Скалы о. Валаама. 1914.
Посещение Валаамского монастыря А. А. Алексеевским летом 1915 года. Часть 2.
29 Март, 2019
12-Валаамские пароходы XX в

12. В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА. Во время православных праздников монастырские корабли всегда украшались флажками. На фото перегруженный пароход «Valamo» подходит к Валааму. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

Предлагаем вашему внимание ранее не опубликованные записки о посещении Валаама и Коневца в 1915 году. Автор — А.А.Алексеевский, выпускник физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Алексеевский пробыл на Валааме 24 дня, застал престольные праздники Коневского и Валаамского монастырей, посетил скиты Валаама, г.Сердоболь (ныне Сортавала).

  • Андрей Александрович Алексеевский

    Андрей Александрович Алексеевский. Ex Libiris.

    Андрей Александрович Алексеевский. Ex Libiris.

    Андрей Александрович Алексеевский — потомственный дворянин, выпускник физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.

    Диплом на потомственное дворянское достоинство был в 1859 г. пожалован Ивану Осиповичу Алексеевскому (ум. в 1883), деду Андрея, инженеру генерал-лейтенанту, начальнику одного из участков строительства железной дороги Санкт-Петербург—Москва. От бабушки, княжны Прасковьи Алексеевны Ухтомской, семье в наследство досталось имение Великуши (Новгородской губ.). Мать Андрея, Алевтина Павловна Алексеевская, открыла там общедоступную библиотеку. Размеренный дворянский быт начал рушиться с началом Первой мировой войны: сначала на фронт забрали старшего сына, он был ранен, в 1915 году от чахотки умер отец, Александр Иванович…

    Вскоре после поездки на Валаам Андрей Алексеевский поступит на службу в Государственный банк, получит чин коллежского секретаря и должность помощника бухгалтера отдела заграничных операций Петроградской конторы Государственного банка.

    Н. Потапова.

    Источники:

    • Суздальцева Т. Н. Книжные знаки прежних владельцев. // Национальная библиотека. Электронный журнал Российской национальной библиотеки. — 2014. — №1 (01). С. 80-85. С. 84.
    • Страна Див: Энциклопедия Окуловского края / Авт.- сост. Е. Н. Романова, Л.Э. Бриккер; Ред. М. С. Кукина, Е. Н. Туманова; Под общей ред. А. И. Белинского. – СПб.: Изд-во «ДУМА», 2014.

Источник: РГИА.Ф. 1102 (Коллекция документов разных лиц, изъятых из сейфов частных банков и кредитных учреждений, находившихся в Петрограде). Оп. 1. Д. 40. Дневник А. А. Алексеевского. ЛЛ. 23об-40об.

Подготовка рукописи к публикации: Наталья Потапова.
Примечание: Мария Иванова.
Оформление: Яна Гайдукова.

Публикуется впервые!


Часть 1. Путешествие по Неве и Ладожскому озеру. Качка.  — Праздничная служба на Коневце. — Размещение в Зимней гостинице. Внутренний распорядок. — Валаамская трапеза. — Посещение Игуменского кладбища, пустыньки схимонаха Николая.


Июнь 1915 года

11 четверг

Встал в 7 часов. Приехал к пристани в 9 часов. Хотел взять каюту, но оне уже были распроданы, так что пришлось взять общий билет первого класса. Народу ехало очень много. Ровно в 10 часов пароход отошел. Четверть третьего прибыли в Шлиссельбург. Пароход остановился только на минуту, чтобы принять нескольких пассажиров, подъехавших на лодке. Сейчас же поехали дальше. Двадцать минут четвертого вышли в Ладожское озеро. По дороге я познакомился с матерью, довольно солидной дамой и дочерью-гимназисткой, кажется 6 или 7 класса. Всю дорогу делился с ними впечатлениями. Местность по Неве довольно живописная, берега высокие, обрывистые, почти сплошь песчаные. Близ Петрограда оба берега застроены многочисленными заводами и фабриками, между которыми расположены домики рабочих. Заводы сменяются дачными поселками и деревнями, а также лугами, полями и лесами. Последние большей частью хвойные или мешанные, редко боры. Одно место на правом берегу оказалось очень живописным. Здесь Нева образует около берега два островка, покрытые прекрасным лесом. Далее на берегу раскинулся большой парк, среди зелени которого виднеется замок. Около Шлиссельбурга (вот противное немецкое название!) берега Невы делаются пологими и безлесными. Город расположен на левом берегу. При истоке Невы, на небольшом островке стоит древняя шведская крепость, как свидетель времен минувших; теперь в ней помещается тюрьма. Отсюда открывается ширь Ладожского озера. Пароход всю дорогу к острову Коневцу идет близко к Финляндскому берегу, который виднеется узкой полоской на горизонте; на другой стороне парохода озеро имеет вид настоящего моря. Вместе с нами едет молодая пара англичан. «Она» очень некрасивая и худая, тонконосая, костлявая особа, большей частью лежит на скамейках палубы. «Он» же довольно красивый мужчина среднего роста, очень внимателен к своей супруге, хотя она этого совершенно не заслуживает. Пароход чистый, удобный с хорошим буфетом, назыв. «Валаам». На Неве качки совсем не было. При входе в озеро поднялся более сильный ветер и с полчаса была небольшая качка, которая на меня не действовала. Ветер скоро стих и далее до Коневца ехали спокойно. На Коневец прибыли в 8 ½ вечера; всю дорогу был встречный ветер. Остров Коневец покрыт весь хвойным лесом и весь песчаный, что придает для его берегов дюнный характер. С такой же растительностью. Монастырь расположен на южном берегу острова. На этом же берегу находится и небольшой скит в расстоянии 2 ½ вёрст от монастыря; другой скит расположен почти в центре; в версте от последнего скита находится знаменитый «Конь-камень».

