Валаам. Коровы. Фото: мон. Авраам (Щипакин)
С. Т. Григорьев-Патрашкин. На Валааме (1913 г.). Ч. 6. Где рождаются облака.
20 Ноябрь, 2019
Дмитрий Преображенский. Фотопоэма "Остров".
История о. Порфирия (Безсонова)
1 Декабрь, 2019
О. Святой на Валааме, где находится пещера прп Александра Свирского

О. Святой на Валааме, где находится пещера прп Александра Свирского. Фото: Я. А. Гайдукова.

С._Т._Григорьев-Патрашкин

С. Т. Григорьев-Патрашкин

Последняя часть статьи С. Т. Григорьева-Патрашкина «На Валаам»/»На Валааме».

Ели, вода как воздух, и воздух как вода, пещера… могила, высеченная в граните, – и передовая статья.

C. Т. Патрашкин. На Валааме.

Источник: C. Т. Патрашкин. На Валааме. // День. 19.7.1913. №191 (279).

Поиск и фотография статьи: Наталья Потапова.
Компьютерный набор: Ирина Назарова.
Примечания: Марфа Щелчкова.

Публикуется впервые с 1913 года!

Часть 7. На Святом острове.

В скиту прп Александра Свирского. Политическая полемика. — Предтеченский остров. Схимонахи на Коневце и Валааме.


На Александро-Свирском острове пещера, где по преданию подвизался святой. Узкая щель в гранитном обрыве. В пещеру впускают по одному, и на дорожке вытягивается длинная очередь, как в Петербурге. В глубину пещеры не более десяти шагов, шириною – сказать бы один шаг, да некуда шагнуть. Скоро плечи мои упираются в обе стены, надо согнуться и бочком пробираться до мерцающей перед образом свечи. Как тут можно жить? Отовсюду угловатые рёбра камня торчат, даже лечь можно только согнувшись.

Пещера прп. Александра Свирского (1914). Валаам.

Пещера прп. Александра Свирского (1914). На Валаамских фотографиях позировали и схимонахи.

Наверху, когда поднимаешься на сколы по горной тропке, – начатая отшельником могила в граните. Если положить в пещере недели две, то, наверное, могила будет представляться верхом комфорта. В ней можно лечь, вытянувшись на спину «покойно» и на бок перевернуться. А тут надо вползти червем и так лежать, не шевелясь. Хуже могилы!

У входа схимник продаёт свечи к иконе в пещере. Деньги кладут на блюдо, а схимик с каждым пятачком откладывает в сторону свечку и приговаривает тихо:

— Поставим! Поставим!

Я положил на тарелку полтинник и схимник отложил в сторону ещё одну копеечную свечку: «Поставим, поставим». Думаю, он меня не обманул. Не зажигать же им тысячу свечей, если придёт сибирский купец да кинет на медяки сторублевку. Спрашиваю схимника, сухого, старенького, с простецки обиходным лицом: «Можно ли жить в такой пещере?»

Рассмеялся старик: «Нам-то нынешним трудно, не повернешься, а он, батюшка, как во дворце».

A одна богомолка на мои слова, схимнику только смешные, громко возмущенно выкрикнула: «Чай, он не такой бык, как ты!»

Я кротко посмотрел ей в глаза обречённые, страшные. А молодая. Подумал, что ей, вероятно, надо бы лечиться, в клинику лечь, профессора ей сделали бы операцию и была бы человеком. Белой кухаркой, что ли, или судомойкой или «присучивала» бы исправно языком оборванную нитку на злобно шипящей «мюль-машине»[1]. А, видно, не может. Наверное, рассчитали с фабрики или из «одной прислугой». А она нет бы к доктору пойти, на последние деньги «обратный билет» на Валаам купила… Мне очевидно стало, что я и в самом деле бык.

Скучны мне стали и небо, и ели, искала, и белесая вода под ногами, прозрачная так, что весь виден до киля красный корпус нашего парохода, и руль, и краснопёрый винт – будто не на воде пароход стоит, а плавает в воздухе. Что в самом деле, если и нет земли, нет могилы – земной тяги, и мы плаваем призраками в бездне…

Недалеко от могилы Александра Свирского, на стене сарайчика, крупная надпись: «Уборная», а снаружи рукомойник висит и рядом чистое полотенце из грубого холста. Культура. Пока внизу один по одному паломники входят во дворец Александра Свирского, здесь, на скалистой горе расселись группами богомольцы. Присаживаюсь. Идет разговор о старой и новой жизни. Спорят дядя с племянником. Оба петербургские рабочие. У дяди на голове картуз, шея повязана клетчатым шёлковым платком. Племянник в лаковых сапогах, рейтузах и синей куртке, на голове студенческая фуражка. Собою тоже «бык». «Крестьянский пролетарий» аттестует он себя. Речь идёт о земле, об отрубах[2].

— Ты думаешь, – надел лаковые ботинки, так барином стал?

— Вы не острите вопрос. Это личная почва. Хорошо же жили! На десять человек одни сапоги шили. Ноги мылом натирали, когда обувались.

— А кто тебе сапоги шил? Еврей?

— Это мне индифферентно! Сапог лёгкий, прочный, сидит хорошо…

sximnik sredi monaxov i poslushnikov konevskogo monastyrya. 1900 e. iz kn. ladozhskoe ozero

Схимник среди монахов и послушников Коневского монастыря. 1900-е. Из кн.«Ладожское озеро»

Боже мой! Как будто полемика «Нового времени»[3] с радикальной газетой. Спрыгнуть что ли с круга от проклятых вопросов? Ели, вода как воздух, и воздух как вода, пещера, где так неспособно «быку», могила, высеченная в граните, – и передовая статья.

