03-Валаамские пароходы XX в
Судоходство на Валааме к началу XX в. (Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.1.)
6 Сентябрь, 2018
05-Валаамские пароходы XX в
Старый Валаам в составе независимой Финляндии. Особенности судоходства. 1918-1939 гг. (Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.3.)
20 Сентябрь, 2018

Судоходство на Валааме: 1902-1914 гг. (Валаамский монастырь как крупная судоходная компания. Ч.2.)

20-2-Валаамские пароходы XX в

20-2 ОЩУЩЕНИЕ ПРАЗДНИКА. Во время больших монастырских праздников на пристани монастыря было тесно. Корабли были полностью загружены путешественниками и паломниками как из Финляндии, так и из России. Справа от парохода «Валаам» шхуна «Сергий». Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo

Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo

Рами Вирранкоски. Валаамский монастырь как крупная судоходная компания.

Перевод статьи и подписей к иллюстрациям: Марина Павлова.

Оформление подписей к иллюстрациям: Анна Ораева.

Подзаголовки, сноски, оформление интернет-публикации: Яна Гайдукова.

На русском языке публикуется впервые.

 

Источник: Rami Wirrankoski. Laatokan Valamon luostari oli myös merkittävä varustamo. // Laiva. — 2010. — №3. P.18-36.

 

Часть 2. Судоходство на Валааме: 1902-1914 гг.

Правила поведения на острове Валаам и борьба с неорганизованными туристами. — «Pitkäranta», «Karjala», «Сергий» и «Николай». — Злоключения «Walamo».

Правила поведения на острове Валаам

Порой гостям монастыря не было понятно, что дозволялось в стенах обители, а что – нет, поэтому монастырь время от времени публиковал в газете незамысловатые правила поведения на острове.

Например, на остров ни в коем случае нельзя было провозить велосипеды и алкоголь. Курение также было запрещено. В некоторые потаённые уголки архипелага можно было попасть только по специальному разрешению и в сопровождении гида. Порядки были строгими, но, как говорят, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

До сих пор в Новом Валааме курение разрешено только в специально обозначенных местах. О велосипедах в монастырских правилах более ничего не говорится… По какой-то причине в конце XIX — начале XX века монахи считали катание на велосипеде греховным занятием, и до сих пор американские амиши[1] запрещают использование велосипедов.

Плавание также было строго запрещено до начала XX века.

22-Валаамские пароходы XX в

22. ДВА ЗАЕЗЖИХ ГОСТЯ. На Валаам ходили пароходы «Pitkäranta» и «Karjala». На нижнем фото колесный пароход «Karjala» еще под старым именем «Pohjola». Фото из коллекций Рами Вирранкоски и Бенгта Сьёстроёма.

«Pitkäranta», «Karjala», «Сергий» и «Николай».

Летом 1902 года по воскресеньям между Валаамом и Питкярантой с заходом в Импилахти и Сортавалу начал курсировать пароход «Pitkäranta» (1865, Стокгольм) под командованием капитана Троберга.

На праздник Вознесения Господня в 1908 году из Выборга в Сортавалу прибыл колёсный пароход «Karjala» («Карелия»; 1891, Стокгольм) под командованием капитана Х.Курьи. Он начал ходить по будням из Сортавалы в Салми с заходом в Импилахти, Койриноя и Питкяранту. По воскресеньям и вторникам судно делало один челночный рейс на Валаам.

Старое судно «Сергий», на которое в 1908 году был установлен изготовленный на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге новый паровой котёл, тем не менее все больше ветшало и теряло мощность, бессменно обслуживая водное сообщение с островом, поэтому осенью 1911 года монастырь заключил договор с верфью Лехтониеми о строительстве нового современного пассажирского корабля.

Почти 14-метровый пароход, оснащенный двигателем в 40 лошадиных сил, следующей весной был спущен на воду с именем «Николай». Из Лехтониеми судно самостоятельно отправилось через Сайменский канал и Неву в Ладогу. Вероятно, маленький «Николай» тогда был продан.

23-Валаамские пароходы XX в

23. ПРОИЗВОДЕНО В ЛЕХТОНИЕМИ. Второй монастырский корабль с именем «Николай» был построен на верфи города Лехтониеми в 1912 году. Судно курсировало преимущественно между островами архипелага и иногда совершал рейсы на материк. Фото из коллекции Антти Ахо.

