иг. Назарий — выставка в Музее Валаамского монастыря
В. Р. Рывкин. Валаам от игумена Назария до игумена Дамаскина. Первый каменный собор. Строительство внутреннего и внешнего каре. («По Валааму». 1990.)
20 Март, 2019
Пасха таинственная... Воскресенский скит ночью. 2017 г. Фото: Яна Гайдукова.

Пасха таинственная... Воскресенский скит ночью. 2017 г. Фото: Яна Гайдукова.

В. Р. Рывкин. По Валааму. Обложка.

В. Р. Рывкин. По Валааму. Обложка.

Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск, 1990. Глава: Воскресенский скит. С. 199-204.

Дополнительные микротемы: Новый Иерусалим.

Подзаголовки, сноски, оформление: Яна Гайдукова.

Дорога к Воскресенскому скиту

От Игуменских озер совсем недалеко до еще одного скита — Воскресенского. К нему ведут несколько дорог. Мне всегда нравилось идти по той, которая огибает Игуменские озера с северной стороны. Наверное потому, что на пути встречают­ся узкие мосточки, нависающие над озером и тес­но прижавшиеся к скале. К этой необыкновен­ной красоте невозможно привыкнуть.

Какой бы путь к Воскресенскому скиту вы ни избрали, он выведет на ездовую дорогу между монастырем и скитом. Когда по обеим ее сторо­нам начинаются исполненные величия пихтовые посадки, доверяя своему валаамскому опыту, уже знаешь, что в конце аллеи будет что-то новое, необычное. Так и происходит. Аллея заканчивает­ся на вершине долгого подъема, и здесь раздви­гаются стены леса, подступавшие вместе с посад­ками к дороге, пространство стремительно расши­ряется, слева открывается Никоновская бухта, острова, защищающие ее от ладожских волн, и сама Ладога. Но самое интересное — на горе, среди вершин высоких сосен, появляются яркие красные здания Воскресенского скита. С каждым шагом меняется картина: небо, солнце, колоколь­ня, купол. Красота зыбкая, неустойчивая. Отсюда — не то, что с Ладоги: охватить весь объем взгля­дом невозможно. Вот остановка — гранитная лест­ница ведет ко входу в скит. Поднимаешься — и колокольня «растет» на глазах, заслоняя все собой.

Мы в стенах скита. Куда девалось движение? Здесь властвует статичность, спокойствие. Теперь можно и осмотреться. Прочны и надежны скит­ские стены, мощна и добротна церковь.

Но основной подход к Воскресенскому скиту все же с воды. Когда плывешь по озеру, виден весь Воскресенский храм. На высокой горе среди сосен высится чудо из красного кирпича — Воскре­сенский скит. На живописные объемы его ориен­тировались суда при подходе к глубоководной Никоновской бухте.

Не перестаешь восхищаться умением, с каким в сложный рельеф Никоновской горы вписаны скитские постройки. Перед нами предстает на ред­кость гармоничный и художественно целостный архитектурно-природный ансамбль.

Иннокентий Михайлович Сибиряков, пожертвовавший 10 000 р. с. на строитлеьство Воскресенского скита на Валааме

Иннокентий Михайлович Сибиряков, пожертвовавший 10 000 р. с. на строительство Воскресенского скита на Валааме

История
Воскресенского скита

Воскресенский скит образовался не сразу. В 1846 году на его месте была построена часов­ня во имя апостола Андрея Первозванного с боль­шим белым крестом. Видимый за 12 верст, этот крест служил хорошим ориентиром при подходе судов к Валааму с западной и юго-западной сторон. В 90-е годы XIX века монастырское начальство решило вместо часовни построить храм Андрея Первозванного. Один из крупнейших про­мышленников-меценатов Сибиряков, посетив в 1896 году Валаам, пожертвовал на его сооруже­ние 10 тысяч рублей, и в 1901 году монастырь приступил к расчистке места для будущего храма. Это было совсем непросто: площадка, на которой намечалось возвести храм, представляла собой сплошную скалу. Для устройства фундамента пришлось прибегнуть к взрывным работам.

