Архитектурная страница

Скит прп Серафима Саровского
на Порфирьевском острове

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Порфирьевский остров в XIX-XX вв.

  • История о. Порфирия

    Первое упоминание о пустынножительстве на острове связано с именем схимонаха Порфирия (Безсонова), который жил здесь в отшельничестве в 1827-28 годах (в 1828 г трагически погиб, провалившись под лед по пути в монастырь, похоронен в ските Всех Святых).

    «Порфирий однажды вечером, в осеннее время, посетил старцев скита, от которого невдалеке была его пустыня. Когда он прощался со старцами, они предостерегали его, говоря: ”Не вздумай пройти по льду: лед только что встал и очень тонок”. Пустыня Порфирия отделялась от скита глубоким заливом Ладожского озера, который надо было обходить. Схимонах ответил тихим голосом, с наружною скромностью: ”Я уже легок стал”. Он ушел. Через короткое время услышали отчаянный крик…»

  • Порфрьевский остров в XX в.

    С 1915 по 1937 г. традицию пустынножительства на о. Порфирьевском продолжил схиигумен Феодор (Пошехов), принявший схиму в 1921 г. При нем здесь были построены часовня в честь прп. Серафима Саровского, келейный дом и несколько хозяйственных помещений, разбиты сад и огород, выкопан прудик для полива.

    В 1930-е годы о. Феодор получил благословение принимать у себя в пустыньке паломников (это были, прежде всего, русские эмигранты).

    Согласно их воспоминаниям, старец проявлял великую любовь и милосердие ко всем посетителям, с присущей ему простотой преподавал духовные наставления, каждого старался утешить, обласкать, воодушевить, любил при этом угощать или чаем, или плодами своего сада и огорода.

    После его кончины в 1937 г. (похоронен на Старом Братском кладбище монастыря) в пустыни несколько месяцев прожил его духовный сын иеромонах Иоиль (Волынин). Примечательно, что о. Иоилю несколько раз во сне являлся почивший схиигумен Феодор и предупреждал его: «Поезжай в монастырь!». Но он, следуя святоотеческой традиции, не обращал внимания на сны. В декабре 1937 г о. Иоиль мирно почил в пустыньке без всякой предшествующей болезни.

    С этого момента Порфирьевский остров опустел. В годы 2-й мировой войны на нем хозяйничали финские военные.

    В советский период все его постройки были утрачены, сохранились лишь фундаменты, подпорные стены, посадки малины и смородины.

    И. А. Матвеева.

  • Воспоминания об о. Феодоре

    А вот о.Феодор ходит в храм и как иерей служит только в воскресные и праздничные дни. … Но зато о.Феодор весь день непрерывно творит молитву Иисусову и зато он все дни напролет проводит за работой. Ею он увлечен, это родная стихия — матушка-землица — для русского мужичка. А тут и землицы-то нет, все камни, луда. Вот и приходится самому ему «творить из ничего» землицу-то. Носит, собирает щепочки, да елочные иглы, да листья, и все это компостную яму образует, перегорит, и землица получается, да какая славная. «Насыпешь ее, малинку посадишь, огурчики поспеют, во какие вырастут. Вот посмотри, посмотри как малинка-то разошлась. Потом и кровью добыта. Поранишь руку, кровь-то твоя и окропит земличку. Вот и родит она, милая, сам-сот», — так и льется, так и льется журчанье его, бодрое, веселящее. И оживают перед тобою кустики его, друзья его ненаглядные. С ними сроднился, сжился за двадцать лет. Это все детки его духовные, духом его пропитанные.

    Источник: Архимандрит Афанасий (Нечаев). Старый Валаам. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. – СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006.

Серафимовский скит
на Порфирьевском острове

  • Первоначальные строительные планы — не реализовано.

    «Новый храм на Валааме будет посвящен обретению мощей преподобного Серафима Саровского, – сказал игумен монастыря Преосвященный епископ Троицкий Панкратий. – Историческая часовня тоже будет восстановлена на скалистом берегу и именоваться «Стояние на камне». Будем просить митрополита Нижегородского Георгия, чтобы большой камень из Сарова был привезен и вмонтирован в пол часовни, чтобы братия и паломники могли почувствовать, какой великий подвиг нес святой старец тысячу дней и ночей. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»

    Источник: Официальный сайт Валаамского монастыря. (15.01.2016)

    ЭТОТ ЗАМЫСЕЛ НЕ БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЁН!

  • Строительные работы в 2015-2018 гг.

    В августе 2013 г внутри фундамента разрушенной часовни был установлен крест.

    А в 2015 г было принято решение об основании на Порфирьевском острове нового скита во имя прп. Серафима Саровского Чудотворца.

    За 3 года удалось провести серьезный объем работ: благоустройство территории на площади свыше 1,5 га, прокладку более 300 м дренажных труб, подведение инженерных сетей, строительство причала, келейного дома, часовни в честь св. благ.кн. Александра Невского (точная копия утраченной часовни прп. Серафима Саровского) и скитского храма.

