Архитектурная страница

Святоостровский скит

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Святоостровский скит: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом

    3 августа ездили на моторе в скиты Святой и Ильинский. В том и другом церкви и домики стоят почти не поврежденными, иконостасы и образа в церквях целы, только запрестольные образа в обеих церквях кощунственно испорчены.

  • ``Камни Валаама``

    Если отправиться на катере от Центральной усадьбы на север, то приблизительно через шесть километров из ту­мана перед вами вырастет небольшой островок, возвышаю­щийся над водой более чем на 30 метров. Вглядываемся в его скалистые берега, поросшие лесом, и невольно понимаем: да, действительно, Святой остров. Историки не исключают, что именно здесь до шведского нападения 1611 года стоял старый монастырь. В XVIII веке его называли «Старым Ва­лаамом». Предания связывают остров с местом подвигов знаменитого святого Александра Свирского (1448-1533).

    На Святом острове Александр Свирский жил в неболь­шой пещере, образовавшейся как расселина в скале. Она сохранилась. Трудно себе представить, что человек мог длительное­ время жить в таком маленьком «каменном мешке». Около входа в пещеру — большой деревянный крест, выри­совывающийся на фоне темных скал. Надпись на нем ука­зывает, что установлен крест в апреле 1759 года. Это наибо­лее древний сохранившийся памятник истории Валаама. На Святом острове, как и на многих других островах архипе­лага, есть колодец с чистой прозрачной водой. Он облицо­ван обтесанным местным габбро-диабазом и имеет шести­гранную форму.

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    Пещера. Узкий вход, где можно пройти только низко пригнув­шись, выводит в более просторное и высокое «помещение», где уже можно встать во весь рост. Слабый свет прони­кает в пещеру через отдушину, выводящую наружу в на­правлении господствующих северо-западных ветров, через нее уходил из пещеры и дым от костра. К входу в пещеру ведет несколько вырубленных в скале ступеней.

    ...в середине XVIII века здесь была сооружена деревянная часовня и возле пещеры поставлен деревянный поклонный крест под двускатной кровелькой, типичный по своему облику для севера России.

    Церковь во имя преподобного Александра Свирского. Автор проекта неизвестен, строительство осуществля­лось преимущественно наемными рабочими, как, впрочем, и все постройки времен о. Дамаскина. Она стоит на вершине острова в окружении леса.

    Церковь Александра Свирского представляет собой прямо­угольный в плане объем, к которому с запада примыкает четырехгранный объем двухъярусной колокольни, а с вос­тока — прямоугольный объем апсиды. Вход в церковь ре­шен в виде открытого крыльца на двух пилястрах и двух колоннах, перекрытого на два ската. Церковь одногла­вая, рублена из бруса «в лапу» и обшита тесом. Коло­кольня перекрыта четырехскатной шатровой кровлей, увенчанной луковичной главкой на глухом восьмигран­ном барабане. Основной объем церкви перекрыт четырех­скатной кровлей и имеет завершение, аналогичное за­вершению колокольни. Такое же завершение, но меньшее по объему, имеет и алтарная апсида.

    Декоративное оформление церкви весьма скромно. Углы всех объемов выделены пилястрами, по верху их проходит резной деревянный карниз. Глухие восьмигранные барабаны украшены лопатками, окна имеют налич­ники простой формы. Ярусы звона имеют четыре арочных проема, здесь было установлено 10 колоколов.

    Единственным декоративным украшением интерьера церкви был трехъярусный иконостас с иконами греческо­го письма.

    Церковь Александра Свирского — одна из самых скромных в Валаамском монастыре, поспорить с ней в этом отно­шении может только церковь Коневского скита, но и в ее архитектуре проявились все те особенности официаль­ной деревянной культовой архитектуры, которые были характерны для второй половины XIX века.

    Но самым примечательным сооружением скита является, пожалуй, деревянная галерея, которая тянет­ся над обрывом вдоль северного берега острова. На деревянных кронштейнах, укрепленных в массиве скалы, уложен настил из толстых досок, огражденный легкими перилами.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Исаков В. З. Прогулки по Валааму. (1984)

    — Этот остров по-разному называют, — замечает Николай Андреевич. — Кто Святым. Кто Высоким. А то еще — Старым Валаамом. Говорят, с него тут все и начиналось.

    По преданию, на Валаамских островах были когда-то капища язычников. Здесь еще в прошлом веке существовало множество пещер, а по берегам виднелись наскальные рисунки. Любопытно, что эти величественные суровые острова всегда были неким ритуальными местом — островами для созерцания, для общения с иными мирами, для размышлений.

    Один из таких загадочных зеленых холмов и маячит сейчас у нас впереди, по курсу лодки. Сначала он появляется над водой далекой темной горой. Постепенно гора эта начинает расти. Наконец, отчетливо видно, что это отдельные острова. Но странно — по мере, приближения самый высокий остров, казавшийся совершенно черным, начинает как-то светлеть, светиться на солнце, и, разглядев, понимаешь, что из воды круто вверх поднимаются отвесные скалы, лишь кое-где на макушке покрытые темной шапкой зеленого леса.

    Мы приближаемся к острову с самой высокой, северной его стороны. Вверху, на скалах, заметна ветхая деревянная площадка с перилами, сосны над обрывом. Отсюда хорошо видно, что в этой части парящего над водой острова есть еще своя, местная гора. Лодка вдет вдоль скал, огибает их и там, где берег чуть более полого спускается к воде, причаливает к разрушенной бревенчатой пристани. Мы поднимаемся вверх по крутой каменистой тропе, среди сосен с необыкновенными витыми стволами. Нигде, кроме Валаама, вероятно, нет таких крученых деревьев.

