Владимир Архипович Бондаренко на Валааме. Цикл «Валаамские мастерские».

    В. А. Бондаренко. Валаамские мастерские. Сапожная мастерская. 1898

    В. А. Бондаренко. Валаамские мастерские. Сапожная мастерская. 1898

    Бондаренко Владимир Архипович (1866-1900 гг.) окончил одесскую рисовальную школу, затем учился в Академии художеств (с 1890 г.) у И.И.Шишкина. Когда Шишкин ушел с преподавания, перешел в класс к Куинджи. Однако, по манере письма, остался верен Шишкину, и в 1897 г. получил звание классного художника 3 степени. По Валааму имеется серия картин, созданных в 1890-е годы: «Пейзаж о. Валаама», Валаамский монастырь» (мастерские монастыря — «Иконописная», «Столярная», «Кузнечная» и др.).

    Вот как вспоминает ученик Куинджи Аркадий Рылов, наблюдавший Бондаренко во время учебы в Академии художеств: «Необычайно тихий и скромный Бондаренко каждое лето проводил на острове Валааме в монастыре. Его этюды диких лесов с камнями и мхом были до наивности добросовестно выписаны. Бондаренко остался верен шишкинским традициям. Он показал нам две одинаковые картины Валаамского леса с камнями и мхом. На одном холсте лес написан одним черным тоном, на другом тот же лес в красках. Накануне годичного акта стали известны результаты экзаменов.

    Всем куинджистам присуждено звание «художник», кроме одного Бондаренко. Его слишком сухо написанный лес и мхи не понравились Совету. Но И.Е.Репин нашел у Бондаренко интересный, своеобразный примитив и предложил ему поработать год у него в мастерской. Через год Бондаренко привез с Валаама целый цикл картин монастыря и получил звание»[1].

    С именем В.А.Бондаренко связана огромная и весьма плодотворная работа по созданию на Валааме художественной школы рисования и живописи. Благодаря обучению в этой школе жившие на Валааме одаренные художники получили профессиональные знания (колорита и композиции и т.д.), что, несомненно, сказалось на многочисленных росписях стен Валаамских храмов. Известно письмо В.А.Бондаренко с Валаама в сентябре 1894 года Ивану Ивановичу Шишкину в этом отношении чрезвычайно знаменательное: «Достоуважаемый Иван Иванович, простите меня, что осмеливаюсь беспокоить Вас этим письмом, но случай такой подошел, что необходимо было Вас беспокоить, так как в предстоящем деле необходимо будет Ваше влияние. Дело в том, что здесь, в Валаамском монастыре, формируется школа живописи, и нужен будет гипс для учащихся рисованию. Так вот, заведующий этой школой монах отец Лука и податель сего письма покорнейше просят Вас похлопотать у графа Ивана Ивановича Толстого, не могут ли хотя сколько-нибудь выдать из Академии гипсу для этой Валаамской школы[2]… Я ввек не забуду Вашей помощи». И далее идут интересные рассуждения о творческом процессе художника и взаимоотношениях ученика и учителя:

    «Я пока еще не могу приехать, ибо кончаю большой этюд… с Божьей помощью надеюсь окончить их, и 27 сентября надеюсь быть в Питере и явиться к Вам со своими рисунками и этюдами на Ваш грозный суд. Признаться по правде, и с этюдами происходила та же борьба, всё то бледно, то черно выходит, так что иной этюд переписывал несколько раз, и все-таки черно вышло. Лишь теперь, под осень, как-то спокойно работается, а с тем вместе и начинаю познавать сущность той музыки в природе, которая все прошлые годы лишь ошеломляла как бессознательное существо. А сущность все та же, что и Вы нам постоянно твердили, учиться умению передать характер предмета, отличительные особенности каждого предмета в отдельности. Словом, наблюдая в природе, я начинаю понимать то, что Вы говорили и чему учили, и мне остается только всегда благодарить Вас за наставления, что помогли мне обратиться на свой путь, сделаться самим собой, сделаться тем, что я есть, ибо, живя в мире и проходя все житейские бури, приходится впадать в заблуждения, в крайности, хотя этому и надлежит быть, чтобы познать все добро и зло, чтобы, зная это, стать твердой стопой на путь истины и действовать. Но, слава богу, испытания проходят, и мне теперь остается лишь работать да работать и сколько угодно лет ездить сюда на Валаам, чтобы выполнить ту мысль, чтобы докончить начатое»[3].

    Н.А.Костяшкин Валаам в жизни и творчестве замечательных людей. М.,1999. С.30-32.


    [1] А. Рылов «Воспоминания», Л-д, 1977, стр. 74, 83,64.

    [2] 19 октября 1894 г. Шишкин получил письмо с аналогичной просьбой от Валаамского игумена Гавриила.

    [3] Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. — Л., Искусство, 1978, стр. 195-196.

    В электронном формате публикуется впервые. Разбиение на абзацы и примечания авторские.


    Картины В. А. Бондаренко
    из цикла «Валаамские мастерские».

    Эти картины  экспонировались на выставке «Валаам: 200 лет в русской живописи» в 2019 г.

    • Информация с табличек

      Владимир Архипович Бондаренко (1866-1900)- живописец, рисовальщик.

      Окончил Одесскую рисовальную школу. В 1890-1897 учился в ВХУ при ИАХ у Ивана Шишкина, Архипа Куинджи. В 1894 г. принимал участие в организации школы рисования при Спасо-Преображенском Валаамском монастыре.

      Холст, масло.

    • Список картин

      В.А. БОНДАРЕНКО
      В ремесленной мастерской. 1898
      Холст, масло
      Государственный Русский музей
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops. In the Crafts Workshop. 1898
      Oil on canvas State Russian Museum

      Валаамские мастерские
      Часовая мастерская. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops. Clock Workshop. 1898

      В.А. БОНДАРЕНКО
      Валаамские мастерские
      Кузнецкая мастерская. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops. Smithy. 1898

      Валаамские мастерские. Прачечная. 1898
      Холст, масло
      Ново-Ваяаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops, Laundry, 1898

      В.А. БОНДАРЕНКО
      Валаамские мастерские. Пекарня. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops, Bakery, 1898

      В.А. БОНДАРЕНКО
      Валаамские мастерские
      Токарная мастерская. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops. Lathe Workshop, 1898

      В.А. БОНДАРЕНКО
      Валаамские мастерские
      Бочарная мастерская. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops, Cooperage Workshop, 1898

      В.А. БОНДАРЕНКО
      Валаамские мастерские
      Сапожная мастерская. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops. Shoemaking Workshop. 1898

      Валаамские мастерские
      Мастерская по обработке металла. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops. Metalworking Workshop. 1898

      В.А. БОНДАРЕНКО
      Валаамские мастерские. Столярная
      мастерская. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops. Carpentry Workshop. 1898

      Валаамские мастерские
      Портняжная мастерская. 1898
      Холст, масло
      Ново-Валаамский монастырь, Финляндия
      VLADIMIR BONDARENKO
      Valaam Workshops. Tailoring Workshop• 1898
      Холст, масло.

    Фото: Яна Гайдукова.
    Обработка: Валентин Щеглов.

    Также репродукции картин Бондаренко выложены на эти страницы сайта «Валаам. Виртуальная экскурсия.»

    admin
    admin
    Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

    Оставить комментарий

    avatar

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

      Подписаться  
    Уведомление о