Летом 1902 года началось строительство хра­ма, завершившееся в 1906 году. Интересно отме­тить, что еще в его процессе первоначальное название храма изменилось, и в отчетах сообща­лось о «церкви во славу Воскресения Христова», а именем Андрея Первозванного был назван при­дел храма.


Воскресенский скит на Валааме

Воскресенский скит. Фото Я. Гайдукова. 2016.

Архитектурно-ландшафтный ансамбль Воскресенского скита

Архитектурное описание Воскресенского храма

Воскресенский храм, возведенный по проек­ту В. И. Баранкевича[1], — одна из наиболее предста­вительных валаамских построек. Ее образуют несколько объемов, расположенных на продоль­ной оси в направлении с востока на запад: полу­круглый в плане алтарь, почти квадратная в плане собственно церковь, узкая трапезная[2], трехъярус­ная колокольня такой же высоты, что и церковь, и закрытое крыльцо. Облик храма строг, сдержан и даже несколько суховат. Апсида, объемы церк­ви и трапезной, четверик нижнего яруса колоколь­ни имеют одинаковую высоту. Второй ярус ко­локольни — невысокий четверик, который скорее может быть назван широким поясом. Третий ярус колокольни — также четверик, несколько мень­шей высоты, чем в нижнем ярусе, с арочными проемами, ориентированными по сторонам света. Завершается колокольня куполом с четырьмя люкарнами и увенчана луковичной главкой на восьмигранной шее. Церковь перекрыта большим куполом со слуховыми окнами, на котором на вы­сокой восьмигранной шее поставлена луковичная главка.

Вход в Воскресенский храм. 2010 г. Фото: Я. Гайдукова.

Вход в Воскресенский храм. 2010 г. Фото: Я. Гайдукова.

Поднимаясь в скит по лестнице, подводящей к западной стороне церкви, в первую очередь замечаешь вход в нее, а точнее, входы, потому что храм двухэтажный.

В нижнюю подвальную церковь во имя апосто­ла Андрея Первозванного ведут деревянные, украшенные резьбой двери. Сам вход выделен дву­мя гранитными, мастерски вытесанными колон­нами, приставленными к стене, поддерживающи­ми расчлененный, фигурной формы фронтон.

Чтобы войти в верхнюю церковь во имя Воскре­сения Христова, нужно от площадки перед ниж­ней церковью по гранитной лестнице подняться на скитский двор. А потом еще раз подняться, уже по ступеням выразительного по архитектуре крыльца. Привлекают внимание четыре его гранит­ные колонны с перекинутыми между ними арками, сложно прорисованный фронтон и небольшая ви­сячая гирька между средними колоннами портика.

Первый объем церкви, куда мы попадаем с площадки крыльца — притвор, освещаемый с че­тырех сторон круглыми окнами. Над ним распола­гается ярус звона, где размещалось 8 колоколов — дар московских благотворителей. С колокольни открывается редкая по красоте панорама озера: острова, острова, разнообразные пейзажи. Видны церкви Предтеченского скита и Всех Святых, ко­локольня Преображенского собора.

Церковь производит впечатление богато де­корированной постройки. Однако, несмотря на ка­жущуюся насыщенность фасадов архитектурными деталями, их немного. Плоскость стен здания расчленена пилястрами, подчеркивающими углы объемов. Полуциркульные окна обработаны на­личниками арочной формы. Карнизы образованы постепенным напуском кирпичей — так появились многочисленные горизонтальные членения, уравно­вешивающие вертикализм пилястр.

