У скита Всех Святых. Валаам. 2019. Фото: Я. Гайдукова.
Архитектурно-ландшафтная среда Валаама. Ч. 2. (В. Р. Рывкин. По Валааму. 1990.)
2 Март, 2019
Валаамский монастырь в XVIII в. Музей Валаамского монастыря. Фото витрины: Я. Гайдукова.
Деревянный Валаам. 1715-1767 года. (В. Р. Рывкин. По Валааму. 1990.)
14 Март, 2019

В. Р. Рывкин. Путешествие в прошлое. Страница первая (до Столбовского мира 1617 года).

Княжество Корельское и остров Валаам.

Княжество Корельское и остров Валаам.

В. Р. Рывкин. По Валааму. Обложка.

В. Р. Рывкин. По Валааму. Обложка.

Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск, 1990. Главы: «Путешествие в прошлое», «Страница первая». С. 27-33.

Подзаголовки, ссылки, примечание, подбор иллюстраций: Ирина Назарова.

Путешествие в прошлое

Академик Д.С.Лихачёв необыкновенно точно подметил и выразил сущность Валаама как явления в нашей культуре:

История, природа и искусство — три самые мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью. И три вместе они не утроены в своей действенности, а удесятерены.

Д.С.Лихачёв

Действительно, невозможно понять особенности формирования Валаамского архитектурно-ландшафтного комплекса без знания его прошлого. Пытаться дать верную оценку существующим на Валааме ансамблям, не имея представления об истории монастыря, как далекой, так и близкой — занятие бесперспективное.

Листая страницы минувших событий, начнем путешествие в прошлое, в котором нас прежде всего будет интересовать история строительства на Валааме.


Страница первая

Происхождение названия острова Валаам

прп Авраамий наносит удар идолу Велеса. Роспись собора Иоанна Богослова в г. Ростове

прп Авраамий наносит удар идолу Велеса. Роспись собора Иоанна Богослова в г. Ростове

Начальная история Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, уходящая в глубокую древность, во многом остается неясной. Нет единого мнения и по поводу происхождения названия острова. В старинных книгах топонимика слова «Валаам» объяснялась финским «варама»— горная земля, в котором «вара» (гора) впоследствии заменилось шведским словом «валл» того же значения, или связывалась с именем языческого бога Ваала (Велеса, Волоса): Валаам — «земля Ваала».

Интересное, хотя ничем не подтвержденное, объяснение происхождения названия «Валаам» дает Е.А.Левашов, предполагающий, что в древние времена на острове было развито литейное дело, и что первая часть географического имени острова соотносится с финским глаголом «valaa» — лить, отливать.

Первые упоминания о монастыре

Многочисленные войны и пожары уничтожили документы, способные подтвердить древность монастыря, рассказать о его основателях. Дошедшие же до нас документы крайне скупы и отрывочны. Исторические описания носят полулегендарный характер. Памятники древнейшей материальной культуры на Валааме также не найдены. Поневоле приходится строить догадки и делать предположения из-за отсутствия достоверных фактов.

Икона прп Авраамия Ростовского с клеймами

Икона прп Авраамия Ростовского с клеймами

Что представляли собой первые валаамские здания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны знать, когда был основан монастырь. К сожалению, до сих пор нет возможности определить это. В ряде дореволюционных работ возникновение обители связывается с именем Авраамия Ростовского (время смерти.— 1010-й год) и относится к X веку. Ссылаясь на житие Авраамия Ростовского, некоторые источники утверждают, что во время его пребывания на Валааме существовала деревянная обитель, основанная во имя Святой Троицы.

Во всех сведениях об основателях монастыря упоминаются имена Сергия и Германа. В летописце по Софийскому списку сказано, что «лета 6671 (т. е. 1163 г. от рождества Христова) обретены быша мощи и пренесены преподобных отец наших Сергия и Германа». Однако ни «Житие Авраамия Ростовского» (рукопись XVII века), ни Софийская летопись (документ также более позднего времени) не могут служить серьезным доказательством древнего существования монастыря.

Икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. 1895 г.

Икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. 1895 г.

