20-2-Валаамские пароходы XX в
Судоходство на Валааме: 1902-1914 гг. (Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.2.)
13 Сентябрь, 2018
Старый финский причал на Валааме, SA-KUVA 1
Валаамская флотилия во время Советско-Финской и Второй мировой войн. (Р. Вирранкоски. Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.4.)
29 Сентябрь, 2018

Старый Валаам в составе независимой Финляндии. Особенности судоходства. 1918-1939 гг. (Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.3.)

05-Валаамские пароходы XX в

5. ВЛАДЕЛЕЦ И СУДОВОДИТЕЛИ. На больших монастырских пароходах профессиональная команда обычно состояла на жалованьи монастыря. Небольшими шхунами управляли обученные монахи. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo

Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo

Рами Вирранкоски. Валаамский монастырь как крупная судоходная компания.

Перевод статьи и подписей к иллюстрациям: Марина Павлова.

Подзаголовки: Алина Баганова, Яна Гайдукова.

Оформление интернет-публикации, сноски: Яна Гайдукова.

Оформление подписей к иллюстрациям: Анна Ораева.

На русском языке публикуется впервые.

Источник: Rami Wirrankoski. Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo. // Laiva. — 2010. — №3. P.18-36.

 

Часть 3. Старый Валаам в составе независимой Финляндии. Особенности судоходства. 1918-1939 гг.

Как отразились на Валаамском монастыре гражданская война в Финляндии и переход на новый стиль. — Хозяйственная жизнь Валаама в 1930-е годы. — Злоключения «Walamo» и его продажа. — «Sofia» и «Valamon luostari» («Kjell»). — Новые баржи: «Спаржа», «Пётр» и «Павел». — «Aallokas» — первый финский ледокол. — «Otava» и буксир «Сергий».

Как отразились на Валаамском монастыре гражданская война в Финляндии и переход на новый стиль

Передача «Walamo»

Бури, вызванные отделением Финляндии от России, и длившаяся до весны 1918 года гражданская война обошли монастырь стороной. Вот только судно «Walamo», стоявшее не зимовке в Монастырской бухте, в апреле пришлось передать на военные нужды. В мае пароход был переведён в Сортавалу, и на нём разместился штаб приладожских вооружённых сил.

Только осенью 1919 года судно было возвращено монастырю.

Независимость Финляндии и календарный раскол

После объявления независимости Финляндии, перед каждым насельником монастыря встал нелёгкий выбор, который расколол братию и привел к многолетнему внутреннему конфликту. Весной 1921 года после визита на остров президента Столберга, 119 монахов принесли клятву верности финскому правительству. В том же году Финляндская православная церковь приняла к использованию григорианский календарь, и многие монахи монастыря отказались его соблюдать. Это привело к тому, что в монастыре стали совершаться по два богослужения в разное время. Наиболее ярые противники григорианского летоисчисления покинули монастырь.

Все эти обстоятельства, как и произошедшая в России революция, привели к снижению численности братии монастыря и ознаменовали собой конец длительного периода расцвета обители.

Хозяйственная жизнь Валаама
в 1930-е годы

Туристический бизнес

Кроме духовной работы и ведения сельского хозяйства, братия очень успешно занималась туристическим бизнесом, который стал значимой статьёй доходов монастыря. Туристов перевозили на остров собственными кораблями и размещали в гостинице на 200 номеров. В 1930-е годы, согласно подсчётам, остров ежегодно посещало до 30 000 человек.

Хозяйственное предприятие

По сравнению с сегодняшним днём, Валаам был действительно масштабным хозяйственным предприятием, имевшим в собственности значительные земельные и лесные угодья, а в его стойлах жевали овёс около 70 лошадей! Монастырь, являясь традиционно сельскохозяйственным, получал средства к существованию от возделывания земли и рыболовства.

Кроме этого, в прудах монастыря, который был крупнейшей рыбоводческой фермой Финляндии, выращивалась рыба, главным образом сиг.

Технические новшества

Монастырь имел свою паровую машину, дававшую энергию для работы лесопилки, мельницы, деревообрабатывающих и многих других станков, а также для подачи воды в водонапорную башню. Прогрессивные игумены монастыря не считали использование современной техники таким уж плохим делом, и монастырское хозяйство было механизировано ровно настолько, насколько это было необходимо для его бесперебойной работы.

Практически всё необходимое для своей жизни монастырь производил на своих станках, и хозяйство Валаама работало автономно. Необходимый строительный материал братия добывала на принадлежащих монастырю каменоломнях, откуда камень транспортировался к месту строительства всё новых храмов, скитов и других построек.