    — Вот такие у нас ветра, — говорит лесник. — Сосны, как штопор, закручивает...

    Удары ветра принимают на себя прежде всего эти сосны, растущие по берегам, над обрывами. В глубине леса и на вершине горы суровость леса несколько смягчается. На поросших травой склонах ярко пестреют, цветы, всюду попадаются следы давнего человеческого жилья — остатки существовавшего здесь монастырского скита. От скита сохранились церковь из огромных тесаных бревен, старые лиственницы, выложенная камнями могила. Заросшая травой лестница приводит нас к пещере, устроенной в скале на склоне горы. Перед пещерой стоит скамья. Тут, должно быть, хорошо сидеть в тишине, созерцать величие мира. Интересно, о чем думалось тем древним пустынникам на этой скале над озером?

    Как-то невольно пытаешься представить себя на месте жившего здесь человека и со смешанным чувством входишь в пещеру — тесную расщелину примерно в метр шириной и несколько метров длиной. Внутри совершенно темно. Николай Андреевич чиркает спичку, и при слабом, колеблющемся свете мы рассматриваем убранство этого каменного жилища — штырь в стене, на котором, наверное, стояла свечка, приступок для книги. Привыкнув к темноте, в скале можно заметить узкую щель — окошко, через которое идет свет. Но все же живой душе тягостно в этой тесной норе. Мы с облегчением выходим наружу и так же, как прежние жители этой пещеры, сидим па скамье перед входом.

    Вниз, к озеру, от пещеры ведут замшелые каменные ступени. Другая тропа, с ветхими деревянными перилами, идет над обрывом. Мы обходим весь остров, спускаемся к своей лодке и, отплывая, долго не спускаем глаз с остающихся позади скал. Хорошо провести на таком острове день, несколько дней. Но тут жили в одиночестве в течение многих лет...

    Исаков В. З. Прогулки по Валааму / Владимир Исаков. – М. : Советская Россия, 1984. – 79 с. – (Писатель и время). С. 10-13. Глава 2. На озере.

    Исхаков рассказывал мне, что в те годы он старался побывать и даже пожить в самых разных местах. Жил, например, на Святом острове, ночевал там в пещере.

    Исаков В. З. Прогулки по Валааму / Владимир Исаков. – М.: Совет. Россия, 1984. – 79 с. – (Писатель и время). С. 37-43. Гл. Красный скит.

  • Восстановление (пока пусто)

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    .

    Источник: Сердоболь. Городской альманах. — 2013. - № 13/14. С. 41.

Святоостровский скит в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Храм

Пещера прп. Александра

Другие объекты

В живописи

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел "Помощь сайту".
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

4 Март, 2017
Святой остров. Крест.

Святоостровский скит

2 Июнь, 2017
Храм прп. Алескандра Свирского. Валаам. Святой остров. Фото: Я. Гайдукова.

Т. Л. Левиаш: На Святом острове

 Остров Святой Остров Святой расположен в северной части архи­пелага Валаам. Это совсем небольшой остров, пример­но вдвое меньший по площади, чем Предтеченский, но зато один из самых высоких островов архипелага. При подходе к нему с северной стороны невольно вспоминает­ся картина Н. К. Рериха «Святой остров», написанная в 1918 году. На тридцатиметровую высоту
13 Январь, 2018
Ладожское озеро.2015 г. Преображение Господне. Фото: Я. Гайдукова.

В. З. Исаков. На озере (“Прогулки по Валааму”)

Вторая глава брошюры Владимира Захаровича Исакова (1943-2010) "Прогулки по Валааму", изданной в 1984 году. Подробнее — здесь. Глава 2. На озере Исаков, В. З. Прогулки по Валааму / Владимир Исаков. – М. : Советская Россия, 1984. – 79 с. – (Писатель и время). С. 10-13. Микротемы: Святой остров, пещера прп Александра Свирского, Ладожское озеро, художники на Валааме, Рерих, Н.А.Старостин, этимология.
21 Февраль, 2018
Куршин 58. Лунная ночь над скитом. 47x33 Холст. Масло. 1992 г.

В. З. Исаков. Красный скит (“Прогулки по Валааму”)

Честное слово, я специально не подстраивала! Но получается так, что именно сегодня, в день экскурсовода, выходит в виртуальный свет глава «Красный скит», в которой говорится о зарождении экскурсий на Валааме и приводятся вполне практические мечты директора турбазы «Валаам» Равиля Исхакова о грамотном советском освоении острова. Например, организация в Центральной усадьбе
21 Апрель, 2018
Путь на Святой остров. Вид на Спасо-Преображенский собор с запада. Валаам.

“Автографы войны” Геннадия Доброва. Как рождались портреты инвалидов на Валааме. Часть 7.

Источник: Сердоболь. Городской альманах. — 2013. —№13/14. С. 92-103. Продолжаем публикацию воспоминаний Геннадия Доброва о посещении Валаама в 1974 г. и работе художника над портретами инвалидов войны. После того, когда директор Валаамского дома инвалидов Королёв узнал, что Добров пробрался на Никольский остров и написал портрет "Неизвестного ослдата", художнику было отказано в дальнейшем пребывании