Боевое донесение командира подводной лодки М-77 КЛВФ капитан-лейтенанта Татаринова И.М. по высадке разведгруппы на остров Валаам в 1944 г.
Высадка советской разведгруппы на о. Предтеченский в августе 1944 года.
1 Февраль, 2019

Подводные лодки в Ладожском озере (1943 г.)

Отчет о боевой деятельности Ладожской военной флотилии. 1943 г.

Отчет о боевой деятельности Ладожской военной флотилии. 1943 г.

В 2019 году ко дню снятия блокады Ленинграда Министерство обороны впервые опубликовало архивные документы, касающиеся жизни блокадного Ленинграда и фронтовых операции по прорыву блокады. Среди них — документы о строительстве подводного трубопровода по дну Ладожского озера, перевозке подводных лодок железнодорожным транспортом отчёт об их деятельности в Ладожском озере во время Великой Отечественной войны.

История подводных лодок М-77 и М-79

  • Подводная лодка М-77 (VI-бис серия)

    М-77 — советская малая подводная лодка серии VI-бис, М — «Малютка», заводской номер 61, заложена под наименованием М-85.

    21 марта 1936 года подводная лодка спущена на воду, и 25 июня 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. (По другим данным корабль заложен на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве, в 1935 году в разобранном виде по железной дороге перевезен на завод № 194 (Судомех) в Ленинграде, где был спущена на воду).

    В июне 1936 года получила обозначение М-77. В годы Советско-финской войны совершила несколько боевых походов, имела безрезультатное столкновение с финским самолётом. В годы Великой Отечественной войны совершила 14 боевых походов, в которых провела 61 сутки. В торпедные атаки не выходила, неоднократно использовалась для высадки разведывательно-диверсионных групп и для обеспечения высадок десанта.

    25 июня 1943 года «М-77» зачислена в состав Ладожской военной флотилии. Вскоре лодка по железной дороге перевезена в бухту Гольсмана и спущена на воду. После восстановительного ремонта в Новой Ладоге «М-77» введена в строй. Совершив два похода на боевую подготовку в июле 1943, она приступила к выполнению боевых задач. В августе-сентябре 1943 года лодка три раза выходила к северному побережью озера для поиска кораблей противника, однако целей не обнаружила. В октябре-ноябре «М-77» использовали для высадки диверсионных групп на побережье противника, а также навигационного обеспечения десанта в бухте Мусталахти 12 октября 1943 года.

    1944 год ознаменовался для «М-77» участием в Свирско-Петрозаводской операции. По планам советского командования утром 24 июня у Тулоксы должен быть высажен десант в составе 70-й отдельной морской стрелковой бригады под командованием подполковника А.В. Блака (всего 3661 человек). Для его прикрытия «М-77» вышла к острову Мантсинсаари. Лодка сделала еще несколько выходов с целью разведки, а 20 августа вернулась в Ленинград.

    31 августа 1944 года лодка вновь включена в состав Краснознаменного Балтийского флота, хотя в сентябре 1944 года «М-77» на непродолжительное время еще входила в Ладожское озеро для проведения боевой подготовки, но в боевых действиях она больше не участвовала.

    Скоро «М-77» была поставлена на консервацию, а 22 февраля 1949 года лодка разоружена и исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей на слом.

    Источники: Википедия, «Великая Отечественная под водой»

  • Подводная лодка М-79 (VI-бис серия)

    Заложена 25 августа 1934 года на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве под стапельным номером 302. 15 сентября 1935 года подводная лодка спущена на воду, а затем перевезена по железной дороге в Ленинград, где 10 октября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    В сентябре 1938 года «М-79» под командованием старшего лейтенанта Ф.И.Иванцова чуть не стала причиной международного конфликта, когда в нейтральных водах ее попытался таранить финский броненосец береговой обороны «Вайнемяйнен». Лодка еле успела погрузиться, а данный случай лег в копилку взаимных обид, вылившихся в ноябре 1939 года в советско-финляндскую войну.

