Архитектурная страница

Реставрация росписей Спасо-Преображенского собора после 1940 г.

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Реставрация росписей Спасо-Преображенского собора. Этап 1. До консервации росписей.

  • Интервью еп. Панкратия (2003 г.)

    Они [реставрационные работы] начались еще в семидесятых годах при музее. Тогда многие из великолепных фресок, общая площадь которых 5000 м2, были в относительно неплохом состоянии. Однако реставраторы совершили трагическую ошибку. Они не учли того, что открытые всем ветрам, лишенные стекол и кровли стены и своды собора напитались влагой. Реставраторы закрыли все окна пленкой и уехали на зиму. А весной начался золотой дождь Большая часть живописи осыпалась из-за парникового эффекта. Потом долгие годы собор стоял в лесах, но работ не велось.

    Теперь придется многое писать заново — по образцам.

    Источник: Официальный сайт Валаамского монастыря.

  • В. З. Исаков

    — На моей памяти, — заметил Свинцов, — тут все еще было в целости. Вот приезжали реставраторы из Эрмитажа— они говорят, что таких росписей вообще нигде нет. Много я сюда разного народу переводил. И художников, и так... Все ахали, охали. Тут вроде бы чуть ли не сам Репин[2] принимал участие в росписях. А скоро дунь на стену — и все посыплется... <...>

    — Вот начали мы устройство лесов, поддерживающих живопись. Но товарищи, которые заказывали нам эту работу, куда-то пропали. Делали они тут пробы, закрепляли росписи. Николай Николаевич Калинин из Эрмитажа сказал мне: «Давай начинай. Весной приедем, будем работать. Делай срочно леса, поддерживающие живопись». Ну, я тут и рвал пуп. Леса нету. Что у лесников добудешь, что как. Вон штукатурка местами уже провисла. Калинин сказал: мол, когда леса подгоним, они подклеят все, закрепят. Там у них сложная технология. Но во всяком случае это проще, чем собирать штукатурку с полу. Тогда уже все. Не соберешь...

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш (пока пусто)

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

Реставрация росписей Спасо-Преображенского собора. Этап 2. Консервация Росписей — освещение собора. (1990-ые-2005 гг.)

  • Светлана Большакова

    — Мы стараемся воссоздать монументальную живопись в ее первоначальном виде, — говорит художник-реставратор из Санкт-Петербурга, кандидат искусствоведческих наук Светлана Большакова, написавшая диссертацию по иконам и настенным росписям Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. — В Финляндии в Ново-Валаамском монастыре есть фотографии интерьеров собора, вывезенные монахами в 1940 г. В основном это — общие виды, снятые с разных точек. Мы сделали копии их. И теперь, чтобы распознать, где какая композиция находилась, мы закладываем фотоснимки в компьютер и увеличиваем нужные фрагменты. Так мы восстановили несколько росписей: "Сошествие во ад", "Богородица всех скорбящих радость", "Покрова Богородицы", "Бегство в Египет"... Помог нам и документ, в котором перечислены названия всех композиций, находившихся в соборе. К сожалению, в нем нет их описаний. И если та или иная композиция не сохранилась в настенных росписях хотя бы в общих чертах, то мы ориентируемся на образцы, найденные в архиве. Там хранятся черно-белые фотографии ХIХ в. из мастерской художников Валаамского монастыря, которые расписывали собор. Эти фотографии художники хранили как образцы. Вот основную часть этих фондов мы и перефотографировали. Некоторые росписи достаточно известные, и можно найти их цветной аналог. Например, "Христос в темнице". Раньше такая картина была в Казанском соборе, потом ее перевезли на реставрацию в Москву. Там ее нашли московские художники и взяли за основу. Композиция "Василий Великий священнодействующий" тоже была написана с картины, которая находится в Казанском соборе. Но больше все-таки черно-белых образцов, и нам приходится ориентироваться на общее колористическое решение, которое есть в храме. У нас на лесах постоянно лежит папка с фотографиями, и ею пользуются не только петербургские, но и московские реставраторы. Если роспись полностью утрачена, подходят и спрашивают, кто здесь был, какой святой, что писать? Но в четверике утраченных копозиций больше, чем в алтарной части. Поэтому в дальнейшем могут использоваться те образцы, которые мы нашли в архиве Ново-Валаамского монастыря.

  • Интервью еп. Панкратия (2003 г.)

    Настоящий сдвиг в реставрации произошел после начала деятельности Патриаршего попечительского совета. Была принята программа восстановления собора, финансирование стало стабильным.

    Во время реставрации бывают разные случаи. К примеру, на одной из фресок сильнее прочих изображенных персонажей пострадала фигура Иуды - осыпалась краска. Художники нарисовали нового Иуду, с модной стрижкой и с нимбом. Я спросил: "А нимб-то зачем? Это же человек погибший, продавший Христа за 30 сребреников. А вы его в святые записали!" Пришлось перерисовывать Иуду заново...

    Источник: Официальный сайт Валаамского монастыря.

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш (пока пусто)

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы (пока пусто)

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.
  • О. Лоскутова (2003)

    Вся живопись в нижнем храме была закрашена синей краской. Как говорят теперь художники-реставраторы, эту краску можно было смыть, росписи открыть и воссоздать. Но эта кропотливая работа требовала денег и времени. А в те годы не было ни того, ни другого. К тому же торопились: надо было начинать служить. Поэтому стены и своды нижнего храма очистили от краски, а потом просто побелили. Настенные росписи, создававшиеся монахами в конце XIX в., погибли навсегда.

    Питерские реставраторы работают в соборе с весны до осени уже много лет под руководством Евгения Большакова, художника-реставратора I категории. Москвичи приезжают летом на два-три месяца уже второй год подряд большим коллективом и успевают много сделать. Руководит ими Владимир Марковин, художник-реставратор высшей категории.

    Нынешним летом продолжалась реставрация старых росписей и воссоздание утраченных в алтарной части верхнего, наиболее торжественного храма. Высота его вместе с куполом достигает 35 метров. Стены и своды раньше были сплошь украшены росписями. Сейчас же на стенах порой даже невозможно разглядеть, какое изображение там было. Но художникам иногда удается в почти осыпавшейся картине увидеть святой лик, угадать фигуру…

    В верхнем храме во имя Преображения Господня реставрация ведется наиболее продуктивно с прошлого года. Дело пошло на лад после того, как в мае 2002 г. был создан Попечительский совет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В совет вошли государственные деятели, известные политики, бизнесмены. Был принят бюджет, и открылось финансирование. Уже два года подряд на реставрацию монастыря выделяют по 34 млн. руб. Идет восстановление монументальной живописи на стенах и сводах верхнего храма. Здесь почти 5 тыс. кв. м росписей. Однако многие участки штукатурки с нанесенной на нее живописью были утрачены. Реставраторы стремятся восстановить росписи в их историческом облике, чтобы они не отличались от тех фрагментов, которые сохранились. Сложность в том, что ощущается нехватка материалов по многим сюжетам росписей. Слава Богу, что подобрался коллектив высококвалифицированных художников-реставраторов из Московского межобластного художественного управления и из Санкт-Петербурга.

    Ольга Лоскутова. Всероссийский Журнал "Федеральный строительный рынок". №7(27) Ноябрь 2003г.

Реставрация Спасо-Преображенского собора: описание

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.

Реставрация росписей Спасо-Преображенского собора в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Нижний храм

Лестница

В живописи

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел "Помощь сайту".
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме