Гавриленко В. В., Панова Е. Г. Камни Валаама. Ч. 1.

Опубликовано в сборнике:

Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361.

Вступление

Остров Валаам имеет дивный и самобытный облик. Он как будто специально создан для прославления гармонии природы, как место, предназначенное для духовного совер­шенствования человека. Важное значение в восприятии Валаама играет и своеобразная архитектура монастыря, ски­тов, расположенных на многочисленных островах архипела­га. Многие постройки удивительно удачно сочетаются с особенностями ландшафта, и значительную роль в этом играет тот факт, что в их строительстве был использован природный камень, характерный для южной Карелии и Приладожья,  «родной»  для Валаама.

При современных реставрационных и строительных рабо­тах необходимо использовать традиционный природный ка­мень и ограничивать применение новых привозных сортов, которые вносят диссонанс в восприятие уникального ланд-шафтно-архитектурного ансамбля острова Валаам.

Во все века камень являлся не просто строительным материалом — он определял эмоциональное восприятие того или иного места. Красоту и неповторимость каменным по­стройкам Валаама придает, в первую очередь, разнообразие цветовой гаммы и сочетания рисунков структур горных пород, использованных строителями и архитекторами. Это оказалось возможным благодаря тому, что Валаам занимает ис­ключительную геологическую позицию: он расположен в месте сочленения кристаллического фундамента и осадоч­ного чехла Русской платформы. Сам остров сложен корич­невыми габбро-диабазами — плотными кристаллическими породами, удобными для строительства, а вдоль северного берега Ладоги, на островах, принадлежавших Валаамскому монастырю, развиты разнообразные горные породы: крас­ные, розовые, серые граниты, гранито-гнейсы, полосчатые мраморы, черные амфиболиты. В южной части Приладожья известны месторождения знаменитой путиловской плиты — известняка, имеющего желтовато-коричневые оттенки цвета и плитчатую отдельность, который с начала XVIII века использовался для изготовления фундаментов домов, ступе­ней лестниц, облицовки полов в храмах.  Такое выгодное геологическое положение и определило  возможности пользования широкого  спектра горных  пород при строительстве на Валааме в XIX веке и неповторимую архитектуру монастыря.

При игумене Дамаскине

Наиболее интенсивно каменное строительство на Валааме велось в XIX веке, в период деятельности настоятеля мона­стыря игумена Дамаскина (1839-1881). Монастырь в этот период процветал. Отец Дамаскин был не только выдающимся духовником, но и обладал даром хорошего хозяина, строителя, архитектора. В 1866 году он «приобрел для монастыря три обширных острова с рослым лесом, сенными покосами, каменными ломками и рыбными при них ловлями, отстоя­щих от Валаама в тридцативерстном расстоянии, в разные стороны, где и построил часовни».

(«Валаамский монастырь и его святыни», 1990, с. 117).

Горностаев Брюллов Портрет 1834

Портрет А.М. Горностаева, написанный в 1834 г. К. Брюлловым

А.М.Горностаев

Алексей Максимович Горностаев (1808-1862 гг.) стре­мился в своем творчестве возродить традиции национально­го зодчества, ориентируясь на традиции Древней Руси. Он много строил в Санкт-Петербурге, на Валааме, в Старой Ладоге, Суздале, других городах и оставил заметный след в истории российской архитектуры. Похоронен А.М. Горноста­ев в Троице-Сергиевой пустыни, неподалеку от Стрельны. Кладбище, которое когда-то было в числе наиболее краси­вых в Петербурге, в советские времена было превращено в асфальтированный плац, по которому маршировали курсан­ты школы милиции. Но могила А.М. Горностаева, к счас­тью, сохранилась. На ней — крест из когда-то белого, а теперь потемневшего известняка с вырезанными на нем знаменитыми силуэтами творений архитектора, среди кото­рых — и церкви Валаама.

Заключение

Камни Валаама — тема неисчерпаемая. Они производят сильное впечатление даже на человека, далекого от геоло­гии, от архитектуры. Многие художники, поэты и писатели посещали архипелаг, находили здесь вдохновение для твор­чества.

Камень несет память о том, что было до нас. Камни — это своеобразные опорные вехи истории общества. И их надо беречь. 


Литература

  • Булах А.Г., Борисов И.В., Гавриленко В.В., Панова Е.Г. Каменное убранство Петербурга. Книга путешествий. СПб.: Сударыня, 2002.
  • Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители. Гос. Русский музей. 1990.
  • Валаам. Фотоальбом /С. Компанийченко, А. Берташ. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996.
  • Гавриленко В.В. Природный камень в истории европейской культуры // Минералогия, геммология, искусство. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003, с. 9-12.
  • Панова Е.Г., Гавриленко В.В. Камни Валаама (экскурсия на остров Валаам в Ладожском озере) //Экскурсии в геологию. СПб.: МК ГШВ, 2001, с.151-162.
  • Рывкин В.Р. По Валааму. Петрозаводск: Карелия, 1990.
24 Февраль, 2017
На ломке гранита. Источник: Valamo and its message

Гавриленко В. В., Панова Е. Г. Камни Валаама. Ч. 1.

Гавриленко В. В., Панова Е. Г. Камни Валаама. Ч. 1. Опубликовано в сборнике: Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361. Вступление Остров Валаам имеет дивный и самобытный облик. Он как будто специально создан для прославления гармонии природы, как место, предназначенное для
15 Март, 2017
Скульптурное изображение Невы высечено в пудостском камне

А. Г. Булах. Камни Санкт-Петербурга

Фрагмент книги А. Г. Булаха "Каменное убранство Петербурга. Шедевры архитектурного и монументального искусства Северной столицы". Глава "История использования камня". С. 26-28. Известняковая плита Основным строительным и облицовочным природным камнем в Санкт-Петербурге всегда был плитчатый известняк из карьеров Путиловской горы у впадения Волхова в Ладожское озеро. Он добывался также в каменоломнях
15 Март, 2017
Булах. Каменное убранство Петербурга.

Камни старого города: типичные сорта и эталонные места для опознавания

Фрагменты книги А. Г. Булаха "Каменное убранство Петербурга. Шедевры архитектурного и монументального искусства Северной столицы". Глава "История использования камня". Камни старого города: типичные сорта и эталонные места для опознавания В архитектурном декоре Петербурга применено множество видов и сортов камня. Особенно велико их разнообразие в интерьерах зданий. Естественно, что проще и
22 Март, 2017
Валаамский монастырь и его подвижники. Обложка.

Камни Валаама. Отрывок из книги “Валаамский монастырь и его подвижники”.

Валаамские граниты. Отрывок из книги "Валаамский монастырь и его подвижники". Источник: Валаамский монастырь и его подвижники [Текст] / [авт.-сост. свящ. Александр Берташ]. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2011. - 583 с., [32] л. ил., портр., факс. : ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-94263-020-1.
26 Март, 2017
Церковь Николая Чудотворца(Сотавала)

Сортавала

Архитектурная Сортавала Сортавала - уникальный город по своей истории, архитектуре, географическому положению, по административному устройству. Город имеет три даты рождения, три названия, пережил три полных смены населения и принадлежал в разное время трем государствам.   На протяжении своей истории Сортавала в силу удобного географического положения являлась, прежде всего, административным центром.
2 Апрель, 2017
Воскресенский скит

Камни Валаама. Ч. 3. Экскурсия по Валааму. Воскресенский скит и Центральная усадьба.

Камни Валаама. Ч. 3. Экскурсия по Валааму. Воскресенский скит и Центральная усадьба. Опубликовано в сборнике: Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361. Приглашаем читателей на небольшую экскурсию по
3 Апрель, 2017
Поклонный крест по дороге к Скиту Всех Святых

Камни Валаама. Ч. 4. Экскурсия по Валааму. Никольский и Всехсвятский скиты и Игуменское кладбище.

Опубликовано в сборнике: Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361. Никольский скит Выйдем из монастыря и пройдем мимо здания водопровода, построенного по проекту А.М. Горностаева, вдоль Монастырской бухты к выходу из нее в открытую Ладогу. По деревянным
1 Июнь, 2017
Знаменская часовня. Валаам. (с) Я. Гайдукова

Т. Л. Левиаш о Центральной усадьбе: лестница, стела, Знаменская часовня, свечная лавка

Всю территорию центральной монастырской усадьбы можно четко разделить на 4 функциональные зоны: зона прибытия, как предваряющая знакомство с монастырем, где представлены основные типы монастырской застройки (культовые, жилые и хозяйственные здания), гостиничная зона, для которой характерна системность застройки и торжественная пышность аллей и рощ, третья зона, жилая и культовая, — ядро