Верхний сад Валаама яблони в цвету
Т. Л. Левиаш о валаамских садах
28 Июль, 2017

Владимир Попов. Трудовая жизнь на Валааме.

Кровельная мастерская. Хозяйство Валаама

Кровельная мастерская. Хозяйство Валаама

 Владимир Попов. Трудовая жизнь на Валааме. // По родному краю. Сборник статей по отечествоведению, 1902.

Организация валаамских производств

Занятая послушаниями, братия только в праздничные дни бывает на всех церковных службах, а в будни является только к утрене и, отслушав ее, идет к своим обязанностям, расходится по мастерским и принимается за работу. С шести часов утра в мастерских уже кипит работа. Каждое дело имеет во главе «хозяина» (заведующего), без благословения которого послушники не имеют права ни начать, ни кончить, ни изменить сколько-нибудь своего урока.

Благодаря такой дисциплине дети и юноши, одни поступившие по собственному желанию, другие отданные родителями или родственниками, проходят прекрасную школу труда; изучая в совершенстве то ремесло, которыми они занялись по склонности или назначению, они воспитываются и нравственно. Разумеется, не многие из тех, кто поступил в монастырь в детстве или отрочестве, остаются в нем навсегда: большинство из них уходит потом снова в мир, унося с собой прочные знания и привычку к упорному и производительному труду.

Братия проходит послушания смотря по способностям, а иногда по назначению; клиросное, пономаря, звонаря; вырезывает крестики и образа, точит ложки; другие занимаются мастерством: иконописным, столярным, слесарным, малярным, кузнечным, выделыванием глиняной посуды, портновским делом или пекут просфоры, хлеб, колют и возят дрова, варят квас, прислуживают в трапезной, трудятся в поварне, стирают белье, ловят рыбу и т. д. Неся труд на пользу целой общины, братия в свою очередь получает все нужное из нее же.

Виды производств на Валааме

Портняжная. Хозяйство Валаама

Портняжная. Хозяйство Валаама

Вся одежда и обувь приготовляется в собственных мастерских, а кожа для обуви выделывается на своем кожевенном заводе, устроенном на острове, вне монастыря. В водопроводном доме устроены: лесопильня, мукомольня, токарная и слесарная; последние исполняют постоянно множество работ для монастыря. Кроме того, здесь же помещаются: прачечная с особым бассейном для мытья белья, баня, а в нижнем этаже — кузница с четырьмя горнами, снабженными особыми усовершенствованными мехами, действующими с замечательной легкостью.

В плане пропитания монастырь не только не зависел от большой земли, а напротив, снабжал ее плодами своих трудов, отправляя на пароходах в период навигации один за другим грузы рыбы, свечей, фруктов (в основном яблок), церковного вина и т. п.

Конюшенный дом на Валааме.

Конюшенный дом на Валааме.

Работный и конюшенный дом

Работный и конюшенный дом — это двухэтажное здание из красного кирпича в виде каре, расположенное приблизительно в ста метрах к северо-востоку от монастыря. Работный дом построен в 1871 году игуменом Дамаскиным по проекту Санкт-Петербургского епархиального архитектора Григория Ивановича Карпова (1824-1900). Дом предназначался для проживания работников, которых летом на Валааме было до 400 человек. В подвальном и первом этажах были кухня и трапезная, рухольная с одеждой.

С противоположной стороны корпуса находились конюшни с просторными и теплыми стойлами, куда был проведен водопровод. Там же, где хранились экипажи и пожарный инвентарь, размещались колесная и тележная мастерские. Лошадей насчитывалось около 100 голов, большинство из них были выращены здесь же, на Валааме.

Валаамская ферма, разведение и ловля рыбы на Валааме

Сама ферма монастыря — это двухэтажное с мезонином каменное строение, крытое железом. В первом этаже его помещается кухня и ряд больших комнат с длинными и широкими полками по стенам, уставленными всегда бесчисленным множеством крынок и плошек с молоком, сливками, сметаною и творогом, которые проходят здесь последовательно все свои фазисы. Во втором этаже живет братия в количестве 12 человек, наблюдающая за скотом и работающая на ферме. В подвальном этаже поставлена паровая машина, построенная своими силами; тут же, рядом с ней, в скале выбурена вертикальная шахта, соединенная с озером другою — горизонтальною шахтою.

