12-Валаамские пароходы XX в
Посещение Валаамского монастыря А. А. Алексеевским летом 1915 года. Часть 1.
23 Март, 2019
20-2-Валаамские пароходы XX в
Посещение Валаамского монастыря А. А. Алексеевским летом 1915 года. Часть 3.
12 Апрель, 2019
Скалы о. Валаама. 1914.

Источник: РГИА.Ф. 1102 (Коллекция документов разных лиц, изъятых из сейфов частных банков и кредитных учреждений, находившихся в Петрограде). Оп. 1. Д. 40. Дневник А. А. Алексеевского. ЛЛ. 23об-40об.

Подготовка рукописи к публикации: Наталья Потапова.

Оформление: Я. Гайдукова.

Публикуется впервые!

Часть 2. Закат у Никольского скита. Крест у Глухого (Крестового) озера. Описание пустыньки схим. Николая. Скит Всех Святых. Мыс Чёрный нос. Авраамиевский скит.

Июнь 1915 года

18 четверг

Счастливый день! Познакомился под вечер на пристани с «этими» двумя барышнями. Шатенка очень мне нравится. Бог ведает, с первого раза, как я ее увидел, почувствовал к ней сильную симпатию и все искал случая, чтобы познакомиться и вот сегодня этот случай сам явился. В 7 ч. пришел пароход «Валаам». На пристань приходят богомольцы и монахи встречать приезжающих. Пришел и я; случайно сюда же зашел студент-ботаник, который уже «два дня» с ними был знаком. Мы их встретили; он поздоровался с ними и познакомил меня. Желаю ему за это всякаго счастия. Пока мы познакомились безымянно, не сказав даже своих фамилий.

19 пятница

Сегодня накупил много открытых писем с изображением природы острова и других интересных мест, также два альбома снимков скитов и самого монастыря и мастерских; купил еще несколько деревянных изделий на память.

Моя «Купава» — так я назвал свою шатенку — любит казаться не той, чем она есть на самом деле. Надо узнать ея Петроградский адрес. Неужели наше знакомство прервется с ея отъездом? Не хочу и думать!

Я пригласил моих знакомых барышень после обеда пойти на скалу, что у «Глухого озерка», где, говорят, очень красивый вид. Ея подруга отказалась идти ссылаясь на усталость, а она согласилась, чему я был очень рад. По дороге мы разговорились, и она сообщила мне зачем оне приехали на Валаам. Оказывается, по ея словам, что она и ея подруга – обе невесты и их женихи на войне. Жених подруги (ея родной брат) – студент-медик последнего курса, а у нея – офицер-артиллерист. Цель их приезда – помолиться за них и их благополучное возвращение. По правде сказать, мне было неприятно узнать об этом; после же я стал сомневаться, действительно ли у Купавы есть настоящий жених, чудилось, что это просто симпатия, может быть сильная, но не больше. В то же время я узнал, что она ныне весною кончила 8-й класс гимназии, следовательно, мое предположение о симпатии, может быть еще школьной, стало более реально; но все это я оставил при себе. Хотя по ея обхождению со мной все же было видно, что мысли ея не здесь, а с «ним». Идя дальше по дороге, мы встретили генерала, приехавшего на Валаам помолиться и с котором я познакомился на пароходе во время одной из поездок в скиты. Я пригласил его идти вместе с нами: у меня не было теперь цели оставаться с ней вдвоем. Он согласился. Т.к. я шел в первый раз, то сбился с дороги и вместо Глухого озера мы пришли к берегу озера. Было очень досадно. К четырём часам возвратились в монастырь.

Въезд в монастырскую бухту (1914)

Вечером ходил на берег озера против острова, на котором расположен Никольский скит, смотреть на закат солнца. С этого места открывается северо-западная часть озера. Вечер выдался чудесный, очень тихий; на горизонте облаков не было. Пришел на место около 9 часов, солнце еще было довольно высоко над горизонтом и освещало красноватым светом скалы. На озере была почти зеркальная поверхность.  В разных местах плескались дикие утки и чайки, которых водится на острове во множестве. Эти птицы, в особенности дикие утки, совершенно не боятся человека, т.к. на острове строжайше запрещено стрелять птицу и зверя. Оне ловили рыбу себе на ужин. Картина великолепная, такая прекрасная, что описать ея невозможно, надо ее видеть. Солнце скрылось под горизонтом в 9 ч. 41 мин., почти на ½ часа позднее, чем у нас в Великуте в это же время. Этот вечер долго у меня останется в памяти.

20 суббота

В 12 ч. дня пришел пароход «Валаам»; опять пошла сутолока в гостинице.

Я снова отправился на Глухое озеро. Очень уж мне хотелось увидеть это место. Оказывается, вчера свернули мы не на ту дорогу и так неудачно, что прошли мимо всего в 150 саженях от скалы. Мне было очень досадно.

Место у Глухого озерка действительно очень красивое; почти отвесные гранитные скалы спускаются к очень небольшому озерку овальной формы. Через лес вдали видно Ладожское озеро. На горе поставлен под навесом большой деревянный крест; около креста небольшая скамейка.

