Архитектурная страница

Зимняя гостиница

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Зимняя гостиница: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Воспоминания А. Алексеевского (1915)

    Хотя гостиница стоит и недалеко от пристани, но к ней надо подниматься в очень крутую гору, что с вещами тяжело, да кроме того их у меня было 4, так что я сел на монастырского извозчика. В гостинице уже шла сутолока полным ходом. Распорядители монахи бегали и распределяли публику по номерам. Как я узнал, в каждый номер помещают не менее 3х человек. Это меня не устраивало. Когда сутолока улеглась, я поймал главного хозяина гостиницы, о. Савина, как я узнал впоследствии, и объяснил ему всё что следует. Он мне отвел небольшой номер в третьем этаже для четырёх человек с одним окном, выходившим в сад перед монастырем, и сказал, что я могу быть спокойным, т.к. больше он ко мне никого не поместит. Хотя по монастырским правилам нет на номера установленной платы, я все же сказал о. Савину, что буду каждую неделю платить по 10 руб., т.е. 40 руб. в месяц; он этой ценой вполне был доволен. <…>

    Распределение времени сильно отличается от нашего мирского, в особенности Петроградского, также и пища. Утром чай можно получить между 7 и 9 часами. Потом перерыв до обеда, который бывает около 11 часов. Затем до 2 часов опять ничего достать нельзя. Между 2 и 6 ч. дня можно получать кипяток или самовар для чая и хлеб. После 6 ч. до следующего утра чаю уже не получить. Вечером в 7½-8 ч. подается ужин. В 10 ч. вечера гостиница закрывается и к 11 ч. все уже спят.

    Дневник А. А. Алексеевского. 1915. (РГИА.Ф. 1102. Оп. 1. Д. 40. ЛЛ. 23об-40об).
  • Валаам под красным флагом

    С 1918 по 1940 гг. – финский период. После возврата Валаама в состав России в сентябре 1940 года в здании открылась школа боцманов с ротой юнг Военно-морского флота. В период Зимней войны 1939-1940 годов остров подвергся массированной атаке со стороны советских бомбардировщиков. Монастырь чудом не пострадал, а вот угол северного крыла Зимней гостиницы был сильно разрушен от бомбового удара. В 1949 году был создан дом-интернат для инвалидов войны.

    Источник: официальный сайт Валаамского монастыря
    Направо видны разрушения большой гостиницы, которая взорвана в пяти местах, и высокие горы обломков кирпичей окружают ее.

    Я сразу пошёл рисовать. Пришёл в первую палату, которую мне Иван Иванович Королёв, директор, показал. И иду по палате. Смотрю — с 2-х сторон койки. Палата большая. И тут койки — проход, здесь койки. С правой стороны окна, там — глухая стена, тут двери. И лежат эти инвалиды. И такая тишина, так тихо… А за окном — лето в разгаре, это июнь месяц (начало июня). Сирень цветёт, окна открыты. Солнце тут льётся. Я иду, иду, до конца почти дошёл. Смотрю — сидит молодой ещё мужчина, совсем-совсем молодой. Он опёрся на столик, который перед ним, подушки тут у него. И голова у него — я смотрю — она пробита навылет пулей. Пуля была… Это не то, что маленькое такое отверстие, а она как-то разбила череп. Как будто удар был каким-то обухом по голове с одной стороны, потом такой же обух… вмяло этот череп с другой стороны. То есть две такие дыры были… Ну, затянутые кожей там… Всё-таки это было видно, что насквозь. Или какой патрон большой прошёл, какой-то противотанковый, или ещё что… В общем, навылет. В общем, он жил с этими двумя дырками на самом видном месте.

    Ну, я тоже сел, начал его рисовать. Это был мой первый портрет инвалида войны. Звали его Саша Подосёнов. Когда я начал его рисовать, вдруг пришла какая-то женщина, села рядом. Это была, оказывается, его мать, которая приехала из Сортавала на «омике» («омик» — это такой пароходик маленький)…

    Воспоминания Геннадия Доброва о валаамских инвалидах

    Постановлением Совета Министров РСФСР здание определено как памятник архитектуры республиканского (РСФСР) значения.
  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    Причиной постройки гостиницы было то, что с открытием пароходства по Ладоге число паломников значительно увеличилось, и они уже не могли разместиться во внешнем каре (на его юго-западной стороне). При строительстве использованы исключительно валаамские материалы: кирпич с клеймами Валаамского монастыря, глина, песок, камень, лес.

