Скульптурное изображение Невы высечено в пудостском камне
А. Г. Булах. Камни Санкт-Петербурга
15 Март, 2017
Булах. Каменное убранство Петербурга.
Камни старого города: типичные сорта и эталонные места для опознавания
15 Март, 2017

Валаамские камни на улицах Санкт-Петербурга (по книге А. Г. Булаха)

Все детали портала и стены костела – гранит. Ковенский пер., 7

Все детали портала и стены костела – гранит. Ковенский пер., 7

Фрагменты книги А. Г. Булаха "Каменное убранство Петербурга. Шедевры архитектурного и монументального искусства Северной столицы".

Улицы от Невского проспекта до Мойки

Дом № 40

Это бывшее здание Первого Российского страхового общества сооружено в 1889–1900 гг. по проекту Л.Н. Бенуа и Ю.Ю. Бенуа. Цоколь здания отделан хорошо полированным розово-красным валаамским гранитом, который имеет очень неоднородное пятнистое или полосчатое строение и местами переходит в гнейсогранит. Верхние этажи облицованы розовым и желтым песчаниками и несут сложный резной орнамент, высеченный из светло-серого песчаника.

Церковь Воскресения Христова ( Спас-на-Крови)

Цокольная часть храма на высоту 3 м облицована крупными блоками серо-черного амфиболита и серого гранита, привезенного, возможно, с острова Святого Сергия, где он добывался Валаамским монастырем. Окраска гранита в двух нижних рядах темнее, а верхних четырех – светлее. Из этого же гранита сделаны массивные колонны у крылец. В углублениях цоколя установлено двадцать досок из темно-красного шведского гранита с надписями о выдающихся событиях, произошедших в царствование Александра II.

Дом № 46.

Пятиэтажное здание было возведено в 1901–1902 гг. по проекту Л.Н. Бенуа для отделения Московского купеческого банка. Оно отделано природным камнем на высоту двух нижних этажей. Камень представлен декоративным ярко-красным валаамским гнейсовидным гранитом с острова Сюскюянсари. Внизу облицовочные плиты хорошо отполированы, цвет и узор камня прекрасно видны, а выше камень только отшлифован, имеет матовый блеск и кажется более темным.

Петроградская сторона

Кронверкский проспект. Дом № 1–3 (угол ул. Куйбышева).

Два розовых (внизу) и серый (вверху) граниты использованы в окладе стен особняка М.Ф. Кшесинской

Два розовых (внизу) и серый (вверху) граниты использованы в окладе стен особняка М.Ф. Кшесинской

Замечательным примером архитектуры стиля модерн является знаменитый особняк прима-балерины бывшего Императорского Мариинского театра М.Ф. Кшесинской. Построенное в 1906 г. по проекту А.И. Гогена, это здание сложного асимметричного силуэта производит монументальное и вместе с тем нарядное впечатление. Фасады его отделаны разноцветными гранитами и светлым облицовочным кирпичом.

В цокольной части здания использован красный гранит двух видов. Самый низ цоколя выложен финским рапакиви. Выше по всему фасаду проходит своеобразный фриз высотой более метра – кайма из крупных, угловатых, грубо околотых глыб так называемого валаамского гранита с ладожского острова Св. Германа (о-в Сюскюянсари). Цвет этих глыб ярко-розовый и красный. Они тщательно подогнаны друг к другу по форме, и швы между ними так хорошо заделаны цементом, что воспринимаются как своего рода украшение. Сверху крупноглыбовая мозаичная кайма обведена полосой из того же гранита, но гладко обработанного.   Облицовка стен особняка до середины бельэтажа выполнена из плит серого гранита двух оттенков: темно-серого сердобольского и светло-серого из месторождения «Ковантсари». Преобладают плиты сердобольского гранита, полированные, а также обработанные фактурой скалы, светло-серого гранита значительно меньше, из него сделаны подоконники, наличники окон и консоли балконов.
С разноцветной каменной отделкой гармонируют светлый облицовочный кирпич, синяя майолика, окаймляющая фасады под самой крышей, и орнамент в виде дубовых листьев из красной керамики, украшающий стены замкнутого дворика, находящегося перед главным входом в особняк. Здание обнесено изящной кованой решеткой, укрепленной на полированных колоннах из темно-серого сердобольского гранита. Пилоны ворот сложены из крупных блоков светло-серого гранита, а со стороны проспекта облицованы полированным темно-серым гранитом и черным габбро.
Высокохудожественная отделка особняка, ее единство с архитектурными формами и великолепное качество исполнения производят удивительное впечатление.

Особняк Кшесинской, цоколь выложен валаамским гранитом.

Особняк Кшесинской, цоколь выложен валаамским гранитом.

Мечеть, костел, церкви и буддийский храм

Костел Лурдской Божьей Матери

Все детали портала и стены костела – гранит. Ковенский пер., 7

Все детали портала и стены костела – гранит. Ковенский пер., 7

Это костел или рыцарский замок? Ковенский пер., 7

Это костел или рыцарский замок? Ковенский пер., 7

Находится в Ковенском переулке, 7. Построен в 1908–1909 гг. по проекту Л.Н. Бенуа и М. М. Перетятковича. Суровый, как у средневекового замка, фасад костела, почти лишенный декоративных элементов, на всю высоту облицован красным гранитом – валаамским и рапакиви. На фоне мощных стен, декорированных плотно подогнанными друг к другу прямоугольными грубо околотыми плитами, выделяются центральный портал, наличники окон и входных дверей, сложенные из плит гранита с гладкой фактурой. Такими же гладкими плитами облицованы высокая башня и вертикальные столбы, оформляющие угловые части фасада.

Буддийский храм

Построен Г.В. Барановским в 1906–1915 гг. в Старой Деревне (Приморский пр., 91) в стиле старой тибетской архитектуры. Вопросы, связанные с его строительством, решал специальный комитет из ученых-востоковедов и художников В.В. Радлова, С.Ф. Ольденбурга, Ф.И. Щербатского, Н.К. Рериха. Необычны для Петербурга формы здания, необычен и его каменный наряд. Храм словно собран из мощных блоков красных гранитов. Цоколь здания, ступени и пол портика, пилоны сделаны из розового финского гранита рапакиви, стены облицованы валаамским гранитом. Наличники окон сложены из блоков черно-серого крупнозернистого естественного камня. Возможно, это лабрадорит, но не полированный, а с матовой поверхностью. Подпятники дверных окладов главного входа в храм сделаны из коричнево-красного массивного мелкозернистого гранита.

В России буддийскому вероисповеданию принадлежат буряты и калмыки. В 1905 г. далай-лама обратился к царю с просьбой помочь построить в Петербурге буддийский дацан. Укрепление деловых и культурных связей с Тибетом сдерживалось отсутствием официальных дипломатических контактов, и строительство храма оживило бы их. Его решили создать вблизи городской черты. Треть средств на строительство пожертвовал Бадмаев.

Гранитные пилоны в портале буддийского храма

Гранитные пилоны в портале буддийского храма

Монгол Жамсарон (Петр Александрович) Бадмаев (1841–1920) был известным врачом, практиковавшим методы тибетской медицины, и просветителем бурят. Он родился и рос в семье народных целителей, в 1871–1875 гг. учился на восточном факультете Петербургского университета и параллельно в Медико-хирургической академии. Одно время был чиновником 8-го класса в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, затем занимал почетный (без жалованья) пост члена попечительского совета приюта герцога Ольденбургского. Организовал бурятскую школу с программой классической гимназии на Поклонной горе под Петербургом, имел аптеку и вел врачебный прием в своем кабинете в доме № 16 по Литейному проспекту. Его образ прекрасно воссоздан Борисом Гусевым в публикации «Мой дед Жамсарон Бадмаев» [17 - Новый мир, 1989. № 11. С. 199–226.].
В 1915 г. в храме служили 90 лам, ими исчислялись все буддисты в Петербурге, но связи с Тибетом – и хозяйственные, и культурные, и научные, и политические – оживились. Это было как бы скрытое посольство страны, расположенной на ближайшем пути в Индию.
В 1926 г. для извлечения золота сняли бронзовую позолоченную крышу (ганджир) с башни, убрали из алтаря и распилили золоченую статую будды, изъяли ритуальные вызолоченные бронзовые диски на фризе. А храм оказался закрытым в 1934 г.
Сейчас он действует. Буддисты в нашей стране по-прежнему есть среди калмыков и бурят. Храм высоко чтится ими.

Эту статью желательно дополнить современными фотографиями — с помощью комментариев или способами, указанными здесь.
comments powered by HyperComments