Свято-Духовская часовня и Борисоглебский собор в Борисоглебском монастыре города Дмитров Московской области
А. А. Анисимов о церковной архитектуре (интервью)
27 Февраль, 2017
Консервация настенной живописи Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 1983—1984
Интервью Т. Л. Левиаш в 2015 г.
3 Июнь, 2017
Церковь Николая Чудотворца(Сотавала)

Церковь Николая Чудотворца(Сотавала)

Архитектурная Сортавала

Сортавала — уникальный город по своей истории, архитектуре, географическому положению, по административному устройству. Город имеет три даты рождения, три названия, пережил три полных смены населения и принадлежал в разное время трем государствам.

 

На протяжении своей истории Сортавала в силу удобного географического положения являлась, прежде всего, административным центром. В 20-30-е годы XX века, когда город находился в составе Финляндии, Сортавала, бурно развивавшаяся в то время, не приобрела промышленного значения, но по праву считалась финансовым, туристическим и культурным центром. Хотя и в экономическом отношении Сортавальская земля сыграла в истории примечательную роль, в первую очередь благодаря добыче строительного и декоративного камня.

 

Несмотря на административное подчинение республиканской столице Петрозаводску, центром притяжения для Сортавалы всегда был Санкт-Петербург/Ленинград. Так сложилось исторически и географически. Город стал быстро развиваться в XX веке во многом благодаря активным торговым связям с Петербургом. Богатая история породила совершенно неповторимый архитектурный облик Сортавала, и не случайно ей в 1990 году был присвоен статус «Исторический город». Ученые насчитывают здесь 165 памятников деревянной архитектуры, 17 исторических, 8 археологических и 2 культурных памятника.

 

 

В Сортавале можно познакомиться с различными архитектурными стилями — западноевропейским модерном, классицизмом, неоклассицизмом, национальным романтизмом, неоготикой, функционализмом, конструктивизмом. Кроме того, сохранилось большое количество деревянных зданий постройки середины XIX века, как правило, в стиле ампир. В начале ХХ века Финляндия стала одним из лидеров мировой архитектуры. И вела за собой Россию — ведь от Хельсинки до Петербурга рукой подать. Влияние северного модерна очень заметно в архитектуре Петроградской стороны, особенно на Каменном острове.

 

Генеральный план города Сортавала был основан на принципах архитектуры классицизма с его регулярным началом и учитывал исторические моменты и природные особенности местности. Этот план предусматривал сохранение уже сложившейся планировочной структуры. Идущая параллельно и перпендикулярно заливу новая и старая уличные сетки наложились друг на друга. Там, где они совместились, развёрнутые относительно друг друга под углом в 45 градусов, образовалась уникальная система трёх треугольных площадей. Каменное строительство началось в деревянной Сортавала как раз на стыке столетий — в конце XIX — первой трети XX веков. Город заказывал проекты у лучших архитекторов Финляндии.

Вот как поэтически пишет об архитектуре Сортавала Юрий Линник (цитаты из его «Сортавальских этюдов» выделены курсивом):  Люблю сортавальскую неоготику. В этом стиле Я. Аренберг здесь построил два великолепных здания — мужской лицей /1901/ и женскую гимназию /1909/. Для меня эти здания — как готические органы. Дуэт органов! Архитектура Я.Аренберга отзывается во мне музыкой. Эта синестезия закономерна. Кого играют? Конечно, великого лютеранина И.Баха. Не теряя своего лица, финны сумели органично вписаться в немецкое, протестантское. Зодчество Я.Аренберга напоминает нам о культурном выборе Финляндии. Мастер тонко чувствует ритм. Фасады его зданий могут быть ассоциированы ещё и с поэтическими строфами: тут всё играет отточенными пластическими рифмами, всё строится на повторах, рефренах. Поклонник готической арки, Я.Аренберг разнообразно варьирует её, создаёт эффект контрапункта. Ряды окон у него — или аркатурные пояса: они похожи на клавиатуру, по которой уверенно пробегает рука мастера

В начале XX века город активно растет и развивается. Активная культурная жизнь (песенные и музыкальные летние фестивали, рост числа школ, гимназий, народных училищ) и деловая жизнь города нашли отражение и в архитектуре. Идет строительство жилых каменных и деревянных домов, вырастают корпуса окружной больницы сестер милосердия, застраиваются кварталы в Кюмёля, в торговой части города и восточнее от него. Самым выдающимся памятником архитектуры этого времени является известный дом Леандера или здание Народного Акционерного Банка.