Епископ Анастисий (Александров)

Епископ Анастисий (Александров)

На Коневце 12 июня престольный праздник, т.к. празднуется память преподобного Арсения, Коневского чудотворца и основателя монастыря. На этот праздник ехал епископ, ректор Петроградской Духовной Академии, со свитою. Нас встретили колокольным звоном; на пристани было много монахов.

Как только приехал, сейчас же отправился в гостиницу, вместе с новыми знакомыми, которые ездят на Коневец уже третье лето и знают все порядки и многих монахов. По их просьбе, о. Амвросий, распорядитель в гостинице, дал мне номер без посторонних лиц, за что я им был очень благодарен. Гостиница – двухэтажное каменное здание, довольно большая; главный фасад ея выходит в сад.

Всенощная была очень длинная и кончилась около часу ночи. Служил прибывший епископ. Я простоял почти всю службу и прикладывался к мощам св. Арсения, а после подходил под благословение епископа, который мазал лоб миром.

12 пятница

Встал в 9 часов, напился чаю и пошел к обедне, так как мне хотелось посмотреть службу с епископом. После был крестный ход к скиту Казанской Божьей Матери, куда пошел и я; там был молебен; затем крестный ход возвратился в монастырь. Про Конь-камень я в то время позабыл и очень сожалел после об этом, т.к. потом узнал, что от этого скита он находится в расстоянии всего около версты.

После обедни мне в номер принесли обед, весь постный; таким образом здесь я в первый раз познакомился с монастырской постной пищей. Из Коневца пароход ушел в 2½ дня. Ветер дул довольно сильный, и как только мы выехали в открытое озеро, обогнув с западной стороны остров, началась довольно сильная качка. Первое время она на меня не действовала и приступов морской болезни я не ощущал. Уже несколько раз видел одну барышню, стройную, живую шатенку, с русским типом лица. Замечательно прекрасно она выносит качку. Не знаю, чему и приписать, а она мне с первого раза понравилась, да и сильно. Вот встреча! Она своим радушным обхождением со всеми прямо действует притягательно. Надо познакомиться. Но! Как? О! Моя застенчивость, куда мне тебя девать? Все же меня к ней тянет. Вот задача. – Качка, однако, сильнее. 5 часов, немного тошнит; плохо! Надо заснуть. Я лег на диван в общей каюте первого класса, но мне не спалось; вдруг я почувствовал сильный приступ рвоты; только что я успел вытащить из кармана носовой платок и поднести его ко рту, — меня вырвало. Стало легче. Я опять лег. Второй раз меня вырвало в уборной. После этого я опять лег, и до приезда на Валаам меня вырвало еще два раза. Когда мы подъехали к пристани, я почувствовал сильную слабость.

Когда начали выходить с парохода, я увидел, что моя барышня возится со своими вещами. Я неуклюже предложил ей свои услуги. Поблагодарила и отказала. Мне стало очень неловко.

Хотя гостиница стоит и недалеко от пристани, но к ней надо подниматься в очень крутую гору, что с вещами тяжело, да кроме того их у меня было 4, так что я сел на монастырского извозчика. В гостинице уже шла сутолока полным ходом. Распорядители монахи бегали и распределяли публику по номерам. Как я узнал, в каждый номер помещают не менее трёх человек. Это меня не устраивало. Когда сутолока улеглась, я поймал главного хозяина гостиницы, о. Савина[*], как я узнал впоследствии, и объяснил ему всё что следует.  Он мне отвел небольшой номер в третьем этаже для четырёх человек с одним окном, выходившим в сад перед монастырем, и сказал, что я могу быть спокойным, т.к. больше он ко мне никого не поместит. Хотя по монастырским правилам нет на номера установленной платы, я все же сказал о. Савину, что буду каждую неделю платить по 10 руб., т.е. 40 руб. в месяц; он этой ценой вполне был доволен. Вечером устраивался в номере.