Вон там под серебряным саваном туманность синеет, должно быть, Предтеченский остров. Там на звоннице висит колокол, подарок грешного царя Бориса Годунова[4]. Надписи на крестах там по-еврейски, гречески и по-латыни[5], чтобы непонятнее было[6]. Туда совершенно закрыт доступ женщинам. Только раз в году в день Ивана Постного, он же Ивана Купала, сходятся из своих отшельнических келий в церковь схимники. Ну и тут не поднимают нависшего над глазами черного савана и хранят молчание даже в этот день. Должно быть то – настоящие схимники. А то вон я привёз с собой фотографию с Коня-Камня. Двух схимников фотограф поставил в полном облачении по бокам лестницы, а одного на первом марше. Вероятно, фотограф покрикивал на схимников и «поправлял» им голову двумя указательными пальцами, касаясь деликатно висков. «Спокойно! Снимаю!» И вышло очень мило… Схимники с острова Ивана Купалы, наверное, никогда не снимались…

Взять водку и поехать на дальний синий остров Молчания. Нет, не поеду. Буду верить, что есть где-то такой чудесный остров.

Вид со Святого острова. Валаам. Фото: Я. Гайдукова, 2014.

Вид со Святого острова. Валаам. Фото: Я. Гайдукова, 2014.

  • Оригинал статьи С. Т. Григорьева-Патрашкина

    С. Т. Григорьев-Патрашкин. На Валаам. "День". 1913.

    С. Т. Григорьев-Патрашкин. На Валаам. «День». 1913.

    С. Т. Григорьев-Патрашкин. На Валааме. «День». 1913.


[1] Прядильная машина, изобретенная Сэмюэлем Кромптоном в 1779 году.

[2] О́труб  — в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора — без переноса усадьб).

[3] «Новое время» — газета, издававшаяся в Петербурге с 1968 по 1917 г. Большую часть этого времени (с 1876 до конца издания) её редактором являлся А.С.Суворин. При Суворине газета стала одной из крупнейших европейских газет, в ней печатались наиболее подробные зарубежные новости, объявления крупнейших компаний, подробная хроника, некрологи известных деятелей. В то же время «Новое время» приобрело репутацию сервильной, консервативной, беспринципной газеты, а слово «нововременец» стало нарицательным.

[4] Со Святого острова не виден Предтеченский скит. Однако в этом скиту действительно находился колокол весом около 25 пудов, подаренный Валаамскому монастырю Борисом Годуновым.

«Колокольню церкви, между прочими колоколами, украшает древний монастырский колокол времен Бориса Федоровича Годунова, возвращенный игуменом Дамаскиным в 1858 г. из Новой Ладоги, с пожертвованием за него 300 руб. сер. На колоколе этом, в двух строках по верней части и водной строке по низу, читается следующая древняя надпись: «Лета 111 [1603] слеты бысть сии колокола и боголепному преображению спасову валаамской манастырь при благоверном царе и государе великом князе борисе феодоровиче всея русии при его благоверной царице марии и при епискупи селивестре корелском и при игумени макарии«. Слова «слеты бысть сии колокола» указывают, что не один этот колокол был пожертвован Борисом Годуновым честной и великой лавре Валаамской, а наверное целый звон. Куда девались остальные колокола — в точности неизвестно».

«Валаамский скит во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна и жизнеописание тамошнего подвижника схимонаха о. Иоанна († августа 1894 г.)» (1895).

[5] «В алтаре, на горнем месте, на большом кресте живописью во весь рост превосходно изображен распятый Спаситель; надпись на кресте писана по-еврейски, по-гречески и по-римски».

«Валаамский скит во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна и жизнеописание тамошнего подвижника схимонаха о. Иоанна († августа 1894 г.)» (1895).

[6] Вряд ли надписи на кресте помещались с целью «запутать» гостей скита (которых, кстати, было немного). Наличие на православном кресте надписей на трёх древних языках является отражением текста Священного Писания.

  • О символике православного Креста

    В Евангелии от Луки и от Иоанна говорится, что над распятым Иисусом Христом была прибита табличка и обозначением Его вины: «Сей есть царь Иудейский» (Лк 23:38) или «Иисус Назорей, Царь Иудейский». (Ин 19:19). В Евангелии от Луки также уточняется, что табличка была написана на трех основных языках, использовавшихся в то время в Иерусалиме: греческом, римском и еврейском. Очевидно, чтобы смысл написанного был понятен всем. В православной традиции, изображая Распятие, на табличке над головой Христа помещают сокращенную надпись из начальных букв указанного евангелистом Иоанном текста. При этом обычно используют церковно-славянские буквы: «И.Н.Ц.I» Также на кресте порою могут быть и другие надписи. Например, греческая «το Ων» — Сущий, указывающая на божественную природу Иисуса Христа и «Nika» — Победа (на короткой скошенной перекладине, на которую опираются Его ноги). Смысл слова Nika – победа над смертью. Скошенная перекладина указывает на участь разбойников, распятых одновременно с Христом на соседних крестах. Один из них глумился над Спасителем, и его участь – погибель (левый по отношению к Христу конец дощечки направлен вниз). А второй, благоразумный разбойник, просил «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23:42), и правый от Христа конец дощечки направлен наверх, к Небесам, где спасенная душа благоразумного разбойника оказалась раньше всех остальных спасенных душ.


Фрагменты этой публикации добавлены на Архитектурные страницы
сайта «Валаам. Виртуальная экскурсия»:

Это была последняя часть статей С. Т. Григорьева-Патрашкина «На Валаам»/ «На Валааме» 1913 г.
Ссылки на все части можно найти на странице «Пресса о Валааме».

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о