Рабочие в монастыре

Поскольку на острове работало большое количество мирских рабочих, проживавших с семьями, в монастыре действовала большая школа.

По окончании туристического сезона и сбора урожая, когда Ладогу покрывал лёд, разрывая корабельное сообщение, насельники монастыря перебирались с полей в многочисленные мастерские, где продолжалась работа. В это время остров погружался в покой и размеренную жизнь.

27-Валаамские пароходы XX в

27. НА МАТЕРИК. «Valamon luostari» был красивым и надежным судном. На фото пароход у монастырского причала в ожидании отправления в сторону материка. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

«Walamo»:
несправедливая конкуренция
(злоключения продолжаются!)

Расширение интересов за пределами Ладоги

Монастырь предпринял попытку расширить коммерческие интересы за пределы Ладоги, когда весной 1924 года государство решило наладить водное сообщение между островом Койвисто (Красный), Суурсаари (Гогланд) и другими островами Финского залива. Для этих целей правительство планировало субсидировать пароходную компанию на сумму 3700 марок за каждый челночный рейс.

Монастырь был готов выставить на этот маршрут судно «Walamo», которое был достаточно вместительным и пригодным к морскому плаванию.

«Неправильный» владелец «Walamo»

Тем не менее, договор был заключён с пароходным товариществом острова Койвисто, выставившим старый пароход «Ainamo». Объяснение официальных лиц, почему выбор был сделан в пользу заведомо худшего и маловместительного корабля, было достаточно нелепым: «Walamo» слишком ветхий для такого маршрута». Позднее появились догадки, что дело было в «неправильном» владельце «Walamo», которому предпочли плохой, но свой «отечественный» корабль.

«Ainamo» был на 21 год старше, чем «Walamo», имел водоизмещение меньше на 100 тонн и двигатель слабее на 50 лошадиных сил. Так что обоснования официальных органов не выдерживали никакой критики.

«Walamo» довольно мало использовался в 1920-е гг, так как в первые годы независимости Финляндии желающих посетить остров было немного. Сообщение оживилось только в следующем десятилетии.

Продажа «Walamo»

В 1928 году судно «Walamo» было продано в Импилахти за 850 000 марок. Монастырь снова остался без рейсового судна для постоянной связи с материком и вынужден был довольствоваться услугами внешних пароходных компаний.

«Sofia» и «Valamon luostari» («Kjell»)

«Sofia»: Неудачная покупка

26-Валаамские пароходы XX в

26. ЛУЧШАЯ ПОКУПКА. Купленный у купца Хозяинова пароход «Kjell» оказался очень полезным приобретением. На верхнем фото судно еще под старым названием и с черным корпусом рядом со служившим в то время буксиром судном «Sofia». На нижнем фото тот же корабль, но уже преображенный в белоснежный «Valamon luostari» (Валаамский монастырь). Фото из Ладожского военного архива/коллекция Алексантери Кайсланиеми и ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

Следующий корабль монастырь приобрел только в 1930 году. Это был ледокол «Sofia», построенный в 1864 году на известной верфи шведского города Мотала. Судно было выставлено на продажу при банкротстве крупного лесного хозяйства купца Хозяинова (Hosainoff), и монастырь приобрёл его за 115 000 марок. С 1905 года судно использовалось в качестве буксира.

Эта покупка разочаровала братию. Когда судно было поднято на стапели монастырской корабельной мастерской, выяснилось, что днище корабля было в удручающем состоянии и требовало практически полной замены. Так судно и осталось покоиться на стапеле более, чем на десять лет.

«Kjell» → «Valamon luostari»

«Sofia» была куплена в придачу к другому судну. 15 сентября по той же купчей монастырь приобрёл другой, гораздо меньший корабль «Kjell». Судно было также построено в Швеции на пару лет раньше, чем «Sofia». При продаже «Kjell» был оценён всего в 60 000 марок. 1 июня 1914 года на пароходе «Kjell» произошёл несчастный случай, в результате которого погиб 28-летний машинист Яакко Пулли. Он находился в машинном отделении судна и смазывал детали парового котла, когда деревянная затычка, по какой-то причине забитая в отверстие парового вентиля, вылетела и ударила его в грудь. Вслед за этим его обожгла струя огненного пара. Давление пара было настолько сильным, что у Яакко были вырваны большие куски кожи, которые разлетелись по всему машинному отделению. Подоспевшие на помощь члены экипажа смогли вытащить пострадавшего на палубу, с которой он, не выдержав боли, прыгнул в озеро. После того, как машиниста вытащили из воды, его отправили в городскую больницу, где он скончался на следующий день.