Вероятнее всего, что монастырь на Валааме возник не позднее начала XIV века, как об этом сказано в Большой Советской Энциклопедии (т. 6, с. 556). Звучит, конечно, расплывчато, но ничего более конкретного пока сказать нельзя. Скорее всего, тогда же проходила подвижническая деятельность Сергия и Германа, ставшего после смерти Сергия в 1353 г. настоятелем иноческой обители на Валааме.

Но вообще указание на XIV век как на дату возникновения Валаамского монастыря принадлежит Арсению (Летопись церковных событий, СПб., 1880) и вызывает сомнения. Исследователь добросовестный, но не избежавший догм методологии церковной историографии, он даже называл такую точную дату — 1329 год. Ее источник понятен: сравнивается возникновение двух монастырей, для одного из которых известна точная дата (Соловки — 1429 год), а для второго — лишь то, что он «старше», и произвольно устанавливается разница на 50, 75 или 100 лет. Таких примеров много.

Во всяком случае, Валаамский монастырь старше, к примеру, чем Коневецкий и, как уже сказано, Соловецкий. Коневецкий монастырь, также на Ладожском озере, основан иноком Арсением (умер в 1447 году) в 1397 году, до этого он был монахом Валаамского монастыря. Когда Арсений в 1392 году прибыл на Валаам, он нашел на острове уже многолюдное братство. Утверждали, что в монастыре в это время существовали каменные здания: церковь, трапезная, кельи, ограда, но представление об облике монастыря того времени в многочисленных описаниях, посвященных ему, не дается.

Выходец из Валаамского монастыря Савватий (умер в 1435 году) стал основателем Соловецкого монастыря на Белом море. На Валаам Савватий перешел из Кирилло-Белозерского монастыря, ища «безмолвное место», а потом, пробыв на острове длительное время, в поисках дальнейшего уединения отправился дальше на Север — к Белому морю. Александр Свирский (умер в 1533 году), постриженный в Валаамском Преображенском монастыре, основал обитель на берегу реки Свири. При Александре Свирском Валаамский монастырь насчитывал до 600 монахов[1].

Расцвет Валаамского монастыря. XV век

В XV веке монастырь переживал период расцвета. Он стал центром распространения православия на севере России, что способствовало ускорению крестьянской и промышленной колонизации, его даже называли в это время «великою лаврою».

К 1500 году монастырь становится собственником крупных земельных богатств. Ему принадлежат многочисленные владения в Куйвашском, Сакульском, Ровдужском* и других погостах — всего 151 двор с 229 крестьянами. Доход монастырь получал в виде денежных сумм, не отказывался и от натуры: пива в бочках, масла, сыра, хлеба и льна.

Далеко от Валаама, на берегу Кандалакшского залива в волости Ковде, находились принадлежащие монастырю солеварница, пашни, рыбные ловли и угодья.

Правительство не оставляло Валаамский монастырь без внимания. В 1507 году игумен Иоаким получил от великого князя Василия III жалованную грамоту, согласно которой крестьяне, жившие на монастырских землях, освобождались от разных государственных пошлин и повинностей в пользу монастыря, запрещалось пришлым людям бить на Валааме зверя, рубить лес. Кто же станет «сильно ходить» и кого в том уличат и поймают, тот будет оштрафован на «полтину московскую» — говорилось в грамоте.

Конец XV — начало XVI века — время культурного подъема Валаамского монастыря. Об этом свидетельствует расцвет книгописного искусства на Валааме. Можно сказать, что монастырь стал одним из центров книгописи на Севере.

Война со Швецией и разграбление монастыря

Монастырь рос, приобретая все большее политическое и экономическое значение. Но процесс этот был прерван шведской агрессией. Многие приходы на Севере были разорены, монастыри разграблены. Не избежала общей участи и Валаамская обитель.

XVI и XVII века — тяжелейшие в истории монастыря, полной драматических кризисов. Долгое время монастырь был опустошенным, а острова пустынными. Много раз валаамские монахи заново отстраивали свою обитель, преданную шведами огню и мечу.