    Первоначально гостиница была двухэтажной, со 100 меблированными номерами. На фронтоне был гранитный крест и икона преподобных Сергия и Германа. В 1874 г. к гостинице сзади были пристроены два флигеля еще на 100 номеров (по проекту последователя А.М.Горностаева Г.И.Карпова), тут же помещались две трапезные для женщин (женщины и мужчины жили на разных этажах). Наконец, в 1900 г. был пристроен третий этаж, а с севера -деревянная летняя гостиница. В советское время в гостинице размещалась школа боцманов с ротой юнг, а затем до 1984 г. — дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. Декоративные элементы здания заимствованы из древнерусского и византийского зодчества.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

  • В. Р. Рывкин

    Велико желание пройти по мощеной дорожке от часовни к гостинице. Она тоже построена по проекту А. М. Горностаева, хотя на первый взгляд кажется детищем другого автора из-за своей непохожести на Никольскую церковь и Знаменскую часовню — слишком уж академичны и строги ее симметричные объемы. Но дело в том, что Горностаев был тонким аналитиком и использовал различные архитектурные принципы — в зависимости от назначения сооружений и их роли в ансамбле. Пластичность, сочность, изящество деталей, живописный силуэт Никольской церкви, организующей центральную панораму при подъезде к Валааму, действительно необходимы. Гостиница же стоит в непосредственной близости к монастырю, внешнее каре которого возведено в период расцвета клас-сицизма. В складывающемся ансамбле гостиница играла подчиненную роль, поэтому в ее формах проявились черты классицизма.

    Нужда в гостинице с открытием Валаамского пароходства стала ощущаться особенно остро. Поток богомольцев увеличивался с каждым годом, а размещать их было негде. В мае 1850 года игумен Дамаскин обратился к митрополиту Никанору с просьбой разрешить устроить в монастыре гостиницу для посетителей. Опасаясь, что начальство может отказать в прошении, Дамаскин просит принять во внимание, что все материалы для строительства собственные, монастырские. Кирпич делается и обжигается на валаамских заводах наемными работниками, глину, песок, камень и лес ниоткуда везти не надо. К прошению прилагался проект Горностаева на четырех листах.

    Чтобы поддержать просьбу Дамаскина, архимандрит Игнатий, благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии, отправляет рапорт в консисторию. Рапорт свидетельствует о тонком понимании архимандритом валаамской архитектуры, а потому содержит очень верную оценку нового горностаевского проекта. Игнатий пишет, что не только удобство планировки, соответствие назна-чению отличают гостиницу, но и значительные художественные достоинства, а также, что чрезвычайно важно, ее соответствие прочим зданиям монастыря, и в первую очередь монастырскому фасаду. Для подтверждения своих слов архиман-дрит дополняет комплект чертежей гостиницы еще одним чертежом: фасада монастыря. Что между ними общего? Теперь это стало видно наглядно. Фасад гостиницы, поставленной невдалеке от монастыря, перпендикулярно ему, полностью соответствует его фасаду. По-иному и быть не могло, ведь автор проекта, по словам Игнатия, человек «известный по отличному искусству своему».

    Горностаевский проект в сентябре 1850 года был утвержден, и в 1851 году началось строительство. За возведением гостиницы Горностаев наблюдал постоянно, по существу, он был прорабом этой стройки, длящейся пять лет. Первоначально двухэтажная зимняя гостиница стояла небеленой. После смерти А. М. Горностаева в 1874 году к ней пристроили задний флигель и оштукатурили.

    В гостинице было 200 номеров, имелись комнаты для трапезы, бани для богомольцев и другие хозяйственные помещения. Современный вид гостиница приобрела после надстройки третьего этажа в 1900 году. К зимней гостинице примыкает одноэтажная деревянная постройка летней гостиницы (детище XX века), в которой находились 26 комнат для приезжих.

    Рядом с гостиницей сохранились великолепные посадки дуба черешчатого, туи западной, ясеня, клена — мощные, высаженные в определенной системе деревья.

    В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава «Центральный монастырский ансамбль» (С.117-159).

  • Т. Л. Левиаш

    Первоначально гостиница была рассчитана на 200 номеров. Перед А. М. Горностаевым стояла трудная задача: нужно было построить современное жилое здание и в решении его главного, западного, фасада учесть близость южного фасада внешнего каре монастыря. Зимняя гостиница была поставлена под прямым углом к южной линии внешнего каре, в результате образовалась площадь. С лестницы, ведущей от пристани, открывался вид сразу на два здания. Оба здания в XIX веке были двухэтажными с выделением центра, но в выборе декоративного оформления и масштабов следовало подчеркнуть подчиненное положение гостиницы, доминантой площади должен был оставаться южный фасад монастырских келей со Святыми воротами. Именно в таком плане и была решена Зимняя гостиница. До 1863 года здание не было оштукатурено, но так как чертежей А. М. Горностаева в Советском Союзе нет, то трудно судить, было ли это замыслом архитектора или диктовалось соображениями экономии средств. В 1874 году по проекту архитектора Г. И. Карпова к Зимней гостинице были пристроены два флигеля. В конце XX века была осуществлена надстройка третьего этажа, тогда же в комплексе гостиницы появилось еще одно здание — деревянная летняя гостиница, расположенная к северу от Зимней гостиницы на одной оси с ее восточным фасадом. Эти пристройки увеличили вместимость гостиницы еще на 100 номеров.