    Все постройки скита выполнены из соснового бруса. Часовня и келейный корпус – силами петербургской компании «Технопарк».

    И. А. Матвеева.

Часовня св. благ.кн. Александра Невского
на Порфирьевском острове

Часовня в честь св. благ.кн. Александра Невского — точная копия утраченной часовни прп. Серафима Саровского, стоявшей на Порфирьевском острове во времена жизни на нём схимонаха Феодора. Выстроена в 2018 году.

Храм прп Серафима Саровского на Порфирьевском острове

Творческий замысел. Экстерьер храма.

По благословению патриарха Кирилла храм на Порфирьевском острове стал воспроизведением памятника русского деревянного зодчества – церкви Богоявления Господня, сгоревшей в 2000 году у подмосковного Нового Иерусалима. Святейшему патриарху и епископу Панкратию (не только игумену Валаамского монастыря, но и члену художественного совета Гильдии храмоздателей России) показалось уместным возродить утраченный памятник на Валааме.

  • Церковь Богоявления (1674 г.; перестроена в 1730 году)

    Деревянная, рубленная “в обло”, церковь Богоявления (1674 г.; перестроена в 1730 году) некогда стояла в селе Семеновском Пушкинского района Московской области. Особо ценный памятник архитектуры Подмосковья, в 1970 г она была перевезена в Истру на территорию областного музея деревянного зодчества. Интерьер церкви украшал тябловый иконостас с иконами XVI — XVII веков, которые в 1966 году были переданы в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Храм на подклете с пятигранным прирубленным алтарем и трапезной, над которой когда-то возвышалась шатровая звонница, был, пожалуй, лучшим экспонатом музея. После перевозки в Истру храм реставрировали, стараясь вернуть ему первоначальный облик. Специалисты отмечали, что редкий для Подмосковья памятник церковного деревянного зодчества прекрасно сохранял архитектурно-конструктивную основу XVII — XVIII веков. Церковь Богоявления из села Семеновское сгорела в сентябре 2000 года в результате замыкания электропроводки. Пожарные боролись с огнем в течение часа, но отстоять памятник не смогли.

Строительные работы были выполнены при помощи Благотворительного фонда им. Святителя Василия Великого, благодаря трудам удивительного человека — Александра Викторовича Ополовникова (1911—1994) — советского и российского ученого, архитектора, реставратора, академика, доктора архитектуры, сумевшего составить наиболее полный каталог (с обмерными чертежами и планами) памятников русского деревянного зодчества.

Освящение храма и всего скита прп. Серафима Саровского было совершено патриархом Кириллом в июле 2019 г.

Интерьер храма. Иконостас.

Иконы для скитской церкви были написаны известными современными иконописцами Георгием Гашевым и мон. Алипием (Оборотовым), в 2017-2019 гг работавших в иконописной мастерской Валаамского монастыря.

Поскольку храм освящен в честь преподобного Серафима Саровского, сюжет местного ряда икон — это размышление о пустынничестве и рае.

«Иконография преподобного говорит о его монашеском подвиге, о тех духовных дарах, которых он сподобился от Духа Святого. Преподобный старец Серафим с малых лет удостоился видеть саму Царицу Небесную, при жизни стяжал славу праведника. За основу взят его образ: святой, предстоящий перед Господом. Изображен он в куколе, чтобы подчеркнуть тему пу́стыни», – рассказывает иконописец о. Алипий.

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» была найдена Серафимом Саровским в лесу, куда он часто уходил для молитвы. Другое название иконы – «Всех радостей Радость». Так называл икону «Умиление» сам батюшка Серафим. Этот образ Богоматери был келейной иконой Саровского старца. Елеем от лампады, горевшей перед ней, батюшка Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу.

Икона Александра Свирского тоже выбрана не случайно. Преподобный является истинным светильником веры, подвижничества, пламенной любви ко Господу как для своих современников, так и для тех, кто пришел на Валаам в наши дни. Юношей он тайно ушел на Валаам, где и принял монашеский постриг. Удалившись на уединённый остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На иконе он также будет изображен в куколе, предстоящим перед Господом.

На диаконских вратах изображены Иоанн Предтеча («Ангел пустыни») и благоразумный разбойник Рах – преступник, распятый на Голгофе вместе с Иисусом Христом. Искренне раскаявшийся и уверовавший в божественность Иисуса, Рах получил от Него обещание пребывать с Ним в раю и стал первым спасенным из людей, уверовавших во Христа.

Хотелось бы отметить, что для икон выбран малахитовый фон. «Фон» в переводе с греческого означает «свет». Поскольку храм лесной, пустыннический, он должен быть в декоре скромным и сдержанным. Поэтому был выбран северный и немножко суровый фон», – говорит Георгий Гашев.

Образ прп. Силуана Афонского, одного из величайших русских святых монахов ХХ в, был подарен скиту в день освящения патриархом Кириллом.

И. А. Матвеева.

Статьи по теме

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о