    Начало «зимней» войны подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Афанасьева В.К. в составе 24-го дивизиона 3-й бригады ПЛ КБФ в Таллине. С момента открытия боевых действий подводные лодки активно привлекались к несению боевого дежурства в Финском заливе, но уже в начале декабря 1939 года «М-79» встала на ремонт. <…>

    В июне 1943 года «М-79» начали готовить к переводу на Ладогу. 25 июня корабль вошел в состав Ладожской военной флотилии. 5 июля 1943 года по железной дороге лодку доставили на Ладожское озеро. За это время командиром субмарины назначен капитан-лейтенант Клюшкин Алексей Александрович (назначение состоялось 6 июля). После восстановительного ремонта и курса боевой подготовки 29 сентября 1943 года «М-79» вышла в первый боевой поход на новом театре. 2 октября лодке пришлось вернуться из-за повреждения муфты Бамаг.

    <…> 20 августа «М-79» по Неве перешла в Ленинград и 1 сентября возвращена в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Техническое состояние лодки было тяжелым, и ее поставили на консервацию. 22 февраля 1949 года «М-79» разоружена, исключена из состава ВМФ СССР и сдана на разборку.

    Источник: «Великая Отечественная под водой»

Подлодки М-77 и М-79 перевозились из Ленинграда по железной дороге. На них были возложены задачи по ведению разведки, длительного наблюдения за подходами к базам, коммуникациями, побережьям, островам противника, обеспечению выполнения операций, запланированных командованием Ленинградского фронта и Балтийского Флота.
Перевозка замаскированных подлодок была осуществлена по железной дороге на специальных платформах в июне 1943 года со станции «Дача Долгорукова». Во время транспортировки негабаритного груза приходилось отключать высоковольтные линии, пересекавшие железнодорожный путь, соблюдать определенный скоростной режим.
В отчете о боевой деятельности Ладожской военной флотилии за период с 1 июля по 31 декабря 1943 года отражено участие подводных лодок в высадке разведывательно-диверсионных групп на побережье противника, успешное проведение двух боевых операций по высадке и съемке разведчиков в районе южнее Кексгольма и Видлицы.

«Отчет Оперативного отдела штаба ЛВФ о боевой деятельности Ладожской военной флотилии
с 1 января по 31 декабря 1943 года»

Отчет о боевой деятельности Ладожской военной флотилии. 1943 г.

Отчет о боевой деятельности Ладожской военной флотилии. 1943 г.

Выложенные документы представляют собой сканы отпечатанного отчёта.

Разумеется, этот материал требует вдумчивого изучения. Цель данной публикации — ознакомить аудиториию с теми фрагментами, которые характеризуют боевую деятельность подводных лодок в акватории Ладожского озера в 1943 г. в целом. Кроме того, мы приводим те отрывки, в которых упомянут Валаамский архипелаг.

Данный текст в расшифрованном виде выкладывается впервые. В связи с уникальностью публикации мы приводим номера страниц (над текстовым фрагментом) и сами сканы (внизу страницы, под спойлером).


Приложения к Отчету Оперативного отдела штаба ЛВФ о боевой деятельности Ладожской военной флотилии с 1 января по 31 декабря 1943 года // ЦАМО РФ. Ф. 505. Оп. 10.Д. 6. (URL http://75leningrad.mil.ru/)

С. 23

КОРАБЕЛЬНАЯ РАЗВЕДКА

Подводные лодки

Разведку театра вели обе наличные подводные лодки флотилии: «М-77» и «М-79».

В составе средств войсковой разведки подводные лодки заняли особое место, т. к. обеспечили длительное наблюдение за подходами к базам, коммуникациями, побережьем и островами противника.

Подводным лодкам ставились задачи как по уточнению данных, полученных от авиаразведки и катеров, так и по выявлению элементов обстановки, получение которых от других средств разведки было затруднено или невозможно. Таким образом, было осуществлено взаимодействие всех наличных на ЛВФ средств разведки.

Особое значение подводные лодки имели для выявления оперативного режима противника, изучения системы навигационного ограждения и длительного наблюдения за интересующими Командование флотилии участками побережья, с целью определения инженерного оборудования, охраны и характера деятельности противника в этих районах.

Подводным лодкам ставилась задача скрытного проведения разведки и разрешение пользоваться торпедным оружием было дано только в конце кампании. Доносить по радио с озера разрешалось только при боевых столкновениях, авариях и обнаружении десантного отряда. 