Борьба с неорганизованными туристами на Валааме

24-Валаамские пароходы XX в

24. В ПРАЗДНИКИ НА ПРИРОДЕ. В начале XX века пароход «Николай» часто можно было увидеть возле маленьких монастырских причалов. Братия ходила на судне на дальние скиты. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

В то время с монастырского острова начали поступать вести о проделках некоторых гостивших там «туристов». Некие сорвиголовы взяли обыкновение отправляться на остров из Сортавалы на лодках, доверху гружёных крепким алкоголем. В отдалённых лесных уголках острова они устраивали точки продажи спиртных напитков, чем нарушали распорядок монастыря.

Когда обычные меры не помогли, руководство монастыря запретило доступ на остров для одиночных неорганизованных туристов. Естественно, недостаток информации вызывал недоумение со стороны дисциплинированных путешественников, поэтому монастырь несколько раз публиковал в периодических изданиях разъяснения своего решения. Организованные поездки на остров продолжали совершаться без ограничений.

Последствием этих событий явилось то, что в 1914 году сортавальский становой пристав (ленсман) получил государственные полномочия командировать на Валаам одного полицейского чина и четверых констеблей, что привело к окончательному усмирению ситуации.

Злоключения «Walamo»

Столкновение с «Viipuri»

Монастырские корабли обычно ходили без больших проблем. Однако 5 октября 1912 года случилось довольно серьёзное происшествие. Утром того дня судно «Walamo» вышло из Санкт-Петербурга в направлении Сортавалы, планируя заходы на Коневец, Сортанлахти и Валаам.

В районе трёх часов судно обогнуло крепость Орешек и вышло в открытую Ладогу, где, как и было запланировано, взяло на буксир монастырскую шхуну «Герман». После этого машинам был дан полный ход. Когда на воду спустились сумерки, впереди был замечен белый свет прожектора. Других сигнальных огней замечено не было, поэтому судно продолжило путь с той же скоростью. При приближении к источнику света судно дало два сигнальных гудка, сообщая, что обходит встречный корабль по левому борту. На это также реакции не последовала, поэтому сигнальные гудки были повторены, и только после этого был получен ответный гудок. Когда источник света приблизился на расстояние видимости, капитан судна «Walamo» приказал дать три свистка и машинам полный назад.

Но это уже не помогло, и примерно в половине шестого «Walamo» протаранил своим мощным носом бок другого судна, а еще через мгновение буксируемый «Герман» врезался ему в корму. Удар был настолько сильным, что с носового салона судна была сорвана крыша, и подломились опорные колонны. «Герман» также получил значительные повреждения носовой части.

Протараненное судно оказалось шедшим из порта Тайпале в Санкт-Петербург сухогрузом «Viipuri» (Выборг), принадлежавшим выборгскому корабельному товариществу «Алку».

После аварии «Viipuri» мог оставаться наплаву, хотя его корпус имел повреждения ниже ватерлинии. После того, как были заделаны пробоины и устранен критический наклон судна, оно было отбуксировано в порт Сортанлахти.

Повреждения, полученные кораблём «Walamo», позволили ему продолжить путь до Сортавалы, где были устранены последствия аварии, после чего судно отправилось зимовать на Валаам.

На последовавшем после происшествия судебном разбирательстве сторонами было представлено два взаимоисключающих рапорта. Капитан судна «Walamo» Каартинен сообщал о точном соблюдении морских правил при управлении кораблём и обвинял экипаж «Viipuri» в пренебрежении правилами использования морских сигнальных огней и даже указывал на то, что капитан корабля «Viipuri» после столкновения заботился только о личном спасении.

Вполне естественно, что капитан «Viipuri» М.Синисало решительно отвергал эти обвинения и утверждал во время разбирательства, что сигнальные огни на его судне работали в соответствии с правилами судовождения, а у противной стороны вообще не было сигнальных огней, сообщающих, что они буксируют другое судно, которое к тому же было под всеми парусами. Синисало также утверждал, что «Walamo» ушёл бы с места происшествия, если бы штурман не обратился к его капитану с настоятельной просьбой оставаться на месте.

