Архитектурная страница

Зимняя гостиница

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Зимняя гостиница: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом

    С 1918 по 1940 гг. – финский период. После возврата Валаама в состав России в сентябре 1940 года в здании открылась школа боцманов с ротой юнг Военно-морского флота. В период Зимней войны 1939-1940 годов остров подвергся массированной атаке со стороны советских бомбардировщиков. Монастырь чудом не пострадал, а вот угол северного крыла Зимней гостиницы был сильно разрушен от бомбового удара. В 1949 году был создан дом-интернат для инвалидов войны.

    Источник: официальный сайт Валаамского монастыря
    Направо видны разрушения большой гостиницы, которая взорвана в пяти местах, и высокие горы обломков кирпичей окружают ее.

    Я сразу пошёл рисовать. Пришёл в первую палату, которую мне Иван Иванович Королёв, директор, показал. И иду по палате. Смотрю — с 2-х сторон койки. Палата большая. И тут койки — проход, здесь койки. С правой стороны окна, там — глухая стена, тут двери. И лежат эти инвалиды. И такая тишина, так тихо... А за окном — лето в разгаре, это июнь месяц (начало июня). Сирень цветёт, окна открыты. Солнце тут льётся. Я иду, иду, до конца почти дошёл. Смотрю — сидит молодой ещё мужчина, совсем-совсем молодой. Он опёрся на столик, который перед ним, подушки тут у него. И голова у него — я смотрю — она пробита навылет пулей. Пуля была... Это не то, что маленькое такое отверстие, а она как-то разбила череп. Как будто удар был каким-то обухом по голове с одной стороны, потом такой же обух... вмяло этот череп с другой стороны. То есть две такие дыры были... Ну, затянутые кожей там... Всё-таки это было видно, что насквозь. Или какой патрон большой прошёл, какой-то противотанковый, или ещё что... В общем, навылет. В общем, он жил с этими двумя дырками на самом видном месте.

    Ну, я тоже сел, начал его рисовать. Это был мой первый портрет инвалида войны. Звали его Саша Подосёнов. Когда я начал его рисовать, вдруг пришла какая-то женщина, села рядом. Это была, оказывается, его мать, которая приехала из Сортавала на «омике» («омик» — это такой пароходик маленький)...

    Воспоминания Геннадия Доброва о валаамских инвалидах

    Постановлением Совета Министров РСФСР здание определено как памятник архитектуры республиканского (РСФСР) значения.
  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    Причиной постройки гостиницы было то, что с открытием пароходства по Ладоге число паломников значительно увеличилось, и они уже не могли разместиться во внешнем каре (на его юго-западной стороне). При строительстве использованы исключительно валаамские материалы: кирпич с клеймами Валаамского монастыря, глина, песок, камень, лес.

    Первоначально гостиница была двухэтажной, со 100 меблированными номерами. На фронтоне был гранитный крест и икона преподобных Сергия и Германа. В 1874 г. к гостинице сзади были пристроены два флигеля еще на 100 номеров (по проекту последователя А.М.Горностаева Г.И.Карпова), тут же помещались две трапезные для женщин (женщины и мужчины жили на разных этажах). Наконец, в 1900 г. был пристроен третий этаж, а с севера -деревянная летняя гостиница. В советское время в гостинице размещалась школа боцманов с ротой юнг, а затем до 1984 г. — дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. Декоративные элементы здания заимствованы из древнерусского и византийского зодчества.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    Первоначально гостиница была рассчитана на 200 номеров. Перед А. М. Горностаевым стояла трудная задача: нужно было построить современное жилое здание и в решении его главного, западного, фасада учесть близость южного фасада внешнего каре монастыря. Зимняя гостиница была поставлена под прямым углом к южной линии внешнего каре, в результате образовалась площадь. С лестницы, ведущей от пристани, открывался вид сразу на два здания. Оба здания в XIX веке были двухэтажными с выделением центра, но в выборе декоративного оформления и масштабов следовало подчеркнуть подчиненное положение гостиницы, доминантой площади должен был оставаться южный фасад монастырских келей со Святыми воротами. Именно в таком плане и была решена Зимняя гостиница. До 1863 года здание не было оштукатурено, но так как чертежей А. М. Горностаева в Советском Союзе нет, то трудно судить, было ли это замыслом архитектора или диктовалось соображениями экономии средств. В 1874 году по проекту архитектора Г. И. Карпова к Зимней гостинице были пристроены два флигеля. В конце XX века была осуществлена надстройка третьего этажа, тогда же в комплексе гостиницы появилось еще одно здание — деревянная летняя гостиница, расположенная к северу от Зимней гостиницы на одной оси с ее восточным фасадом. Эти пристройки увеличили вместимость гостиницы еще на 100 номеров.