Valamo and its message

Зимняя гостиница с молодой аллеей

13 суббота

В 2½ ночи меня разбудил очень сильный звонок. Это будят богомольцев к полунощнице. Второй звонок бывает к поздней обедне около 9 часов. Я встал в 8 часов, напился чаю и пошел к обедне, т.к. мне хотелось увидеть служение епископа. Служба шла по полному уставу без сокращения. Некоторые напевы оказались для меня новыми, на обыкновенной службе я их не слыхал. Кончилась обедня в 11 ч. Сейчас же подали обед. Я пошел в трапезную, т.к. мне хотелось посмотреть ея устройство. Потом, придя в гостиницу, услышал новый звонок. Он приглашал богомольцев ехать в скиты. Сегодня назначено ехать в Воскресенский скит и в Гевсиманию. Т.к. я изучил описание Валаамского монастыря и его скитов, то описывать их не буду. В каждом скиту служили молебны, один общий и заказные. Дивная природа меня очень прельстила, и я ушел далеко от скита, опоздал к пароходу, почему и должен был идти пешком к монастырю верст 6, что для меня было, впрочем, приятно, т.к. я знакомился с природой острова. Вечером окончательно устроился в своем номере.

Распределение времени сильно отличается от нашего мирского, в особенности Петроградского, также и пища. Утром чай можно получить между 7 и 9 часами. Потом перерыв до обеда, который бывает около 11 часов. Затем до 2 часов опять ничего достать нельзя. Между 2 и 6 ч. дня можно получать кипяток или самовар для чая и хлеб. После 6 ч. до следующего утра чаю уже не получить. Вечером в 7½-8 ч. подается ужин. В 10 ч. вечера гостиница закрывается и к 11 ч. все уже спят.

14 воскресенье

Днем ездил на большой лодке в скиты Всех Святых и Коневской Божьей Матери. Моя барышня со своей подругой тоже ездила вчера и сегодня. Ах! Как мне хочется с ними (для нея) познакомиться.

Постная пища дает себя чувствовать: желудок расстроился. Эти два дня приходится привыкать к постному маслу. На обед дают 4 блюда: одно холодное, вроде рыбного салата, два горячих жидких блюда – кислые щи и какая-нибудь похлебка и каша – гречневая или просовая; кроме того небольшой графин хлебного квасу. На ужин тоже меню, только без холодного первого блюда и кваса.

15 понедельник

Ходил к берегу озера на экскурсию за растениями. Природа острова описана у меня в отдельной тетрадке. О. Савин познакомил меня со студентами Московского Университета, тоже ботаниками. Их приехало 2 с лаборантом; они живут уже две недели. Приехали с целью изучения флоры острова, в особенности лишайников и мхов. Я был очень рад с ними познакомиться.

16 вторник

Опять ходил по лесам и по долам. Дивная природа! Нашел два представителя альпийской флоры.

17 среда

Сегодня осмотрел новое монастырское кладбище и кладбищенскую церковь в нем; пустыньку схимонаха Николая, умершего в 1823 году. Сама избушка, в которой жил пустынник, и его место погребения с деревянным гробом теперь сохраняются под особо выстроенными навесами. Навес над пустынькой имеет вид церкви и выстроен в прошлом году по повелению Велик.кн. Николая Николаевича, бывшего на Валааме перед войной.

Прошел на летний коровник и по дороге осмотрел часовню в честь Сергия Радонежского.

Могила схим. Николая Смиренного

Могила схим. Николая Смиренного

Продолжение следует.


* Отец Савин — монах Савин / Munkki Savin [Семен Калошин, крестьянин Тверской губ.]
род. 10.04.1877 — † 25.08.1942 {нов.ст. 22.04.1877 —† 07.09.1942}
Монашеский постриг: 08.06.1911.
Образование: монастырская богословская школа мл. отд.
Сохранял российское гражданство.
Впоследствии «заведовал плотническими работами».

См. МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ НА ОСТРОВЕ ВАЛААМ И В МЕСТНОСТИ ПАПИННИЕМИ В ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1939-1944 ГГ. (ОКОНЧАНИЕ)
Клементьев А.К., Скворцова О.В., Шпакштейн Л.
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 1 (21). Сс. 351, 401.

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

3
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
adminМарияОльга Сидорова Авторы недавних комментариев

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Ольга Сидорова
Гость
Ольга Сидорова

Захватывающе:)

Мария
Гость
Мария

О.Савин — монах Савин {Munkki Savin} [Семен Калошин, крестьянин Тверской губ.]
род. 10.04.1877 — † 25.08.1942 {нов.ст. 22.04.1877 —† 07.09.1942}
Монашеский постриг: 08.06.1911.
Образование: монастырская богословская школа мл. отд.
Сохранял российское гражданство.
Впоследствии «заведовал плотническими работами»

См. МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ НА ОСТРОВЕ ВАЛААМ И В МЕСТНОСТИ ПАПИННИЕМИ В ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1939-1944 ГГ. (ОКОНЧАНИЕ)
Клементьев А.К., Скворцова О.В., Шпакштейн Л.
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 1 (21). Сс. 351, 401.