Валаам . В нижнем храме Воскресенского скита, Кувуклия

В нижнем храме Воскресенского скита, Кувуклия

Интерьеры верхнего и нижнего храмов

Росписи и декоративное убранство храма пол­ностью утрачены, поэтому ограничусь лишь конста­тацией того, что верхняя и нижняя церкви сущест­венно отличались. Торжественная, поражавшая обилием света, богато украшенная иконами верх­няя церковь — и нижняя, погруженная в таинст­венный полумрак с мерцающим светом лампа­ды в помещении мраморного склепа («Кувуклии») с «подобием Гроба Господня». Перед склепом стоял кубический камень. Он должен был имити­ровать тот камень, «который был привален ко входу в пещеру гроба и был затем отвален ангелом в то время, когда Господь воскрес»[3]. На нем нахо­дились частицы «подлинного камня», доставлен­ного из Иерусалима.

Другие постройки Воскресенского скита

Архитектура

На скитском дворе напротив церкви стоит каменный двухэтажный дом с мезонином. В нем помещались кельи, кухня, трапезная и другие хозяйственные службы. Кроме того, в ансамбль скита входят еще два небольших каменных дома. Все эти постройки — произведения архитектора Н. Никонова. Скит обнесен массивной каменной оградой, с обращающими на себя внимание фи­гурными воротами.

Посадки

Интересно, что в пределах ограды нет дре­весных посадок, здесь растет только кустарник. Это связано с особенностями восприятия скита. Стоящие на вершине горы постройки снизу рас­смотреть довольно трудно, а при подъеме в скит по лестнице удается увидеть лишь колокольню, и то под таким углом зрения, что составить пред­ставление об ее истинных пропорциях практи­чески невозможно. Только войдя на скитский двор, можно хорошо разглядеть церковь и келейные корпуса. Но если бы вдруг и здесь оказались деревья, непременно закрывшие бы при этом постройки (тесен скитский двор), для посетителя архитектура построек так и осталась бы непознан­ной. Поэтому-то создатели ансамбля отдали пред­почтение невысоким посадкам сирени, шиповни­ка, акцентирующим входы в церковь и жилые кор­пуса.

Сад и огород при Воскресенском ските

За оградой, вблизи скита был разведен фрук­товый сад, а внизу, у пристани, там, где раньше грудились голые камни, разработан довольно большой участок под огород.

Пруд Воскресенского скита. 2014. Фото: Я. Гайдукова.

Пруд Воскресенского скита. 2014. Фото: Я. Гайдукова.


Новый Иерусалим на Валааме

Воскресенский скит создавался по аналогии с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме (в некоторых изданиях его даже называют Новый Иерусалим). Кстати, по этому поводу в рецензиях газет 1900-х годов на книгу «Воскресенский скит на Валааме и в нем Кувуклия с подобием Гроба Господня», где подробно описывается и сам скит, и путь из него в монастырь, содержится немало критических замечаний, суть которых сводится к тому, что нельзя подделать Гроб Господень.

Эта аналогия была полностью перенесена на весь путь от Воскресенского скита до монастыря. На Валааме, в Никоново, здания стоят на высокой горе, как и Воскресенский храм на горе Сион в Иерусалиме. Спускаясь с Сионской горы по направлению к горе Елеон, путник должен был переходить иссохший Кедронский поток, миновав который он видел Елеонскую гору, а у подножия ее — местность Гефсиманию. Так и здесь, спу­скаясь с Никоновой горы, нужно по мосту перейти через овраг, который напоминал богомольцам «Кедронский поток». За мостом, слева по направ­лению движения, — высокая гора, символизирую­щая собой Елеон. У подножия ее — местность, названная Гефсиманией по аналогии с Иерусалимом. Здесь и стоит Гефсиманский скит.


[1] Считается, что фамилия архитектора Воскресенского скита — Баранкеев.

[2] Трапезная находится в отдельном здании. Правильнее сказать «притвор».

[3] Воскресенский скит на Валааме и в нем Кувуклия с подобием Гроба Господня. Пг., 1915, с. 16.

 

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о