Хотя при покупке судов проходящего процедуру банкротства Хозяинова была оформлена купчая, на деле стоимость кораблей частично погашала долг купца перед монастырём за купленный и неоплаченный лес. «Kjell» был в отличном состоянии, и сразу весной 1931 года под новым именем «Valamon luostari» («Валаамский монастырь») он начал обслуживать маршрут Валаам – Лахденпохья.

«Sofia»: Из ледокола в буксир

Судно «Sofia» монастырь намеревался видимо использовать в качестве буксира, поэтому вскоре после того, как была подписана купчая на «Sofia» и «Kjell», монастырь купил на торгах две большие стальные баржи из имущества Хозяинова.

«Sofia», будучи еще в использовании Хозяинова, была крепким и сильным ледоколом. Она часто одной из первых выходила из Сортавалы в Ладогу пробовать крепость льда. Так, в мае 1908 года ледокол пробился из порта в открытую Ладогу через 45-сантиметровую ледяную толщу.

25-Валаамские пароходы XX в

25. ДОСАДНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ. Купленный монастырем знаменитый пароход «Sofia», приспособленный для зимнего плавания, стал разочарованием для братии. Он так и не отправился в плавание из-за плохого состояния днища и остался стоять на стапеле в монастырской мастерской. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

Новые баржи: «Спаржа», «Пётр» и «Павел» (1906-1933)

Постройка «Спаржи»

В 1906 году на собственной верфи монастыря была простроена 36-метровая деревянная баржа «Parsa №1» («parsa» по-фински «спаржа»). Хотя Валаам был сельскохозяйственным монастырём, баржа вовсе не названа в честь растения.

Вероятно, название происходит от старых барж, купленных в России и отремонтированных на Валааме под руководством мастера Петра Яковлева. Многочисленные баржи, купленные в России, в Финляндии называли «barcha», очевидно отсюда и произошло название «Parsa». В 1911-12 гг. на монастырской верфи были построены две 17-метровые деревянные баржи, которые буксировал пароход «Сергий». В 1922 году под руководством монаха Зосимы на замену им были построены 20-метровые баржи.

Монастырские небольшие суда и баржи управлялись, как правило, членами братии. Остальные рабочие были, в основном, крестьянами из Ижоры.

Торговля камнем

В 1910-е гг. монастырь активно торговал камнем, и на баржах в Петербург доставлялся серый и красный валаамский гранит. Многие петербургские мосты были построены из этого гранита. Камень также использовался при строительстве городских причалов и пьедесталов памятников.

Баржи «Петр» и «Павел»

Названия барж, купленных у Хозяинова, «Paavali» и «Pietari» («Павел» и «Пётр») как нельзя лучше соответствовали монастырю, поэтому менять их не было необходимости.

Обе были построены в Голландии в 1905-08 гг., длина их составляла 55, а ширина 9 метров. На баржах имелось по три отдельных грузовых трюма, а в центральной части палубы – надстройка для парового котла, на энергии которого работали лебёдки и два палубных крана. Сам Хозяинов успел попользоваться этими баржами лишь пару лет.

Отсутствуют сведения, как много и с какими целями монастырь использовал две эти баржи, известно лишь, что в 1933 году обе они были проданы кампании «Diesen Wood».

«Николай» на покое (1934 г.)

Следующим летом буксир «Николай» встал на прикол[1] у монастырского причала, и пар из его котла более не поднимался.

28-Валаамские пароходы XX в

28. СВЯТЫЕ БРАТЬЯ. Две мощные монастырские стальные баржи «Paavali» и « Pietari» получили имена в честь апостолов Петра и Павла. На этом редком фото баржа «Paavali» у причала города Питкяранта 3 декабря 1936 года. Фото из Ладожского военного архива.

«Aallokas» (1935) — первый финский ледокол

Увеличение пассажиропотока и дохода монастыря

1930-е гг. наплыв туристов на Валаам значительно увеличился, и монастырь часто не мог справляться с перевозками большого количества желающих попасть на остров в летние месяцы. Корабельные перевозки давали монастырю сравнительно неплохую прибыль, так, летом 1931 года только с пассажирских туристических перевозок монастырь получил 93 000 марок чистой прибыли.

В 1935 году навигация началась 9 мая и закончилась 1 октября. Доход от перевозки туристов составил 202 910 марок, а от перевозки грузов 1 527 марок. Зарплата капитана корабля составляла 2 000 марок за сезон, первым помощником работал монах, работа которого не оплачивалась, двум матросам платили 1700 марок на двоих, машинистам 1750 и истопнику 900 марок. Хозяйка ресторана и кухни получала 500 марок, а два помощника по 250 марок каждый.

