Архитектурная страница

Внешнее каре Центральной усадьбы

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Внешнее каре: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом

    Монастырские корпуса, которые уцелели от предыдущей войны, теперь пострадали: большевики разбили в них все стекла, поломали много дверей и окон.
    Перед занятием большевиками обители, по мирному договору в марте 1940 года, ими были разрушены с аэропланов: церкви св. Троицы и Живоносного источника, а также корпуса: больничный, ризничий, машинный дом, киновия и другие здания…

    В уцелевшем от разрушения в предыдущую войну монастырских зданиях, по занятии их большевиками, ими были сделаны некоторые переделки, с приспособлением их для своих потребностей, но при своем уходе с Валаама они везде разбили стекла, и <кругом> даже много поломанных оконных рам и дверей, в особенности же пострадала мебель.  

    Хлебная в монастыре взорвана, при этом несколько пострадала и канцелярия обители. 

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    Cеверная часть
    Внешнее каре строилось с 1801 по 1838 гг. и неоднократно перестраивалось. Возведение северной линии… началось, с благословения игумена Иннокентия, в 1807 г.

    В северо-западной части находились канцелярия и братские кельи, под ней — хлебопекарня, ближе к больнице -иконописная мастерская и фотография. Иконописная мастерская (ныне почта) упоминается уже в начале XIX в. В середине XIX в. в ней работал известный петербургский живописец В.М.Пошехонов, написавший образа для трех скитских церквей. Художник В.А.Бондаренко основал здесь рисовальную и живописную школу. В нижнем этаже были кельи схимонахов.

    К востоку от больницы находились кельи и ризница, а под ними -переплетная мастерская и библиотека, по разным источникам, насчитывавшая от 14 до 30 тысяч томов.

    Южная часть

    Южные корпуса наружного четырехугольника были надстроены в 1900 — 1902 гг. по проекту архитектора Н.И.Баранкеева. Но здесь сохраняется одна из старейших монастырских церквей — надвратный храм Свв. Петра и Павла в классическом стиле (1805). <…>

    В юго-восточном углу находилась рухольная («рухлядная»), где хранились одежда, обувь и белье; сапожная и портняжная. Юго-западные корпуса занимали склады, заводик для выделки восковых свечей, по западной стороне — резная и столярная мастерская, ближе к церкви -проофорная (в 1 этаже).

    Наконец, с востока к надвратному храму примыкала келья духовника обители (3-й этаж). Вместе с о.наместником, помогавшим настоятелю, казначеем, экономом, ризничим и благочинным он входил в собор старцев. Его возглавлял настоятель о.игумен.

    Келья наместника раньше находилась с западной стороны, в 3-м этаже, примыкая к Петропавловской церкви. Здесь же находились кельи, где останавливались государи-императоры Александр I и Александр II. «Царские кельи» выделены крыльцом серого гранита.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    Строилось внешнее каре более длительное время — с 1801 года по 1838 год и неоднократно перестраивалось. Если внутреннее каре возводилось по проекту игумена Назария, то в строительстве внешнего каре принимали участие многие авторы, в том числе и профессиональные архитекторы. Возведение корпусов внешнего каре нача­лось с южной линии — Святых ворот и надвратной церкви Петра и Павла. В 1809 году она была освящена.

    В конце XIX века ведутся работы по надстройке корпу­сов внешнего каре: в 1891 году по проекту архитектора А. Силина осуществляется надстройка второго этажа над северо-восточным корпусом, а в 1900 году по проекту архитектора Н. И. Баранкеева начинается возведение третьего этажа над южным корпусом. Таким образом, современный облик здания внешнего каре приобрели только на рубеже XIX и XX веков.В 1807 году начинается строительство северной линии с больницей и церковью, освященной во имя иконы бого­матери «Живоносный источник». Примерно в это же время начинается строительство восточной и западной линий каре. Церковь Живоносного источника была освящена в 1814 году, а уже в 1835 году начались работы по над­стройке ее вторым этажом, которые были завершены в 1837 году. Новая церковь была освящена в честь Живоначальной Троицы.

    В корпусах внешнего каре располагались, в основном, братские кельи, но были и помещения другого назначения: резная, иконописная, переплетная, сапожная и другие мастерские, рухлядная, хлебопекарня, фотография, канце­лярия и библиотека монастыря.

    Наружное каре представляет собой в плане замкнутый четырехугольник, состоящий из двух- и трехэтажных кор­пусов. Южная линия каре — прямоугольный в плане трех­этажный объем, в центре которого расположены Святые ворота с церковью Петра и Павла. Она является главной парадной частью комплекса, ее южный фасад обращен к широкой благоустроенной аллее, уходящей к монумен­тальной гранитной лестнице и пристани. Северная ли­ния — прямоугольный в плане двухэтажный объем, в центре которого расположена церковь Живоносного ис­точника и Живоначальной Троицы. В северной линии два сквозных прохода: западный ведет к монастырскому клад­бищу, восточный — на хозяйственный двор монастыря. Восточная линия — прямоугольный в плане разноэтажный объем, разделенный в центре узорной чугунной оградой сложного рисунка, повторяющей изгиб апсиды Спасо-Преображенского собора. Решетка была изготовлена «тру­дами валаамской братии», как гласит надпись на ней, в 1894 году. В южной части восточной линии есть арочный проем, выводящий на дорогу к Игуменскому кладбищуЗападная линия состоит из двух разноэтажных корпусов, соединенных Монетными воротами. От них круто под уклон к малой пристани и Покровской часовне ведет «дорога водоносов».

    Несколько выделяется решение входа в так называемые «царские кельи», получившие свое название из-за пребывания в них императоров Александра I и Алексан­дра II. Вход в «царские кельи» решен в виде закрытого крыльца, перекрытого коробовым сводом, основное вни­мание здесь уделено пластической обработке колонн из серого гранита. Планировка келейных корпусов решена по типу ви­зантийских монастырей (как писали монахи): кельи рас­положены по обеим сторонам длинных коридоров и пе­рекрыты крестовыми сводами. Фасады корпусов оштукату­рены и побелены, облик фасадов характеризуется лако­низмом. Они декорированы пилястрами, арочными и килевидными завершениями слуховых окон, карнизом из «сухариков», междуэтажными тягами. В целом внешнее каре небогато декоративными формами, особенно его северная часть.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы

    Мы проходим в монастырские ворота, которые называются — Святые: над ними церковь Петра и Павла. Дальше — еще ворота. Говорю: «как в крепости живете!» О.Антипа не понимает будто, и говорит с улыбкой:
    — Пустынножителям всегда надлежит в крепости пребывать. А, про камни разумеете… Это дело хозяйственное, строено на века.

    И.С. Шмелев. Старый Валаам.
  • Восстановление (пока пусто)

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    .

    Источник: Сердоболь. Городской альманах. — 2013. — № 13/14. С. 41.

Внешнее каре в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер

Детали

Интерьер

В живописи

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел «Помощь сайту».
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

Часовня святой Ксении Петербургской на Валааме

, , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш: На острове Предтеченском

, , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш о дороге к скиту Всех Святых (от поклонного креста до часовни Крестных страданий — ч. 2 из 4)

, , , , , , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш о Смоленском ските

, , , , , , , ,

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о