    При надстройке Зимней гостиницы декор западного фасада стал более насыщенным, усилились элементы «русского стиля». Очевидно, автор надстройки связывал архитектурный облик здания со Знаменской часовней. При этом подчиненность западного фасада гостиницы фасаду внешнего каре заметно ослабла.

    Гостиничный комплекс окружен сейчас с трех сторон рощей деревьев-интродуцентов: здесь растут широколиственные породы — ясени, клены, липы, дубы, хвойные деревья — лиственницы и сибирские кедровые сосны, кусты сирени. Роща, высаженная в конце XIX века, создает иллюзию замкнутого пространства, приглушая визуальные связи между Знаменской часовней и фасадами Зимней гостиницы и внешнего каре монастыря, отделяя мирян от монастырской братии.

    Здание Зимней гостиницы в плане представляет собой замкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный фасад обращен на запад, на дорогу, ведущую к монастырю, его значение подчеркнуто более насыщенным декоративным оформлением, центральная часть западного фасада дополнительно подчеркнута ризалитом, она завершается фигурным фронтоном, в круглом медальоне которого помещалось изображение Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. Особенно декоративно решен главный выход в здание — в виде арки с гирькой. Поэтажное членение выделено на всех фасадах штукатурными тягами, карниз сложного профиля украшен «сухариками».

    В облике здания Зимней гостиницы явственно проступают черты разных архитектурных стилей, что характерно для утвердившегося к середине XIX века направления в архитектуре, называемого эклектикой. От классицизма здесь четкая пропорциональность фасадов, планировочного решения, выделение главного фасада и главного входа в здание в центре его. А вот декоративные элементы явно тяготеют к русско-византийским мотивам. В этом и проявляется эклектизм — совмещение в архитектуре одного здания элементов разных архитектурных стилей и эпох.

    Здание Зимней гостиницы связано с пристанью пешеходными и ездовой дорогами. Богомольцы, приезжавшие в монастырь, поднимались по парадной лестнице, а их багаж доставлялся в повозках по ездовой дороге во внутренний двор. Для проживающих были установлены строгие правила, полностью регламентировавшие быт и распорядок дня.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • C. Т. Патрашкин. На Валаам. (1913)

    Не гостиница, а гостиная. <…> Вместо швейцара — монах в клобуке. Глаз у него зоркий и наметливый: надо знать, как какого гостя поместить, а все же на лице его застыла спокойная улыбка. На стенах «гостиной» вместо реклам швейцарскаго шоколада и духов «одер ди фемина» развешаны описания верных способов достигнуть вечного блаженства. На лестнице — печатное объявление: отец, заведующий гостиной, просит, уходя из номеров, закрывать окна, во избежание пропажи мелких вещей и съестных припасов, уносимых воронами. Как хорошо! Платить никому ни за что не надо. Вместо воров-форточников — вороны. Паспорта не спрашивают. Даже в книге не заставляют расписываться. Весело пожить хоть денек без паспорта, денег, имени, вероисповедания, без печатной бумаги и без зеркал. Раствориться во всем. Покупать на Валааме можно только следующие вещи: 1) свечи, 2) просфоры, 3) книжки, 4) образа, 5) пояски с молитвами, 6) деревянные ложки с рукояткой в виде рыбы, 7) могилы, 8) намогильные памятники. Но эти покупки делать совсем не обязательно. Когда вы будете уезжать из гостиной внизу, у лестницы стоит большое блюдо, а на нем пересыпанные медяками и серебром кредитки. Рядом стоит отец, гостиник, и скрестив руки, смотрит не на вас, а в открытую на зеленый двор дверь. Сколько вы положили — пять копеек или сто рублей, ему безразлично. А деньги лежат грудой и оползают к краям. Но это будет потом, а пока можно жить без денег. <…>

