Архитектурная страница

Петропавловский надвратный храм

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Петропавловский надвратный храм: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом

    В церкви святых Апостолов Петра и Павла разместили амбулаторию и зубной кабинет.

    На месте иконостаса <Нижнего храма собора> стоят золоченые арки из колонн, принесенных из церкви св. апостолов Петра и Павла.

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    здесь сохраняется одна из старейших монастырских церквей — надвратный храм Свв. Петра и Павла в классическом стиле (1805). Над восьмериком — купол с главкой. Украшают здание плоские выступы на углах — пилястры и карниз с «сухариками». В нишах-киотах были когда-то росписи, а в самом храме — «стрельчатый» иконостас.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин

    Святые ворота выполнены в виде незначительно выдвинутого трехчастного колонного портика. Над ними возвышается церковь апостолов Петра и Павла, обладающая хорошими пропорциями и выразительным силуэтом, благодаря кото-рому она организует площадь перед монастырем. Это ощущалось в еще большей степени, когда внешнее каре было двухэтажным — контраст между вертикальным объемом церкви и горизонтальными корпусами каре воспринимался острее.

    По стилевым признакам, характеру форм и деталей Святые ворота с надвратной церковью Петра и Павла можно отнести к русской классической архитектурной школе начала XIX века. Объемная композиция церкви представляет собой восьмерик на четверике, над ним купол с главкой, симметричные относительно центральной оси монастыря. При такой композиции несколько неожиданно выглядит смещение к востоку по южному фасаду арочного прохода Святых ворот. Мне кажется, сдвижка объясняется тем, что при таком распо-ложении главного прохода его ось совпадает с осью арочного проема во внутреннем каре монастыря. В этом легко убедиться, взглянув на план монастыря. Так достигается одна из архитектурных задач ансамбля — дать возможность охватить взглядом как можно большее количество зданий с одной точки, от Святых ворот.

    Плоскости стен четверика декорированы угловыми пилястрами. Над прямоугольными окнами — полуциркульные ниши, в которых раньше были выполнены росписи. Объем восьмерика в углах также декорирован пилястрами и завершается раскрепованным карнизом сложного профиля. Обращает на себя внимание перекличка форм церкви Петра и Павла и более ранней Благовещенской часовни на пристани: тот же многоугольный объем, те же пилястры, расчленяющие плоскость стен. Только в церкви Петра и Павла фриз обогащается дополнительными декоративными деталями — «сухариками». Похожи по форме и их купола. Случайность? Нет, осознанно сформированная ансамблевость, идентично примененные приемы и формы одного времени в другом, более позднем. Если же вспомнить формы крыш у колокольни первого каменного монастырского собора, напоминающей купол надвратной церкви, то можно говорить об определенной исторической преемственности, в целом присущей архитектуре Валаама.

    В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава «Центральный монастырский ансамбль» (С.117-159).
  • Т. Л. Левиаш

    Надвратная церковь Петра и Павла над Святыми воротами по своей архитектуре относится к постройкам русского классицизма XVIII века. Традиционная в русском зодчестве разработка Святых ворот с надвратной цер­ковью получила здесь новую трактовку с использованием деталей и форм классицизма. Это хорошо заметно в общей композиции: восьмерик на четверике с симметричным решением, правда, не совсем соблюденным — ось Святых ворот несколько сдвинута на восток.

    Южный фасад Святых ворот решен в виде слабо выдвинутого трехчастного портика. Фасады церкви Петра и Павла декорированы пилястрами и полуциркульными нишами, венчающим карнизом сложного профиля, кровля церкви увенчана луковичной главкой на тонком круглом барабане.

  • Из художественной литературы (пока пусто)

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.
  • Восстановление

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    Корпуса внешнего каре с церквями Петра и Павла и Живоначальной Троицы. 1985-1986 гг. Сортавальским РСУ проведены ремонтные работы в интерьерах церкви Петра и Павла.

    Перечень ряда объектов, на которых производились реставрационные работы в период нахождения на Валааме государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. // Сердоболь. Городской альманах. — 2013. — №13-14. (Валаам под красным флагом). С. 41.

Петропавловский надвратный храм в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер

Детали

Интерьер

В живописи

Статьи по теме

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о