Архитектурная страница

Внешнее каре Центральной усадьбы

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Внешнее каре: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Монастырская больница, аптека (Э. Салакка. Старый Валаам моего детства)

    Монастырская больница и аптека находились в северном крыле внешнего каре монастыря, рядом с Киновией. В комнате для ожидания посетителя встречал сильный запах эфира и лекарств. Всё здесь сияло чистотой и белизной.

    В комнате для приёма больных за столом сидел монастырский доктор. Это был светловолосый благообразный молодой мужчина. На шее под светлой густой бородой висел стетоскоп. От других монахов его отличал также надетый поверх подрясника белоснежный халат.

    В этот раз в комнате был еще один человек, представившийся проверяющим с материка. Он по-деловому приказал папе принести пострадавшего на осмотр. Расторопно «гражданский доктор» снял полностью пропитавшуюся кровью повязку и попытался осмотреть рану, надавливая на её края. Боль заставила Калле разразиться отчаянным плачем. Монастырский доктор следил за действиями коллеги, не вставая из-за своего стола. Когда мальчик завыл от боли, монах поднялся со своего места и подошёл к маленькому бедолаге. Взяв мальчика на руки, он сказал:

    Давайте я займусь малышом.

    Когда монастырский доктор, пытаясь успокоить мальчика, повесил свой стетоскоп ему на шею, плач совершенно прекратился. Калле начал с большим интересом осматривать незнакомую таинственную вещь. Монастырский доктор с малышом на руках неторопливо ходил по комнате от одного шкафа к другому, собирая с полок необходимые инструменты и складывая их на вспомогательный столик. Мальчик недоверчиво поглядывал на закрытие и открытие шкафов, но гораздо больше его всё еще интересовала штука, висящая у него на шее. На второго доктора мальчик пару раз бросил подозрительный взгляд.

    Во время этих приготовлений доктор добился полного доверия пациента. Он сел рядом со вспомогательным столиком, а мальчик уютно устроился у него на коленях, причём густая борода монаха теперь поглотила всё его внимание. Он разделил бороду на три части и начал плести косу.

    Доктор как бы между прочим состриг волосы вокруг больного места, хорошо его очистил, потом он смазал чем-то рану и аккуратными проколами быстро её зашил. Доктор ещё сделал повязку в виде белой шапочки, опустил мальчика на землю, тихонько шлёпнул его и сказал:

    — Беги домой!

    Через неделю нужно было зайти показать рану. На случай, если у мальчика будут ещё остаточные боли, папа получил рецепт для аптеки. Деньги были предложены напрасно, доктор с улыбкой сказал, что этого не нужно.

    Валаамская аптека была похожа на другие подобные учреждения. Вдоль стен от пола до потолка на полках стояли бутылочки и фарфоровая посуда с латинскими названиями. Но всё же от обычной аптеки её отличало одно важнейшее обстоятельство — здесь лекарства не продавали, а отдавали.

    С этим «аптечным магазином» семья познакомилась сразу после переезда. Переселение с материка на остров, стоящий посреди большой воды, вызвало и у больших, и у маленьких настоящий «конский» насморк. Вот за лекарством от насморка семья впервые и наведалась в монастырскую аптеку.

    В аптеке постоянно находился молодой красивый монах. Назначенное доктором лекарство он тут же приготовил за загородкой в задней части комнаты.

    Уходя, папа опустил в стоявший у дверей сундучок пару монет. Он хотел хоть как-то выразить свою благодарность, хотя и знал, что эти постыдные крохи мало чем помогут. Но может быть самым главным было чувство сердечного тепла, которое отец снова испытывал к монастырю.

    Салакка Эйно. Старый Валаам моего детства. — Ювяскюля: «Гуммерус», 1980. Глава «Монастырский досткор».

  • Валаам под красным флагом

    Монастырские корпуса, которые уцелели от предыдущей войны, теперь пострадали: большевики разбили в них все стекла, поломали много дверей и окон.
    Перед занятием большевиками обители, по мирному договору в марте 1940 года, ими были разрушены с аэропланов: церкви св. Троицы и Живоносного источника, а также корпуса: больничный, ризничий, машинный дом, киновия и другие здания…

    В уцелевшем от разрушения в предыдущую войну монастырских зданиях, по занятии их большевиками, ими были сделаны некоторые переделки, с приспособлением их для своих потребностей, но при своем уходе с Валаама они везде разбили стекла, и <кругом> даже много поломанных оконных рам и дверей, в особенности же пострадала мебель.  

    Хлебная в монастыре взорвана, при этом несколько пострадала и канцелярия обители. 

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    Cеверная часть
    Внешнее каре строилось с 1801 по 1838 гг. и неоднократно перестраивалось. Возведение северной линии… началось, с благословения игумена Иннокентия, в 1807 г.

    В северо-западной части находились канцелярия и братские кельи, под ней — хлебопекарня, ближе к больнице -иконописная мастерская и фотография. Иконописная мастерская (ныне почта) упоминается уже в начале XIX в. В середине XIX в. в ней работал известный петербургский живописец В.М.Пошехонов, написавший образа для трех скитских церквей. Художник В.А.Бондаренко основал здесь рисовальную и живописную школу. В нижнем этаже были кельи схимонахов.

    К востоку от больницы находились кельи и ризница, а под ними -переплетная мастерская и библиотека, по разным источникам, насчитывавшая от 14 до 30 тысяч томов.