    При надстройке Зимней гостиницы декор западного фасада стал более насыщенным, усилились элементы «русского стиля». Очевидно, автор надстройки связывал архитектурный облик здания со Знаменской часовней. При этом подчиненность западного фасада гостиницы фасаду внешнего каре заметно ослабла.

    Гостиничный комплекс окружен сейчас с трех сторон рощей деревьев-интродуцентов: здесь растут широколиственные породы — ясени, клены, липы, дубы, хвойные деревья — лиственницы и сибирские кедровые сосны, кусты сирени. Роща, высаженная в конце XIX века, создает иллюзию замкнутого пространства, приглушая визуальные связи между Знаменской часовней и фасадами Зимней гостиницы и внешнего каре монастыря, отделяя мирян от монастырской братии.

    Здание Зимней гостиницы в плане представляет собой замкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный фасад обращен на запад, на дорогу, ведущую к монастырю, его значение подчеркнуто более насыщенным декоративным оформлением, центральная часть западного фасада дополнительно подчеркнута ризалитом, она завершается фигурным фронтоном, в круглом медальоне которого помещалось изображение Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. Особенно декоративно решен главный выход в здание — в виде арки с гирькой. Поэтажное членение выделено на всех фасадах штукатурными тягами, карниз сложного профиля украшен «сухариками».

    В облике здания Зимней гостиницы явственно проступают черты разных архитектурных стилей, что характерно для утвердившегося к середине XIX века направления в архитектуре, называемого эклектикой. От классицизма здесь четкая пропорциональность фасадов, планировочного решения, выделение главного фасада и главного входа в здание в центре его. А вот декоративные элементы явно тяготеют к русско-византийским мотивам. В этом и проявляется эклектизм — совмещение в архитектуре одного здания элементов разных архитектурных стилей и эпох.

    Здание Зимней гостиницы связано с пристанью пешеходными и ездовой дорогами. Богомольцы, приезжавшие в монастырь, поднимались по парадной лестнице, а их багаж доставлялся в повозках по ездовой дороге во внутренний двор. Для проживающих были установлены строгие правила, полностью регламентировавшие быт и распорядок дня.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы (пока пусто)

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.
  • Восстановление

    .
    В 1957 году силами поселившихся здесь инвалидов войны угловую стену восстановили, но непрофессионально. Здание является памятником истории и культуры федерального значения и находится на учете в Центре охраны памятников Республики Карелия.

    Источник: официальный сайт Валаамского монастыря

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    Зимняя гостиница. Проект — институт «Спецпроектреставрация». В 1986-88гг работы по реставрации кровель, фасадов вело Карельское СНРУ. В 90-е гг. работы в интерьере — коммунальные службы г. Сортавала.

    Перечень ряда объектов, на которых производились реставрационные работы в период нахождения на Валааме государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. // Сердоболь. Городской альманах. — 2013. — №13-14. (Валаам под красным флагом). С. 41.

Зимняя гостиница в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер

Детали

Интерьер

В живописи

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел "Помощь сайту".
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

Т. Л. Левиаш о Центральной усадьбе: лестница, стела, Знаменская часовня, свечная лавка

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш о Старом братском кладбище

, , ,

, , , , , , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш о Водопроводном (машинном) доме Валаама

, , , , , , , , , , , ,

“Валаам — одно из главных направлений деятельности Центра” (о реставрации)

, ,

, , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о