного берега Ладоги. В нише — красивая мозаичная икона Богоматери; резной темно-корич­невый, почти черный, киот, изготовленный из диабаза, хо­рошо контрастирует со светлым мрамором и оттеняет кра­сочность иконы.

    В последние годы площадку перед входом в монастырь выложили камнем, доставленным сюда не с Ладоги, а с западного берега Онежского озера. Малиновый кварцит и темно-серый диабаз, ранее никогда не применявшиеся в строительстве на Валааме, удачно сочетаются с «родными» для него плитами амфиболита, отшлифованными за много лет тысячами паломников.

  • Прот. А. Берташ

    1. 28 июня 1858 г. во время поездки по северным губерниям Валаамский монастырь посетил Государь Александр П. С ним были члены Августейшего Семейства - вскоре умерший Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий Государь, а тогда Великий Князь Александр Александрович и другие. Государь преподнес монастырю облачения, покров, лампады. В память об этом посещении в 1865 г. была устроена на месте ветхой новая Знаменская часовня, к которой мы подойдем.

    Часовня во имя иконы Божией Матери "Знамение", "отверстая, как радующаяся душа" вся выполнена из местного природного камня. Цоколь из серого гранита и киоты из черного диабаза делают часовню более внушительной. На стенах-арках сероватого мрамора устремленный вверх золотистый шатер, главка и крест с тонкими прорезными узорами. На передней арке стих из Псалма "Господи, спаси Царя!". В часовне находились иконы Знамения, Святых, соименных Августейшим Особам, и преподобных Сергия и Германа. Оттенки разного цвета белому мрамору придают тени от высаженных рядом кленов, лип, ясеней. От часовни идет аллея туи...

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

    2. Рядом со Святыми вратами находится часовня во имя иконы Божией Матери "Знамение", построенная в 1858 г. по проекту А. М. Горностаева в память посещения монастыря императором Александром II и называемая "Царской". Здание выстроена в русском стиле XVII в. из серого тёсаного мрамора, перекрытого крестовым сводом, с апсидой с востока, в которой находится киот чёрного диабаза. Свод поддерживают четыре колонны, на которые опираются три открытые арки. Часовня завершена шатром, увенчанным золочёным кованым крестом. На западном фасаде в бочке с килевидным верхом — золоченый медальон с памятной надписью о визите Александра II в обитель. Цоколь, пол и ступени — из серого гранита.

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011. С. 135.
  • В. Р. Рывкин

    Справа, напротив обелиска, торжественная мраморно-гранитная Знаменская часовня, пожалуй, самая монументальная из всех валаамских часовен. Она воздвигнута в 1865 году в память посещения Валаамской обители Александром II, поэтому ее иногда называли Царскою.

    Окончательно не выяснено, кто разработал план часовни. Известно только, что игумен Дамаскин в феврале 1860 года написал в письме А. М. Горно­стаеву следующее: «Ваша светлость Алексей Макси­мович! Я имею честь отправить Вам план часовни, посвященной памяти визита на Валаам Великого государя (Александра II), и я покорнейше прошу Вас нарисовать детали, необходимые для ее строи­тельства... Каков Ваш совет... о строительных материалах: использовать ли наш собственный мра­мор, качество которого Вы знаете хорошо, или гранит? Я ожидаю Вашего мнения и совета по этому вопросу».

    Письма с ответом архитектора не сохранилось ни в советских, ни в финских архивах. Однако есть все основания считать автором как образного решения часовни, так и выбора места для нее Горностаева. Об этом говорят обнаруженные мною кальки с проектов архитектора: подворья Троице-Сергиевой пустыни, Никольской церкви на Валааме и Знаменской часовни, хранящиеся среди ориги­нальных чертежей и копий академика архитектуры С. В. Садовникова[1].

    Интересно содержание еще одного письма, по­сланного в июне 1861 года Дамаскиным Игнатию, в котором игумен, сообщая, что получил разрешение на строительство Знаменской часовни, пишет о своем желании нанять подрядчика, сооружавшего монумент «Тысячелетие России» в Новгороде[2]. Дело в том, что этот памятник, украшающий цент­ральную площадь новгородского кремля, был от­крыт лишь в сентябре 1862 года, письмо же отправ­лено годом раньше. Этот факт добавляет еще один штрих к портрету Дамаскина, крестьянского сына (в миру Демьяна Кононова), человека несомнен­но неординарного, следящего за событиями в куль­турной жизни страны, узнающего о лучших архи­тектурных сооружениях еще в процессе их создания, повлиявшего на формирование архитектурного облика Валаама.

    Работал ли создатель памятника «Тысячелетие России» М. О. Микешин на Валааме, сказать трудно, но между ним и Горностаевым была, по-видимому, какая-то связь [3]. Не случайно скульп­турные двери в часовне князя Пожарского в Сузда­ле, спроектированной Горностаевым, выполнены Микешиным.