При помощи этого колодца паровая машина берет воду из озера и снабжает ею все этажи фермы, коровник и скотный двор, которые соединены с водопроводом чугунными трубами, как и в монастыре. Этой же паровой машиной монахи пользуются для сбивания масла, приготовления картофельной муки, резки соломы для корма скота. Тут же, при водопроводе на ферме, осенью и зимой производится искусственное разведение рыбы.

Для этого служат приготовленные на собственном гончарном заводе, где выделываются из глины различные хозяйственные вещи и посуда, большие глиняные ящики; в них, на стеклянную решетку, кладется рыбья икра, которую омывает беспрерывно бегущая из крана вода.

Весною, в мае месяце, подросшую и окрепшую уже рыбешку выпускают в монастырский залив, в количестве 40 и более тысяч. Рыба служит одним из главных предметов питания монастырской братии и приезжих богомольцев, поэтому рыбною ловлей занимаются здесь серьезно и в широких размерах.

Мастерская по плетению рыболовецких сетей. Хозяйство Валаама

Мастерская по плетению рыболовецких сетей. Хозяйство Валаама

В определенное время года около Валаамского архипелага ловятся следующие породы рыб: лосось, «ясиная» и «кряжевая» панья, язь, харьюс, налим, щука, окунь, плотва, ерш, корюшка, ряпушка и, наконец, сиг - «валаамка», этот особый род сигов, живущий в северной части Ладожского озера, преимущественно около Валаамских островов и в средней части Онежского озера.

В монастырском заливе, под Горой, близ пристани, устроен рыбачий домик или «Коптелка», как его зовут монахи. Там, в этой избушке, в короткие зимние дни и длинные вечера при скудном свете лампы, гудит деревянное колесо и навивается на него бесконечная серая нить, высучиваемая из пеньки молодым послушником; другие же монахи и послушники тихо плетут огромные рыболовные сети, свешивающиеся с потолка, к которому они прикреплены; тут же чинят старые. По закопченным, коричневым стенам висят на деревянных гвоздях толстые мотки ниток, скрученные на подобие кос; под потолком за балки сложены готовые сети, ожидающие своей очереди изведать глубины озера и взглянуть на подводные чудеса. Крупную пойманную рыбу солят, заготовляют в прок, мелкую же немедленно употребляют в пищу…».

Справка с официального сайта Валаамского монастыря

К концу XIX столетия Валаамский монастырь стал одной из самых крупных и почитаемых обителей России. К этому времени он представлял собой фактически маленькое островное государство, которое занимало территорию в 3076 десятин и 1039 5/8 квадратных саженей на острове Валаам и 2800 десятин на островах Тихвинском, Сергиевском и Германовском. К 1900 г. монастырь имел больницу на 20 мест, церковно-приходскую школу, в которой ежегодно обучалось не менее 50 человек, преимущественно детей окрестных крестьян. Свои рыбные ловли в Якимварском и Кюменском приходах монастырь отдавал в аренду Финляндской казне, за что ежегодно получал по 19229 финских марок.

Из третьестепенного, коим он был в начале XIX в., монастырь стал первоклассным, и на его содержание ежегодно отпускалось из государственной казны 1878 руб. 85 коп. Если в 1802 г. в монастыре было всего 82 насельника, то через столетие (в 1900 г.) на Валааме насчитывалось уже 782 человека: 191 человек монашествующей братии, 101 послушник и 490 человек, "проживающих для приобщения к монашеской жизни по законным видам"

Источник: https://valaam.ru/publishing/28426/ (Свидетельствуют вековые фотографии: «растворял серебро, плавил цинк, составлял золотой раствор для золочения, приделал электромагнит к гальванопластике…»)

comments powered by HyperComments