Воспоминания Геннадия Доброва о валаамских инвалидах

Геннадий Добров на Валааме. 1974.

Об авторе

На сайте "" впервые публикуются воспомиания Геннадия Михайловича Доброва о том, как рождались его первые "Автографы войны" — портреты инвалидов на Валааме.

Сердоболь. Валаам под красным флагом. 2013.

Г. М. Добров и его ``Ночные летописи``

"В конце жизни мастер ослеп и оказался в отчаянном положении. Но произошло настоящее чудо – внезапная слепота оказалась дверью в новое предназначение художника. В холодной ледяной мастерской он стал записывать из ночи в ночь на диктофон свои рассказы о жизни – что видел, чему был свидетелем в течение почти полувека. Вдова художника Людмила Доброва уже после ухода Мастера расшифровала эти «Ночные летописи». Они стали настоящим открытием даже для неё, прожившей рядом с художником почти 40 лет – так искренне, мощно и правдиво в них изображено наше бешеное время. Это мог сделать только художник такого масштаба, как Геннадий Добров. Он прорывался туда, куда другие боялись даже смотреть, о чём другие не могли и подумать – к инвалидам Валаама, в госпиталя Афганистана, в заброшенные концлагеря Западной Европы, в послевоенный разрушенный Грозный… Он был абсолютно бесстрашен.

В конце 80-х тогда ещё малоизвестный художник выставляет целую галерею графических портретов искалеченных фронтовиков, и его работы совершенно ошеломляют зрителей. В искусстве эти закрытые, запретные темы ни тогда, ни потом не поднимал никто. Рисунки Доброва вызывали восхищение у одних и злобное раздражение у других. Работы поражали новизной и огромной внутренней свободой, с рисунков смотрела неожиданная обнажённая правда о войне. В русскую культуру пришёл не просто новый художник, но какое-то абсолютно новое явление. «Я бык, пашущий невспаханное поле», – любил говорить о себе художник, родившийся в год Быка, в 1937-м. Его живопись, его картины на остросоциальные темы тоже пробивали себе дорогу с огромным трудом".

Татьяна Непомнящая, Людмила Колотова. (Источник)

Значение Валаама в жизни Г. М. Доброва

«Я считаю, что наша жизнь началась не со дня знакомства, не со дня свадьбы, а со дня моей поездки на остров Валаам. Здесь появились и письма, здесь появились и дневники, здесь появились рисунки, которые потом сыграли большую роль в нашей жизни».
Г. М. Добров.

``Автографы войны`` Геннадия Доброва. Место в мирвой культуре.

«Геннадий Добров. Художник, который отважился на горестный труд – тревожить человеческую память о безмерном злодеянии войны, отважился пропустить через свою душу все страдания, выпавшие на долю инвалидов войны. Первый графический лист-портрет будущей серии «Автографы войны» был создан в 1974 году. Добров торопился – третье и четвёртое десятилетие после войны для многих и многих её инвалидов становились предельным рубежом, который израненный организм уже не в силах был преодолеть.
Крайняя степень обнажённости листов Доброва поначалу обескураживает. Натурализм? Нет. В каждом листе есть лейтмотив, обобщающий натурное впечатление. Портреты-документальные зарисовки становятся портретами-символами. Гневный протест художника против войн – прошедших, настоящих и будущих – может быть справедливо поставлен в один ряд с «Капричос» Франсиско Гойи, «Герникой» Пабло Пикассо, «Слепыми» Питера Брейгеля, «Апофеозом войны» Василия Верещагина».

Предисловие к альбому «Автографы войны» на 3-х  языках,  изданному АПН в 1988 г.

Библиографические данные

Сердоболь. Городской альманах. — 2013. —№13/14.

Арт-директор: Виталий Рыстов
Рубрика: Визитёр
Название статьи: Геннадий Добров
Страницы: 92-103

Credits

  • Сканирование: Яна Гайдукова
  • Расшифровка: Яна Гайдукова
  • Вычитка: Анна Чижевская
  • Подзаголовки: Анна Чижевская, Яна Гайдукова
  • Pdf-версия: Яна Гайдукова

Воспоминания Г. М. Доброва о валаамских инвалидах.

Автографы войны Г.Доброва.Инвалиды на Валааме "Ранен при защите СССР" (Александр Подосенков)

"Автографы войны" Г.Доброва
"Ранен при защите СССР" (Александр Подосенков)

Содержание и ссылки.

Часть 1. «Это был мой первый портрет инвалида войны». 

«Ночные летописи Геннадия Доброва». Запись от 29.01.2006 (Ночь 26-я).

Приезд на Валаам. — «Это был мой первый портрет инвалида войны».  Саша Подосёнов. — «Эти же люди никуда, никуда совершенно не стремились». — Питание и проживание. — Баня в водопроводном доме.

Часть 2. «Инвалиды войны ничего не требовали, ничего не просили, никуда не писали. Они были всем довольны».

Инвалиды войны и инвалиды-«тюремщики». — История инвалида войны Виктора Попкова. — Инвалид войны – Амбаров. — Инвентарь художника.
Комиссарова Серафима Николаевна. Рисунок Г. М. Доброва. Валаам. 1974.

Комиссарова Серафима Николаевна. Рисунок Г. М. Доброва. Валаам. 1974.

Часть 3. Серафима Николаевна.

Серафима Николаевна. — Банный день. — Венок для мужа. Путешествие на кладбище.

Часть 4. В Центральной усадьбе.

Запись от 30.01.2006 (Ночь 27-я). 

Муравьиная куча. — «Туда тебе нельзя, потому что там психически больные». — Собор. — Что же будет дальше, Владимир Ильич? — Кресты. — Старое братское кладбище.

Часть 5. Никольский скит.

Никольский скит. — Жизнь «насельников». — Никольский храм. — Начало возрождения. — Автографы войны Г.Доброва.Инвалиды на ВалаамеПервые ласточки — девушки-реставраторы. — Паперть.

 

Часть 6. Никольский скит. Портрет неизвестного солдата.

Келейный корпус Никольского скита. Юра Писарев. — Неизвестный солдат. — Ярость директора.

Геннадий Добров. Рисунок гармониста. (Портрет валаамского инвалида). Иллюстрация в интернете публикуется впервые.

Геннадий Добров. Рисунок гармониста.

Часть 7. Вокруг Валаама.

Рисунок гармониста. — Отчаянная смерть. — Последнее путешествие по острову. — Инопланетянский корабль. — Остров прп Александра Свирского. — Укрепления на мысе Чёрный нос. — Военные укрепления на Скитском острове.

Часть 8. В обратный путь.

Последний день. — Прощание с Серафимой Николаевной.

"Ночные летописи Геннадия Доброва"

Документальный фильм (Россия, 2016). Режисссер: Игорь Калядин.
Фильм о талантливом художнике и красивом человеке Геннадии Михайловиче Доброве. В основу картины вошли воспоминания самого художника, записанные на магнитофон перед смертью, и воспоминания его вдовы Людмилы Добровой. Это пронзительная история о жизни, творчестве и любви… В фильме снималась вдова Геннадия Доброва — Людмила Доброва.
Режиссер, автор сценария, оператор: Калядин Игорь Иванович
Звукооператор: Сивер Галина Викторовна
Продюсер: Гусев Иван
Производство: ООО «Телемеждународник»

comments powered by HyperComments