    Знаменская часовня, в отличие от других вала­амских часовен, сочетает в себе черты и храма, и монументального памятника. Четыре колонны рускеальского мрамора связаны между арками с севера, юга и запада, а с востока объем завершает глухая ниша. Венчает часовню бронзированная крыша с широкими вызолоченными продольными ребрами и восьмиконечным крестом. В большом медальоне крыши, также вызолоченном — религиозный стих. До мельчайших подробностей продумана цветовая гамма часовни. Цоколь, пол и ступени выполнены из валаамского гранита серого цвета, что зрительно утяжеляет объем часовни. Это ощущение закрепляет черный мраморный иконостас. Крупно декорированные белые колонны, фриз и карниз, украшенный сухариками выглядят значительно «легче». И, наконец, золотистый шатер, главка и крест с тонкими прорезными узорами, устремляясь вверх, завершающий архитектурную композицию. Высаженные рядом с часовней деревья бросают колеблющуюся тень, заставляя «вибрировать» плоскость фасада, что придает белому мрамору тончайшие цветовые оттенки.

    Вообще, если говорить об озеленении площади перед монастырем, самые интересные в компо­зиционном отношении посадки — рядом со Знаменской часовней. Границы и середину приподнятой площадки, на которой стоит часовня, отмечают посаженные с двух боковых сторон дубы. Перед часовней, как бы образуя приветливый раскрытый вход, по дуге высажены чередующиеся деревья вяза и ясеня. Место для часовни выбрано так, что если провести через ее середину прямую, она совпадет с главным входом в монастырскую гости­ницу. По этой прямой, соединяющей две постройки, и проложена дорожка, обрамленная симметричными посадками сменяющихся ясеня и липы — деревьев, имеющих одинаковую окраску листьев, но различную массу кроны.

    Велико желание пройти по мощеной дорожке от часовни к гостинице.

    [1] ОР ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ф. № 40. Архитектурные чертежи.
    [2] Valamo... Р. 70
    [3] М. О. Микешин был принят в Петербургскую Академию художеств в 1852 году, а А. М. Горностаев в 1858 году был «определен профессором перспективы» Академии. Возможно, Микешин учился у Горностаева.
    [4] Название «валаамский гранит» не означает, что его до¬бывали на самом острове. На острове встречаются крупные глыбы гранита, мрамора и других кристаллических пород, но все они привезены монахами с материка и с трех удаленных островов, принадлежащих монастырю. На самом деле на Ва¬лааме, как и на всем архипелаге, встречаются только щелоч¬ные диабазы и габбро-диабазы. Красноватый оттенок породы приобрели за счет процессов физического и химического вы¬ветривания железа из диабазов (эти сведения мне любезно сооб¬щил старший научный сотрудник Института геологии Карель¬ского филиала Академии наук СССР г. Ц. Лак. На протяжении уже более ста лет из книги в книгу переходит одна и та же ошибка о существовании на Валааме гранита).
    Источник: Р. В. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. С. 120-123.
  • Т. Л. Левиаш

    Напротив стелы находится часовня, освященная во имя иконы богоматери «Знамение». Она была построена по проекту архитектора А. М. Горностаева в 1862 году в честь посещения Валаамского монастыря императором Александром II. Когда-то на этом месте стояла другая, более скромная часовня. Обветшавшую часовню снесли, когда был задуман парадный гостиничный комплекс, и на ее месте поставили самую богатую на острове и торжественную часовню, недаром ее называли «царской». Часовня представляет собой объем, открытый с трех сторон и замкнутый апсидой с восточной стороны. Четыре колонны, поддерживающие крестовый свод, соединены между собой арками. Вся часовня выполнена из природного камня месторождений Северного Приладожья: стены — из чистотесаного серого мрамора, киот — из полированного черного диабаза, цоколь, пол и ступени — из серого гранита. Шатровая кровля часовни украшена четырьмя вызолоченными продольными ребрами, луковичной главкой с золоченым кованым крестом. На западном фасаде часовни — золоченый медальон с памятной надписью о посещении монастыря Александром II. И архитектурно-конструктивное, и декоративное решение Знаменской часовни восходят к традициям русской архитектуры XVI века. Часовня — яркий пример постройки в «русском стиле» второй половины XIX века. Пространство вокруг четко организовано: к зданию ведет дорожка из известняковых плит, обрамленная посадками клена, липы, ясеня, небольшой холм, явно искусственного происхождения, огражден, вымощен. Аллея туи западной уводит на восток, к зданию Зимней гостиницы. Часовня поставлена на одной оси с центральным входом в гостиницу, и посадки широколиственных деревьев и аллея туи являются связующим звеном между этими зданиями.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы (пока пусто)

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.
  • Восстановление

    Мозаичные образы Знамения Пресвятой Богородицы и св. благоверного князя Александра Невского выполнены в 90-х гг. ХХ в. московским художником Евгением Ключаревым.

Знаменская часовня в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер

Детали

Интерьер

В живописи

Это первая "Архитектурная страница" сайта "Valamo.ru". Мы будем благодарны, если Вы поможете наполнить текстом и фотографиями другие архитектурные страницы сайта!
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

Т. Л. Левиаш о Смоленском ските

, , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш: На острове Предтеченском

, , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Гора Елеон и поклонный крест (Т. Л. Левиаш)

,

, , , , , , , , , , , , , , , ,

Гефсиманский скит (Т. Л. Левиаш)

, , ,

, , , , , , , , , , , ,

comments powered by HyperComments