Дом Леандера(1905) типичен для северного модерна. Стены тут словно тяготятся своей плоскостью — они норовят вырваться в третье измерение, вспучиваясь разнообразными эркерами. Два из них имеют ступенчатые основания. Под третьим мы видим прямоугольную базу с вырезами. Резалиты выступают вперёд умеренно — однако в их выступании чувствуется сила. Объёмы для зрелого мастера — как тугие мыщцы: он играет ими, обнаруживая энергетику пространства. Оно подняло мятеж против своей изотропии — захотело стать живым, разнородным. Полифония объёмов! Она характерна для модерна в целом.  

 

Главная площадь Сортавалы имеет треугольную конфигурацию. В одном из её углов дом Леандера встречается с домом Сийтонена. Диалог двух зданий, построенных в стиле модерн, поучителен и эвристичен. Архитектор П.Уотила выполнил заказ купца К.Сийтонена в 1907 г. Соседство с постройкой Э.Сааринена ко многому обязывало менее известного мастера. Самоочевидно для каждого: оба дома находятся в одном стилевом поле. Их унисон прекрасен. Замечательно, что П.Уотила вовсе не хочет конкурировать с Э.Саариненым — соревновательное начало здесь начисто отсутствует. Имеет место не спор, а тонкая дополнительность, выявляющая свободу обеих сторон, их творческую суверенность. П.Уотила стоял перед двумя соблазнами: или подладиться под Э.Сааринена — или попытаться встать над ним. Зодчий счастливо избежал обеих искусов. Он предпочёл спокойное и достойное общение на равных со своим старшим товарищем. Право, соседство этих домов — как сколок с финского социума: здоровый индивидуализм здесь гармонично уживается с инерцией общинных отношений — не гасит её.

 

В десятые годы в Сортавала активно строил Уно Улберг, главный архитектор Выборга. 1913-1915 годы были наиболее плодотворными в его жизни. Именно в это время по проектам У.В. Улберга в городе Сортавала было построено три уникальных здания — Объединенный Банк Северных Стран, Торговый дом фирмы «Юхтион Раутта» и Финляндский Банк, придавших городу особый колорит и привлекательность.

Здание Объединенного Банка У. В. Улберг выполнил в стиле финского национального романтизма со всеми присущими этому стилю чертами. Со стороны «главного фасада», выходящего на улицу Карельскую, благодаря расположенным на флангах двумя четырехгранными эркерами в форме полубашенок, завершенными шатрами и применением в облицовке цокольного этажа гранита серой окраски, эта постройка напоминает средневековый замок. Главный вход в здание, расположенный на его левом фланге, напоминает арочные галереи средневековых ратуш. По бокам входа под арку установлены два больших четырехгранных столба, вытесанных из сердобольского гранита с острова Риеккалансаари. Один из них исполняет роль колонны, другой — пилястры.

 

И последняя цитата — о деревянной Сортавала. Когда-то вся улица Карельская была застроена деревянными домами.  Деревянная Сортавала — особый мир. Она придает городу теплоту, уют и романтичность, близка к архетипу дома в понимании Башляр, писавшего, что «в Париже нет домов». Построенный старательно и с любовью, этот «жилфонд» сохранил «космичность» сельского дома. Отношения жилища и пространства сохраняют здесь естественность и включены в природу. Тепло, излучаемое деревянными домами — не только метафора. В большинстве из них были кафельные печи — скрытое от глаз путешественника сокровище города. По мнению исследователя деревянной архитектуры Сортавалы В. Р. Рывкина, многие их них уникальны, представляют особую художественную ценность. Им часто отводилась ведущая роль в интерьере. Особенно выразительны цветные изразцовые печи с плоскостным и рельефным орнаментом на изразцах.  Пространство деревянных зданий неразрывно связано с окружающими их дворами, часто имеющими садик. Неизменный атрибут двориков — сушащееся свежевыстиранное белье. Деревянные кварталы — это единый комплекс с неповторимой аурой. Несмотря на предпринимаемые усилия по его сохранению, он стремительно исчезает.

 

 

 

 

 

 

Материалы и ссылки

Полностью «Сортавальские этюды» доктора философских наук, профессора КГПУ, поэта Юрия Линника можно почитать на сайте  КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа»

Кроме того, при составлении описания использованы материалы сайтов:
— Еженедельной газеты Северного Приладожья «Вестник», статья  «Гранитные фасады Улберга»
— сайт Натальи Лайдинен, cтатья Александра Изотова «Магия Сортавалы: пространственно-временные и культурные образы города» 

Текст Фотографии
Автор: Jackie
Создан: 27.08.2009
(отредактирован 06.07.2012)
Автор: pilotnf
Источник Источник
admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о