    Номер в гостиной бело выбелен с голубизной. Вместо потолка — свод. Чистая постель. На стенах старинные литографические виды монастыря. За окном зеленый сад… В коридоре вереницей стоит народ перед одной из дверей. На двери небольшой печатный плакат о том, что старец по благословению игумена принимает желающих с ним побеседовать и посоветоваться в такие-то часы. Первым у двери стоит рослый, плечистый купец, вот из тех, что стоят сами за американской кассой. Прислонясь плечом к стене, усатый с гладко выбритыми щеками человек так тревожен и грустен, точно он сейчас ждет очереди к знаменитому профессору хирургу, который решить, быть или не быть смертельно опасной операции. И у всех такие «клинические» лица. Становлюсь в очередь и по мере того, как близится мой черед, сердце начинает биться сильнее… Не уйти ли? Ведь хотя у него на двери и висит плакат, как у модного доктора, а все же он «старец», ему все открыто… Поймет он, что я вхожу к нему хоть и с бьющимся сердцем, а вместе и с сокровенным хохотком… Моя очередь. Келья — такая же, в какой поместили меня. Старец с простым мужицким лицом и «знающими» глазами. Улыбнулся. Протянул руку, как старому знакомому. «Садитесь». Молчит и смотрит. Мне нечего ему сказать. Тихо спрашивает: «Смерти боитесь?» «Да!» «Не надо. Смерти нет». «Здесь я не боюсь». «Везде одно». Тихо. Под окнами на дворе гремят жестяной посудой. Наши взгляды встречаются. У него взор ясный, навеки встревоженный. Надо уходить. Выходя, чувствую, что он не смотрит мне вслед. За дверью в коридоре мне навстречу поднимаются десятки глаз. В каждом взоре тревожный вопрос, а не один ли тот же? В саду встретился какой-то монах. Посмотрел на меня. «У старца были? Хороший старец». А сам смеется.

  • Из художественной литературы (пока пусто)

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.
  • Восстановление Зимней гостиницы в XX веке

    .
    В 1957 году силами поселившихся здесь инвалидов войны угловую стену восстановили, но непрофессионально. Здание является памятником истории и культуры федерального значения и находится на учете в Центре охраны памятников Республики Карелия.

    Источник: официальный сайт Валаамского монастыря

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    Зимняя гостиница. Проект — институт «Спецпроектреставрация». В 1986-88гг работы по реставрации кровель, фасадов вело Карельское СНРУ. В 90-е гг. работы в интерьере — коммунальные службы г. Сортавала.

    Перечень ряда объектов, на которых производились реставрационные работы в период нахождения на Валааме государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. // Сердоболь. Городской альманах. — 2013. — №13-14. (Валаам под красным флагом). С. 41.

Зимняя гостиница в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XX век

Зимняя гостиница в XX веке

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер

Интерьер

В живописи

XXI век

Зимняя гостиница после пожара 1 мая 2016 года

  • Пожар Зимней гостиницы 1 мая 2016 года

    Пожар в Зимней гостинице… произошел 1 мая 2016 года, примерно в восемь часов утра. Он начался со второго этажа, затем пламя поднялось этажом выше, охватив помещения валаамской школы и гостиницы «Мансарда». Скорому распространению огня способствовало наличие деревянных перекрытий между этажами. Открытое горение было ликвидировано усилиями местной пожарной команды и добровольцев из соседних городов Сортавала и Питкяранта к шести часам вечера, а сообщение о полной ликвидации пожара поступило к одиннадцати часам вечера. Люди, находившиеся в здании Зимней гостиницы, были вовремя эвакуированы, пострадавших нет. Официальной версией случившегося было объявлено неосторожное обращение с огнем в одной из жилых квартир гостиницы.

    Площадь здания, выгоревшая от пожара, — около 1000 м2. Сюда вошли помещения двух гостиниц (Зимняя гостиница и «Мансарда»), кельи для трудников монастыря, около двадцати жилых квартир и школа.

    Источник.

  • Восстановление Зимней гостиницы после пожара

    Реставрация Зимней гостиницы осуществляется за счет федерального бюджета. В июле 2018 г. состоялось заседание Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря во главе с Патриархом Москровским и всея Руси Кириллом, на котором было сообщено, что здание Зимней гостиницы будет окончательно отреставрировано к третьему кварталу 2019 г. Патриарх Кирилл отметил, что он лично обратился к президенту России В.В. Путину и высказал пожелание о включении Зимней гостиницы как исторического памятника в федеральную программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», и президент ответил согласием.

    Источник.

Пожар в 2016 г.

Восстановление

После восстановления

Интерьер

Статьи по теме

Посещение Валаамского монастыря А. А. Алексеевским летом 1915 года. Часть 1.

,

, , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш о Водопроводном (машинном) доме Валаама

, , , , , , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш о Центральной усадьбе: лестница, стела, Знаменская часовня, свечная лавка

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Улоф Энкелль, роман «Монастырское приключение». Гельсингфорс, 1930.

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о