Затонувший пароход «Walamon Luostari» найден на дне Большой Никоновской бухты.
Затонувший пароход «Walamon Luostari» на дне Большой Никоновской бухты. Ч.1. История и довоенные фотографии.
17 Июль, 2019
11 forest
А.И. Фаресов. Поездка на остров Валаам (1901 г.). Ч. 1. По Неве на «Валааме».
22 Август, 2019

Затонувший пароход «Walamon Luostari» на дне Большой Никоновской бухты. Ч.2. Подводные съёмки 2018-2019 гг.

Теплоход «Valamon Luostari» на дне Ладожского озера. 2019 Фото: «Атрина».

Затонувший пароход «Walamon Luostari» найден на дне Большой Никоновской бухты.

Как был найден пароход
«Walamon Luostari»

В 2018 году дайверы орловского клуба «Диво» сообщили, что найден пароход «Walamon Luostari», который был затоплен зимой 1940 года в Ладожском озере.

В 2017 году дайверы с коллегами из Воронежа выполняли тренировочные погружения в Ладожском озере. Огни готовились к экспедиции в Карском море — поиску судна «Геркулес», затонувшего в 1913 году в Карском море. Во время одного из погружений был обнаружен затонувший валаамский пароход. Судно осмотрели, измерили, однако сразу определить его название не смогли.

В 2018 году, изучив источники, в том числе с сайта Valamo.ru, дайверам удалось установить, что затонувшее судно — это пароход «Walamon Luostari». В 2019 году участники экспедиции это подтвердили, проведя детальное обследование судна (замеры, подводная фото- и видеосъемка).

Специфика Ладожского озера. Особенности погружения, исследования рэков[1]. Состояние подводных объектов.

Почему Ладожское озеро было выбрано для тренировочных погружений?

Вода Ладожского озера пресная и содержит минимальное количество солей – 56 мг/л. температура поверхностной воды летом — 20-22 °C. На 5 м термоклин[2], с увеличением глубины температура резко падает и доходит до 5°C. Погружения рекомендованы в сухих гидрокостюмах, т.е. таких, которые защищают пловца от контакта с водой.

«Ладога – идеальный водоём для обучения сухому костюму на открытой воде. С одной стороны, можно подобрать безопасное место для погружения, с другой – «холодно, темно и страшно». Обученный на Ладоге дайвер не растеряется и на Баренцевом море. После 15-20 метров наступает абсолютная темнота, космос, без понятия о верхе и низе. В сочетании с невесомостью это рождает особые ощущения»[3].

Ходовик для погружения на «Walamon Luostari» в Большой Никоновской бухте

Ходовик для погружения на «Walamon Luostari» в Большой Никоновской бухте

Затонувшие объекты, благодаря холодной пресной воде, отлично сохраняются на дне озера, представляя постоянный интерес для профессиональных фотографов-дайверов. Однако, с другой стороны, видимость в ладожской воде крайне низкая. Летом средняя видимость составляет 4-5 метров, лучше всего — с конца лета до начала осенних штормов[4].

Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «Диво»: «Сложность погружений и подводных поисков на Ладоге заключается в отсутствии прозрачной воды. Если бы пароход лежал скажем в море, он был бы виден с поверхности. Но в Ладоге, если даже погрузиться и промахнуться мимо, скажем, метра на два, его не увидишь. Мы, когда его нашли летом 2017 года, записали его точные координаты. И в этом году, когда мы проводили исследование, мы погружались на него по ходовику (это верёвка с поверхности к объекту)».

Кроме того, за почти 80 лет судно существенно обросло илом.

Как погиб «Walamon Luostari»?
Обстрел, пожар, затопление.

Так описана гибель «Walamon Luostari» на сайте Valamo.ru:

«22 января в 11 часов 40 минут в Монастырской бухте Валаама при налете советских бомбардировщиков СБ-2 из состава 41-й эскадрильи Ладожской флотилии, от четырех сброшенных бомб выгорел и в 13 ч 25 мин затонул на глубине 7–9 м транспорт «Walamon Luostari». При этом его мачта на метр возвышалась над водой. Большинство команды находилось на берегу, а потому и убитых не было. Всё, что удалось спасти, — только судовая книга. Это была первая и единственная боевая потеря корабля в Ладожской кампании 1939-1940 гг. с обеих сторон». (Valamo.ru)

Подводные исследования это подтверждают. Судно лежит на глубине 9 м. На всём судне заметны следы пожара. Мачты корабля, труба и спасательные шлюпки лежат рядом. Жертв нет.

Станислав Трофимов, участник клуба подводного плавания «Диво»: «Судно сохранилось прекрасно. Проплывая рядом с ним, я видел хорошо сохранившиеся пеньковые канаты и мачты, слегка повалившиеся на бок. Я старался заглянуть в каждый иллюминатор и увидеть, что находится внутри. Обугленные деревянные элементы судна напоминали о пожаре, случившемся в далёком 1940 году. Это как капсула времени. Совсем ничего не изменилось за 80 лет, лишь только покрылось подводной пылью».