Вечером был на берегу озера на том же месте, где вчера, в обществе Купавы и ея подруги. Все вместе наблюдали заход солнца. Вечер был тихий, чудесный. Как я был счастлив!

Купава села на камень около воды; потом легла и приняла замечательно грациозную позу. Как она была красива в это время!

21 воскресение

Ходил детально осмотреть пустыньку схимонаха Николая. Она квадратной формы 4 шага длины и ширины; потолок можно достать рукой. Окошечко четверть ширины и 1 ½ четверти вышины. Небольшой стол, стул и 3 доски в виде нар для спанья. Небольшая печь – вот и все.

Сегодня в 7 час. Вечера пароход «Валаам» увез моих барышень. Я провожал их и Купаве на дорогу поднес букет незабудок. Опять пошел на старое место наблюдать заход солнца.

Как грустно стало! Вижу, что она мне сильно нравится. Неужели я ее больше не увижу. Этого быть не может! Недалеко от меня сидят две барышни и кавалер и поют песню про обитель Валаама. Напев очень грустный, что придает моему настроению еще более грустный оттенок. Где мои барышни наблюдают теперь заход солнца?

Пустынька схимонаха Николая на Валааме (1914)

18.Пустыня схимонаха Николая. Литография Балашова.

Так выглядела пустынька о. Назария до строительства деревянного футляра. Изображение с литографии Балашова.

22 понедельник

Поехал второй раз в скит Всех Святых и Коневской Божьей Матери. Мне хотелось осмотреть хорошенько внутренность скита Всех Святых. Очень красив верхний храм во имя всех Небесных сил бесплотных. Замечательно красиво сделано солнечное сияние над Царскими Вратами. В храме много света. Скит обнесен каменной оградой, на четырех углах которой высятся небольшие с остроконечной крышей башенки.

Церковь в Коневском ските очень небольшая и просто отделана. Интересна в этом скиту избушка игумена Дамаскина, в которой он уединялся. Купава при своем отъезде познакомила меня со своей знакомой, миленькой барышней, небольшого роста блондинкой Варварой Ивановной Абрамовой. Вечером ходил с нею и ея сестрой Анной Ивановной смотреть закат на старое место. Сестра ея – старая дева, косая, лет 35. Варвара Ивановна – невеста, 22 лет, жених ея – какой-то чиновник.

23 вторник

С Купавой я познакомился безымённо. Сегодня узнал от Варвары Ивановны имя и фамилию Купавы. Ее зовут Елизаветой Григорьевной по фамилии Смирновой. Постоянное местожительство: посад Сергиево на Балтийской железной дороге, рядом с Сергиевой Пустыней, под Петроградом.

После обеда ездил с новыми знакомыми и знакомым им монахом на лодках по заливам острова. Сначала мы осмотрели место, на котором строится на средства Великого князя Николая Николаевича новый скит, где будут вечно поминать убитых наших воинов Великой Европейской войны. Потом проехали в скит Всех Святых. Здесь знакомый моим спутникам батюшка поставил самоварчик, и мы пили чаек с баранками на воздухе в беседке из акаций в скитском плодовом саду. От скита ходили к берегу озера. Сначала дорожка идет лесом, потом по скалам и таким образом, что с левой стороны возвышаются скалы, а с правой обрываются вниз к водам озера (если идти от скита к озеру).

В одном месте поставлена скамеечка, откуда открывается прекрасный вид на озеро. Той же дорогой на лодке по заливам отправились в монастырь. Вышла чудная, поэтическая прогулка.

24 среда

Ходил (один) на Черный нос. Так называют небольшой скалистый полуостров. Дорога туда идет частью лесом, частью берегом озера. Местами по дороге попадаются очень большие скалы, у подножия которых и проведена дорога. Скалы на черном носу обрываются отвесно и очень высоки; здесь поставлен деревянный крест под навесом. Особенной красоты место не представляет.

Авраамиевский скит на Валааме (1914)

25 четверг

Сегодня я, Абрамовы и знакомый им монах отправились пешком в Авраамиевский скит, верст за 7 от монастыря. Дорога идет частью полями, частью лесом. Скит построен на небольшом острове, расположенном на юг от главного. Между скитским островом и главным лежат еще два небольших островка. Все эти островки соединены, как между собою, так и с главным островом узенькими мостиками. Построены они недавно, раньше на скит можно было попасть только на лодке. Скит небольшой; церковь очень просто отделана. Иконостас резной из дерева. Местоположение же этого скита и виды из него на озеро и соседние островки очень красивы. Все местоположение скита – одно из лучших на Валааме.

Мы взяли с собой сахар, чай, баранки и даже банку килек в подарок батюшке, за что он был очень благодарен. Выпили чайку «на воле», т.е. в садике. Осмотрели скитский плодовый сад и огород. Тем же путем пришли в монастырь.

Вечером вздумали пойти в Никольский скит, самый близкий от монастыря, в 1 ½ верстах.

Осмотрели храм в честь Николая-чудотворца, очень красивый и светлый, каменный. Очень интересно резное изображение из дерева св. Николая. В одной руке он держит меч, в другой – церковь. Об этом изображении ходит много рассказов.