    Южная часть

    Южные корпуса наружного четырехугольника были надстроены в 1900 — 1902 гг. по проекту архитектора Н.И.Баранкеева. Но здесь сохраняется одна из старейших монастырских церквей — надвратный храм Свв. Петра и Павла в классическом стиле (1805). <…>

    В юго-восточном углу находилась рухольная («рухлядная»), где хранились одежда, обувь и белье; сапожная и портняжная. Юго-западные корпуса занимали склады, заводик для выделки восковых свечей, по западной стороне — резная и столярная мастерская, ближе к церкви -проофорная (в 1 этаже).

    Наконец, с востока к надвратному храму примыкала келья духовника обители (3-й этаж). Вместе с о.наместником, помогавшим настоятелю, казначеем, экономом, ризничим и благочинным он входил в собор старцев. Его возглавлял настоятель о.игумен.

    Келья наместника раньше находилась с западной стороны, в 3-м этаже, примыкая к Петропавловской церкви. Здесь же находились кельи, где останавливались государи-императоры Александр I и Александр II. «Царские кельи» выделены крыльцом серого гранита.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    Строилось внешнее каре более длительное время — с 1801 года по 1838 год и неоднократно перестраивалось. Если внутреннее каре возводилось по проекту игумена Назария, то в строительстве внешнего каре принимали участие многие авторы, в том числе и профессиональные архитекторы. Возведение корпусов внешнего каре нача­лось с южной линии — Святых ворот и надвратной церкви Петра и Павла. В 1809 году она была освящена.

    В конце XIX века ведутся работы по надстройке корпу­сов внешнего каре: в 1891 году по проекту архитектора А. Силина осуществляется надстройка второго этажа над северо-восточным корпусом, а в 1900 году по проекту архитектора Н. И. Баранкеева начинается возведение третьего этажа над южным корпусом. Таким образом, современный облик здания внешнего каре приобрели только на рубеже XIX и XX веков.В 1807 году начинается строительство северной линии с больницей и церковью, освященной во имя иконы бого­матери «Живоносный источник». Примерно в это же время начинается строительство восточной и западной линий каре. Церковь Живоносного источника была освящена в 1814 году, а уже в 1835 году начались работы по над­стройке ее вторым этажом, которые были завершены в 1837 году. Новая церковь была освящена в честь Живоначальной Троицы.

    В корпусах внешнего каре располагались, в основном, братские кельи, но были и помещения другого назначения: резная, иконописная, переплетная, сапожная и другие мастерские, рухлядная, хлебопекарня, фотография, канце­лярия и библиотека монастыря.

    Наружное каре представляет собой в плане замкнутый четырехугольник, состоящий из двух- и трехэтажных кор­пусов. Южная линия каре — прямоугольный в плане трех­этажный объем, в центре которого расположены Святые ворота с церковью Петра и Павла. Она является главной парадной частью комплекса, ее южный фасад обращен к широкой благоустроенной аллее, уходящей к монумен­тальной гранитной лестнице и пристани. Северная ли­ния — прямоугольный в плане двухэтажный объем, в центре которого расположена церковь Живоносного ис­точника и Живоначальной Троицы. В северной линии два сквозных прохода: западный ведет к монастырскому клад­бищу, восточный — на хозяйственный двор монастыря. Восточная линия — прямоугольный в плане разноэтажный объем, разделенный в центре узорной чугунной оградой сложного рисунка, повторяющей изгиб апсиды Спасо-Преображенского собора. Решетка была изготовлена «тру­дами валаамской братии», как гласит надпись на ней, в 1894 году. В южной части восточной линии есть арочный проем, выводящий на дорогу к Игуменскому кладбищуЗападная линия состоит из двух разноэтажных корпусов, соединенных Монетными воротами. От них круто под уклон к малой пристани и Покровской часовне ведет «дорога водоносов».

    Несколько выделяется решение входа в так называемые «царские кельи», получившие свое название из-за пребывания в них императоров Александра I и Алексан­дра II. Вход в «царские кельи» решен в виде закрытого крыльца, перекрытого коробовым сводом, основное вни­мание здесь уделено пластической обработке колонн из серого гранита. Планировка келейных корпусов решена по типу ви­зантийских монастырей (как писали монахи): кельи рас­положены по обеим сторонам длинных коридоров и пе­рекрыты крестовыми сводами. Фасады корпусов оштукату­рены и побелены, облик фасадов характеризуется лако­низмом. Они декорированы пилястрами, арочными и килевидными завершениями слуховых окон, карнизом из «сухариков», междуэтажными тягами. В целом внешнее каре небогато декоративными формами, особенно его северная часть.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы

    Мы проходим в монастырские ворота, которые называются — Святые: над ними церковь Петра и Павла. Дальше — еще ворота. Говорю: «как в крепости живете!» О.Антипа не понимает будто, и говорит с улыбкой:
    — Пустынножителям всегда надлежит в крепости пребывать. А, про камни разумеете… Это дело хозяйственное, строено на века.

    И.С. Шмелев. Старый Валаам.
  • Восстановление (пока пусто)

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    .

    Источник: Сердоболь. Городской альманах. — 2013. — № 13/14. С. 41.

Внешнее каре в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер

Детали

Интерьер

В живописи

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел «Помощь сайту».
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

Статья о Валаамской часовне с сайта «Товарищества рестовраторов»

,

, , , , , , , , , , ,

Улоф Энкелль, роман «Монастырское приключение». Гельсингфорс, 1930.

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Гефсиманский скит (Т. Л. Левиаш)

, ,

, , , , , , , , , , , ,

Камни Валаама

,

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x