С. 24

При каждом выходе в разведку, наряду с другими задачами, подводным лодкам ставилась задача по захвату пленных с рыбачьих шлюпок и катеров связи, если этому благоприятствовала обстановка, но во всех случаях обнаружения указанных плавсредств противника, они находились на глубинах, исключавших возможность действий подлодок, так как обычно на переходе вплотную прижимались к берегу. При разведке побережья, подводные лодки производили его осмотр последовательно, по участкам, отходя на ночь на зарядку в открытую часть озера. Минимальные дистанции при осмотре побережья были 8-10 кб. и в отдельном случае ночью около 3-х кб.

В основном подводные лодки вели разведку озера до параллели 61°20’, но в ноябре была проведена разведка и самой северной части озера на подходах к базам ЛАХДЕНПОХЬИ и СОРТАВАЛА, причем линия островов ВАЛААМСКОГО архипелага с целью сохранения электроэнергии, форсировалась ночью в надводном положении.

Подводными лодками в порядке БП[1] были полностью отработаны задачи по высадке разведывательно-диверсионных групп на побережье противника и успешно проведены две боевых операции по высадке и съемке разведчиков в районе южнее КЕКСГОЛЬМ и южнее ВИДЛИЦА. Перед проведением операции подводные лодки специально высылались в район высадки с целью изучения побережья, его гидрографических особенностей и режима противника.

Ведение разведки затруднялось изношенностью материальной части и малой емкостью аккумуляторных батарей подводных

С. 25

лодок ЛВФ. Кроме того, личный состав, плававший длительное время, нуждался в практической тренировке, вследствие чего подводные лодки начали выполнять задания по разведке только с 5 августа.

Напряжение боевой работы было высоким. Всего с 5 августа по 24 ноября было произведено 12 выходов, причем, во всех случаях подводные лодки полностью выполнили поставленные перед ними задачи.

 


С. 114

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Подводные лодки, переброшенные по железной дороге на ЛАДОЖСКОЕ озеро весной 1943 года, вступили в строй лишь к августу месяцу и с этого времени до конца кампании широко использовались для разведывательной деятельности.

Всего за отчетный период было проведено двенадцать

С. 115

боевых выходов подлодок, из которых семь выполнила ПЛ «М-77» и пять ПЛ «М-79».

Подлодки действовали в районах вдоль восточного побережья ЛАДОЖСКОГО озера на участке АНДРУСОВА губа — ВИДЛИЦА — о-в МАНТСИНСААРИ, на подходах к островному району южнее островов ВАЛААМ, ВАССИНАНСААРИ, на подходах к базам противника СОРТАНЛАХТИ и КЕКСГОЛЬМ и вдоль западного побережья от о. КОНЕВЕЦ до о. РАХМАСААРИ. В период 17-24 ноября подлодкой «М-77» была проведена разведывательная операция в северо-западной части озера в районе севернее островов РАХМАСААРИ и МЕККЕРИКЭ, на подходах к ГБ[2] противника ЛАХДЕНПОХЬЯ.

2. Операция ПЛ «М-77» 17-24.08.43 г.

Район действия — вдоль восточного побережья озера и южнее о-ва ВАЛААМ.

Задача: выявить режим движения судов и систему дозорной службы противника на подходах к побережью и островам.

Операция проведена успешно, цель ее достигнута.

С. 119

10. Операция ПЛ «М-77» 17-24. 11. 43г.

Задачи: выявить систему дозора и режим движения на коммуникациях ЛАХДЕНПОХЬЯ-СОРТАВАЛА, ЛАХДЕНПОХЬЯ-ПИТКЯРАНТА; при встрече с ТР[3] или крупным буксиром — атаковать торпедами и захватить пленного, при встрече катера, шлюпки — утопить и взять пленного; при благоприятной обстановке и наличии объекта для атаки — войти в ЯКИМВАРСКИЙ залив и атаковать противника торпедами.

Район действия — северо-западная часть озера, на подходах к ЛАХДЕНПОХЬЯ и СОРТАВАЛА. В этом районе, как и вообще к северу от островов ВАЛААМСКОГО архипелага, подлодки действовали впервые.

Операция протекала в условиях свежей погоды, доходившей до штормовой. Основная задача — установить систему ДОЗК[4] и режим движения на коммуникациях — подлодкой выполнена.

Другая задача — захват пленного — была не выполнена, из-за отсутствия объектов атаки.

Операцию следует все же считать проведенной успешно.


С. 123

Выводы

1. Активная деятельность флотилии, выразившаяся в значительном количестве проведенных за кампанию 1943 г. операций совокупности с мероприятиями по поддержанию оперативного режима на театре окончательно закрепила за ЛВФ господство на озере, которое прочно удерживалось флотилией до конца кампании.