[1] Рэк или рэк-дайвинг (англ. wreck — кораблекрушение) на сленге подводников — тип погружения, при котором производится спуск на затонувшие суда или объекты. Часто такое погружение связано с проникновением в надголовную среду (каюты, трюмы погибших судов), что требует некоторой практической подготовки. (Wikipedia)

[2] Термоклин, или слой температурного скачка — слой воды, в котором градиент температуры резко отличается от градиентов выше- и нижележащих слоев. (Wikipedia)

[3]  Одиссей-2. Дайвинг. Сафари и экспедиции на Ладоге — Форум «Тетис».

[4] Лучшая видимость в Ладожском озере наблюдается в западной части от островов Валаам – до 9 м. На глубинах более 20 метров видимость может доходить до 15 м.

Видео: Удалось установить название судна, обнаруженного на дне Большой Никоновской бухты (11.07.2019)

Затонувший пароход «Walamon Luostari» на дне Большой Никоновской бухты: подводные съёмки 2018-2019 годов.

Подводную съёмку делали дайверы разных групп. Мы публикуем почти все фотографии, выложенные ими на данный момент. А также некоторые из тех, которых ещё нет в публичном доступе.


Фоторепортаж Тимофея Червякова — участника погружений с «Одиссея-2» на рэк (2018 год) (источник).

(Публикуется с небольшими текстовыми сокращениями)

Рэк лежит ровно на киле на глубине 13 метров. На пароходе был пожар от попадания  бомбы, но деревянные части почти не пострадали из-за быстрого затопления корабля.

Фотографии расположены в последовательности по часовой стрелке: с середины левого борта, нос, передняя палуба, правый борт, вход внутрь кормовой части с правого борта под пассажирский тент, корма с корзиной, проход над верхним тентом и верхней палубой с основанием трубы.

Брашпиль

Паровой брашпиль в отличном состоянии, видна отчищенная «лампа Алладина» непонятного назначения

Начало обхода корабля по часовой стрелке :
Левый борт, начало лееров
Левый борт с кнехтами
Дальше к носу по левому борту, сверху на леерах — мачта:
Мачта лежит на леере

Мачта завалилась на левый борт, вид сверху

Мачта вывалилась из гнезда

Якорь есть  только по правому борту

Нос с якорем

Под палубой в носовой части дверь входа в машинное отделение немного обгорела

Дверь в машинное отделение

Правый борт иллюминатор:

Иллюминатор

На дне, по правому борту, лежит упавшая труба

Труба
По правому борту, ближе к корме, вход на пассажирскую палубу под тентом. Эта часть похоже от пожара пострадала больше других, палуба наполовину разрушена и видны дыры в трюм:
Вход для пассажиров

На корме лежат две довольно интересной формы конструкции  — видимо опоры крыши:

Опора крыши?

Вход в трюм с кормы

Люк в трюм на корме

Центральная опора крыши отчищена от ила.

Опора крыши на корме

На корме лежит корзина непонятного назначения.

Корзина. Вид изнутри корабля

Корзина на корме вид с правого борта

Корзина  на корме вид с левого борта

Сверху над палубой по бортам  две шлюпбалки. Самих шлюпок нет, если в момент бомбежки на корабле и были люди, то они успели уплыть. Судя по расположению шлюпбалок, это корабль «Walamon Luostari».

Шлюпбалка с левого борта
Шлюпбалка с правого борта

Место крепления трубы

Основание трубы

Рядом с трубой блок из трех окон в машинное отделение

Блок над машинным отделением:

Окна машинного отделения

Телеграф связи с машинным отделением лежит на палубе

Машинный телеграф

Фотографии «Walamon Luostari» дайверов с судна «Атрина»
(июль 2019 года).

Фотографии любезно предоставлены Любовью Яньшиной, руководителем Дайвинг-центра «Атрина», главным помощником капитана судна РВК «Атрина». Июль 2019 года.


Фотографии «Walamon Luostari» дайверов с судна «Одиссей-2» (2019 г).

Фотографии любезно предоставлены Вячеславом Петровым, участником дайвинг-клуба «Диво».

Материал подготовила Яна Гайдукова.

В третьей части — о том, какие артефакты были подняты с «Walamon Luostari» и где они находятся, а также о том, какую роль сыграл сайт Valamo.ru в атрибуции парохода.


Источники

  1. «Новости культуры». Эфир от 11.07.2019 (10:00). Удалось установить название судна, обнаруженного на дне Большой Никоновской бухты.
  2. Орловский дайвинг-клуб подводного плавания «ДИВО» — группа «Вконтакте».
  3. На Ладоге найден затонувший финский пароход Valamon Luostari.
  4. Петров Вячеслав. «Экспедиция на Ладогу. Поиск Корабля». (фотоальбом)
  5. Долгожданное открытие на Ладоге. 15.07.19. — Подводный портал «Тетис».
  6. Любовь Яньшина. «Valamon Luostari — Затопленный корабль в 1940 году на Валааме». (фотоальбом)

Выражаю благодарность за подводные работы, консультацию и предоставление фотографий:

  1. Сергею Куликову, руководителю клуба подводного плавания «Диво».
  2. Вячеславу Петрову, участнику клуба подводного плавания «Диво».
  3. Любови Яньшиной, руководителю Дайвинг Центра «Атрина», главному помощнику капитана судна РВК «Атрина».

Дорогие друзья! Задавайте вопросы в комментариях! Эту публикацию читают участники подводных экспедиций, которые могут на них ответить! 

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о