 

20-1-Валаамские пароходы XX в Слева пароход «Pitkäranta». Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

20-2-Валаамские пароходы XX в 20-2 ОЩУЩЕНИЕ ПРАЗДНИКА. Во время больших монастырских праздников на пристани монастыря было тесно. Корабли были полностью загружены путешественниками и паломниками как из Финляндии, так и из России. Справа от парохода «Валаам» шхуна «Сергий». Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала.

Перегрузы и бегство от инспектора

Судно «Walaam» еще раз попалось на заметку официальных органов, когда ими была получена информация, что число пассажиров корабля значительно превышает норму. Морской инспектор барон Вреде решил произвести проверку судна в июле 1913 года.

Официальные власти были проинформированы, что число пассажиров «Walamo» порой вдвое превышало разрешённое количество в 360 человек! В качестве причины указывалась та, что в Сортанлахти (куда заходил пароход) не было штатного портового капитана, осуществлявшего надзор за перевозками, поэтому судно годами ходило между Валаамом и Петербургом со значительным перегрузом.

Когда одним воскресным утром барон фон Вреде намеревался произвести проверку судна, стоявшего у монастырского причала, оно неожиданно отчалило на полчаса раньше. Трое вызванных самим Вреде полицейских были не в состоянии воспрепятствовать наплыву пассажиров, стремившихся попасть на судно, которое было вынуждено из-за этого «пуститься в бегство» от инспектора. В качестве одной из дисциплинарных мер, которые Вреде после этого происшествия применил к монастырю, было лишение корабля «Сергий» лицензии на пассажирские перевозки.

Все эти происшествия не смогли тем не менее лишить хладнокровия руководство монастыря, которое не преминуло воспользоваться присутствием на острове столь высокого государственного морского чина, и попросило его похлопотать об установке в устье монастырской бухты и на острове Ханхипааси государственного маяка взамен маленьких монастырских сигнальных огней.

23 августа «Walamo» вновь вышел из Санкт-Петербурга в сторону монастыря с большим перегрузом. В этот раз число пассажиров ровно на 100 человек превышало положенное. Для официальны лиц это было уже слишком, и капитан корабля был вызван на осеннее заседание уездного суда города Сортавалы, где ему было предъявлено обвинение в нарушении морского законодательства.

21-Валаамские пароходы XX в

21. СЕРЫЙ И БЕЛЫЙ. Пароход «Валаам» позднее получил финскоязычное название «Valamo». На корме судна красовался императорский двуглавый орел. На правом фото судно поставлено на зимнюю стоянку, а его палубные конструкции укрыты деревянным коробом. Фото: ФИКС/ коллекция Эркки Риимала и Ладожский военный архив.

Неспокойная каюта

Возможно, братия монастыря предала «Walamo» анафеме, потому что в следующем году это судно вновь стало героем неприятных новостей.

В этот раз речь шла о грехе гораздо более тяжком, чем нарушение морского закона. Возможно, дело удалось бы замять, если бы не было начато полицейское расследование.

Происшествие случилось ночью 13 июня, когда судно стояло у Валаамского причала. Вскоре после полуночи капитана корабля разбудили странные звуки. Когда был разбужен весь экипаж и обследовано судно, выяснилось, что источником звуков является каюта официантки Веры Мазаевой Мартыновой, много сезонов работавшей на корабле. Капитан попросил официантку открыть запертую изнутри дверь, но реакции не последовало. Когда приказ был повторен, официантка отозвалась и пообещала открыть дверь, после чего из каюты послышался звук удара, и наступила тишина.

Дверь было решено взломать. Официантка была найдена лежащей на полу без сознания. На короткое время её удалось привести в себя. Был разбужен экипаж судна «Сергий», которому было предписано немедленно отвезти официантку в Сортавалу для получения врачебной помощи. Однако по дороге она скончалась.

Во время проведения обыска в каюте пострадавшей была найдена бутылка глицерина и неполная бутылка ртути. Эти вещества она получила днём ранее от некоей городской служанки.

Во время вскрытия, произведённого в Сортавале, была выяснено, что 20-летняя девушка была беременна и вероятно пыталась самостоятельно произвести аборт.


[1] Амиши — интересная американская секта. Фоторепортаж.

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о