Этим было обеспечено выполнение задач, поставленных перед флотилией. Противник окончательно утерял инициативу и в течение всей кампании ни разу не пытался предпринимать какие-либо активные действия.


ПЛ — подводная лодка

[1] БП — боевое патрулирование ИЛИ боевая подготовка (Источник)

[2] ГБ — главная база флота, флотилии (воен., морск.)

(Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.)

[3] ТР — транспортное судно (общего назначения) (Источник)

[4] ДОЗК — дозор корабельный (Источник)


Отбор материала, расшифрова текста, оформление — Яна Гайдукова
Примечания — Игорь Сазеев
Подписи сканов — Анна Ораева
Оформление библиографической ссылки — Наталья Потапова

Источники: Ладожская артерия: превозмогая блокаду. К 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда; Газета.ру

  • Сканы документа

В период со 2 по 9 августа 1944 года подводная лодка «М-77» выполняла задачу по высадке десанта на остров Валаам и свободной «охоте» в районе подходов к Сортавала. Операция проводилась скрытно в ночное время. Отчёт о выполнении этой задачи будет представлен в одной из следующих публикаций сайта «Валаам. Виртуальная экскурсия».

Оставляйте комментарии! Каждый комментарий — это поддержка сайта. 

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

7
Оставить комментарий

avatar
4 Цепочка комментария
3 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
5 Авторы комментариев
АндрейSidorova OlgaadminИгорь СазеевМария Авторы недавних комментариев

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Игорь Сазеев
Гость
Игорь Сазеев

Материал интересный и довольно-таки неожиданный. Ладога, конечно, вполне сравнима с небольшим морем, но в южной её части, где лодки базировались, глубины небольшие. А эти лодки — не какие-то малютки, длина 38 метров. И транспортировать их с Балтики на Ладогу тоже было непростой задачей.
То, что лодки за время боевых походов (возможно, сокращение БП — как раз означает боевой поход) не нашли целей для атаки, косвенно подтверждает, что финны в 1943 году уже не думали об активных боевых действиях — с лета 1943 года Финляндия искала пути выхода из войны и заключения мирного договора с СССР.

Мария
Гость
Мария

Про транспортировку на Ладогу тоже было бы интересно выложить. Но в целом — просто фантастические темпы: стоило подумать, а что из себя эти подлодки представляли — и вот, пожалуйста, читайте. Спасибо!

Игорь Сазеев
Гость
Игорь Сазеев

Задался вопросом, почему всё-таки на Ладогу были переброшены подводные лодки с Балтики и почему именно в 1943 году? Это становится понятным, если посмотреть на общую картину войны вокруг осаждённого Ленинграда: захватить Кронштадт в соответствии с планом Барбаросса не удалось (а это единственный небольшой город, отдельно упомянутый в этом плане), массированные бомбардировки и обстрелы Кронштадта тоже своей цели не достигли: там оставалось достаточно боеспособных кораблей. Главную опасность для гитлеровцев составляли подводные лодки: несмотря на установленные в 1941-42 гг. минные и иные заграждения, лодки прорывались через них и атаковали немецкие корабли, иногда даже у берегов Восточной Пруссии, нанося противнику заметный урон. Весной… Подробнее »

Sidorova Olga
Гость
Sidorova Olga

Солнечным утром командир дивизиона П. А. Сидоренко и я обходили подводные лодки, приткнувшиеся к каменной стенке: они словно бы отдыхали после трудных походов. Иные корпуса хранили на себе следы войны: вмятины от осколков и наваренные листы металла на пробоинах. Чуть в сторонке стояли две подводные лодки — «М-77» и «М-79». Они отличались от других «малюток» своей архитектурой и боевыми возможностями. Эти лодки [131] — первенцы отечественного судостроения. К началу войны они уже претерпели технический да и моральный износ, имели ограниченные возможности плавания, погружаясь на глубины до тридцати метров. Командир дивизиона П. А. Сидоренко, глядя на эти «малютки», задумчиво произнес: —… Подробнее »

Андрей
Гость
Андрей

в целях поддержки сайта позволю оставить ссылку на видео о работе Дороги жизни. Его тоже оцифровали к 75-летию
https://youtu.be/KZF9FDrQTgI