В феврале 1578 года шведы напали на Валаам и жестоко расправились с монахами — было убито более тридцати человек. Оставшиеся в живых укрылись на отдаленных островах Валаама, спрятались на прибрежных островах Ладожского озера.

Когда шведы покинули Валаам, монахи вернулись на опустошенную землю и стали восстанавливать монастырь.

В июне этого же трагического для монастыря года игумен Никодим получил новую жалованную грамоту от царя Ивана IV, по которой монастырские люди и крестьяне, жившие в вотчине монастыря — Ковде, при «варнице и у мельницы, и на монастырском дворе», были освобождены от разных податей, повинностей и подорожных сборов[2]. Но беды, обрушившиеся на монастырь, не кончились.

Мор 1581 года унес жизни восьмидесяти монахов, а после завоевания шведами Корельского уезда монастырь был захвачен и сожжен дотла. Чудом оставшиеся в живых монахи вместе с настоятелем скрылись в лесах острова, более молодые пересекли Ладожское озеро и поселились в Антониево-Дымском монастыре близ Тихвина.

После войны 1590—1595 годов, окончившейся заключением Тявзинского мирного договора, в 1597 году Валаамскому монастырю указом царя Федора Иоанновича были даны большие льготы. Он восстанавливался в прежних правах на владение земельными угодьями и рыбными ловлями «и старинною их вотчиною и иными всякими угодьями». Начался новый период процветания Валаама: «по прежнему» были построены церкви, ограда, кельи, отлиты колокола[3]. Где находился и как выглядел восстановленный монастырь — неизвестно из-за отсутствия иконографических материалов, относящихся к этому времени.

Последнее катастрофическое разорение Валаамского монастыря датируется 1611 годом, когда произошло самое жестокое шведское нападение. Большинство монахов, игумен и старшая братия были убиты. Спасшиеся монахи перебрались в Васильевский монастырь, на берег реки Волхов около Старой Ладоги. До этого им пришлось оставить Никольский монастырь, также опустошенный шведами, Тихвинский и Антониев-Дымский монастыри. В то время Васильевский монастырь был почти пуст и не имел церковных зданий. Постепенно под руководством валаамского монаха Сильвестра монастырь отстраивался. Была возведена в 1615 году церковь, с последующей историей которой связан один из валаамских мифов (о чем мы будем говорить позже), построены кельи и другие мо­настырские здания.

Столбовский мир и передача Валаама Швеции

По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, остров Валаам, как и весь Корельский уезд, отошел к Швеции. В 1642 году на опустевший остров прибыл отряд литовцев и в довершение к разгрому, учиненному шведами, уничтожил оставшиеся церковные книги, древние летописи и ценные монастырские грамоты.

Столбовский мир.Карта 1611 года

Столбовский мир. Карта 1611 года


[1] Острова Коневец и Валаам и тамошние монастыри. СПб., 1852, с. 24.

[2]  ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 17, д. 269, л. 31.

Здесь и далее приняты сокращения:

ЛГИА — Ленинградский государственный исторический архив;
ЛОИИ — Ленинградское отделение Института истории АН СССР;
ОР ГПБ — Отдел рукописей ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щед­рина (Ленинград);
ЦГА КАССР — Центральный государственный архив Карель­ской АССР (Петрозаводск);
ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов (Москва);
ЦГИА СССР — Центральный государственный исторический архив СССР (Москва).

[3] ЛОИИ, кол. 238, оп. 2, д. 319/1., л. 102 об.


*Примечание: «в Куйвашском, Сакульском, Ровдужском и других погостах…»

  • Куйваш, Ку́йвози(фин. Kuivaisi) — деревня во Всеволожском районе Ленинградской области. Административный центр Куйвозовского сельского поселения.
  • Михайловский Сакульский погост с центром в селении Сакула (Саккула, Саккола), ныне — Громово (Приозерский район Ленинградской области)
  • Васильевский Ровдужский погост с центром в селении Рауту (Реутово), ныне — Сосново (Приозерский район Ленинградской области)
Поделиться
error
admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
VK
Facebook
Twitter
RSS
Follow by Email