29-Валаамские пароходы XX в

29. ПЛАВСРЕДСТВО НА ПЕРИОД РАСПУТИЦЫ. Государство заказало на Сортавальской верфи мощный самоходный катер «Alokas» («Новобранец»), который в период распутицы осуществлял рейсы, в том числе и к Валааму. На фото судно в период строительства и у причала Лахденпохья. Фото из Ладожского военного архива/коллекция Алексантери Кайсланиеми.

Необходимость постройки нового ледокола

Значительную часть пассажирских и грузовых перевозок осуществлял собственный монастырский пароход, навигационный период которого приходилось прекращать довольно рано из-за погодных условий.

Эта же проблема стояла перед Сортавальским портом и перед корабельным движением между островами архипелага, что заставило местных коммерсантов поставить перед государством вопрос о приобретении ледокола.

После получения государственной дотации был сделан довольно рискованный выбор верфи в пользу местной сортавальской корабельной мастерской. 33-метровый корпус корабля спустили на воду 9 октября 1935 года, окончательно судно было готово к следующей весне.

Когда судно еще строилось, о нём писали, как о первом оснащённом двигателем корабле, строящемся в Сортавале, однако это свидетельствует о короткой памяти современников. Правда заключалась в том, что еще 23 года назад, в мае 1912 году на воду был спущен построенный на сортавальской верфи корабль «Kiviniemi» («Каменный мыс») с мотором в 225 лошадиных сил[2].

«Aallokas»

Судну, переданному в пользование вооруженных сил, было дано красивое название «Aallokas» (название построено на игре слов «aalto» – «волна» и «alokas» – «новобранец»). Мощность двигателя составляла 500 лошадиных сил, и судно было в состоянии пробивать лёд толщиной в один метр. «Aallokas» был единственным кораблем, который раньше всех открывал и позже всех заканчивал навигацию. В летнее время судно осуществляло водное сообщение между укрепрайонами вооружённых сил, а в периоды затрудненного судоходства осуществляло рейсы межу Сортавалой и Валаамом и вскрывало лёд в районе портов Сортавалы и Лахденпохьи, иногда до конца января.

«Otava» («Большая Медведица»)

Осенью 1936 представилась возможность приобрести подходящий пароход, когда сортавальское корабельное товарищества «Отава» решило избавиться от одноименного корабля.

30-метровое судно «Otava» («Большая Медведица») было построено в городе Варкаус на верфи Пауля Вала в 1897 году, и все еще было в очень хорошем состоянии. Оно было рассчитано на длительные ночные переходы и совершало рейсы между Куопио и Выборгом. Иногда его ставили также в Финский залив на рейсы Выборг – Хельсинки.

Договор был подписан 30 ноября 1936 года, и со следующей весны судно начало работать исключительно на линии Сортавала – Валаам. Куплена «Otava» была очень выгодно за 125 000 марок, в то время как пятью годами раньше она стоила купившему ее корабельному товариществу 251 000 марок. Командовал кораблем опытный морской волк Эркки Хуттунен.

Два года спустя, в юбилейный год создания Калевалы, «Otava» принесла только на пассажирских перевозках 379 000 марок чистого дохода, почты было перевезено на 500, а грузов на 1600 марок.

04-Валаамские пароходы XX в

4. АКВАТОРИЯ САЙМАА. «Otava» («Большая Медведица») была вместительным и удобным пароходом, имевшим большое количество кают, приспособленных для длительных путешествий. На фото запечатлен корабль в годы войны, вероятно в порту Тулема. Фото: Ладожский военный архив/коллекция Алексантери Кайсланиеми.

Буксир «Сергий» под управлением «ладожского медведя»

Большие монастырские корабли ходили под командованием профессиональных капитанов, а небольшим буксиром «Сергий» управлял монастырский иеродиакон Симфориан, которого за его необычный внешний вид прозвали «ладожским медведем». Контора монастырского флота, который тесно сотрудничал с Туристическим союзом Финляндии, располагалась в сортавальском подворье монастыря.


  1. Прикол представляет собой сваю, колышек или рельс, вбитый в землю. К верхней части прикола привязывается верёвка, канат или цепь. Нередко в целях закрепления каната или цепи в верхней части прикола имеется расширение, крюк или отверстие. Наиболее известное применение приколов — для закрепления судов около берега. Выражение «на приколе» означает, что судно в данный момент стоит на причале в порту, а в более широком смысле — в резерве, не в эксплуатации. (Википедия)
  2. В 1912 году Финляндия входила в состав Российской Империи. Поэтому «Aallokas» — это первый «свой», собственно финский ледоход и, соответственно, повод для гордости.
admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о