Архитектурная страница

Воскресенский скит

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Воскресенский скит: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом (пока пусто)

    .

    Источник: Иг. Харитон (Дунаев). Поездка на освобожденный от большевиков Валаам 19 октября 1941 г. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943. — СПб., СПВМ, 2006. — 320 с.
  • В. З. Исаков. Прогулки по Валааму (1984). Турбаза.

    Впервые Борис Сергеевич Замятин попал на остров в 1965 году. В то время он увлекался собиранием корней, участвовал в выставках «Природа и фантазия», и поиски необыкновенных экспонатов привели его на северные берега Ладоги. Ему казалось, что места эти труднодоступны, мало посещаются людьми — и вообще во всех отношениях загадочны. Он купил себе байдарку с парусом, палатку и по Неве отправился из Ленинграда на Ладогу. ...он прошел северные берега Ладоги и остановился на последний ночлег напротив Валаама. С крыши пустого дома увидел на горизонте остров с силуэтом собора. Утром по этому направлению Замятин и двинулся. Часов через десять непрерывной работы веслами, поздно вечером он, совершенно обессиленный, пристал к пологому безлюдному берегу. Было уже темно. Замятин поставил палатку и лег спать с мыслью, что наконец ему удалось попасть на глухой, дикий берег острова Валаам.

    К своему удивлению, утром он проснулся оттого, что услышал возле палатки топот множества ног. Вокруг палатки ходил какой-то народ, все спрашивали, чья это палатка, чья лодка. Замятин выглянул и, по его словам, почувствовал просто ужас. Его окружали сотни людей. Все заглядывали в палатку, спрашивали, откуда он, как тут оказался.

    Как потом выяснилось, он поставил палатку на берегу у Красного скита — там, где обычно делается разводка экскурсионных групп, которые приезжают на теплоходах. Эти-то экскурсанты ходили вокруг него и задавали свои вопросы. <...>

    <Б. С. Замятин:> Я как представляю: если бы деревянные коттеджи турбазы, которые стоят сейчас у Красного скита в низине, в густом сыром лесу, среди комаров, если бы их поставить полукольцом у Смоленского скита, получился бы прекрасный ансамбль.
    Исаков В. З. Прогулки по Валааму / Владимир Исаков. – М. : Советская Россия, 1984. – 79 с. – (Писатель и время). С. 31-37. Гл. Желтый скит.

    Красный скит — самое оживленное место на Валааме. Слово «скит» мало подходит этой шумной, многолюдной части острова. Здесь все время стоят теплоходы. Здесь же, в кельях и домиках неподалеку от пристани, находилась турбаза «Валаам». Впрочем, немногочисленных обитателей турбазы не было видно. Все вокруг наводнила, заполнила, подавила огромная толпа с теплоходов. Рейсы на Валаам отлажены, как конвейер. Каждый день в течение всего лета на экскурсии по острову прибывают от тысячи до двух тысяч человек. <...>

    В 1967 году, когда открылась турбаза, она приняла всего сорок пять человек. Затем количество отдыхающих выросло до двухсот и даже трехсот. Это, наверное, уже много. Достаточно принимать здесь по сто-сто пятьдесят человек. Нужно, чтобы турбаза стояла в каком-нибудь тихом месте. Возможно даже — на одном из небольших островов.

    <Р. З. Исхаков:> В Красном скиту, в церкви, начал располагать свою экспозицию созданный на острове музей-заповедник. Для экскурсионного показа это, конечно, наиболее близкий к теплоходам объект. Но нужно серьезно подумать — что показывать в этой экспозиции. Если собрать там и историю, и природу, и картины художников — это будет захудалый краеведческий музей, который никому ничего не даст. Любой психолог скажет, что нельзя одновременно смотреть всего понемногу. Всякий музей должен иметь какую-то цель: люди должны вынести из него что-то определенное.

    Исаков В. З. Прогулки по Валааму / Владимир Исаков. – М.: Совет. Россия, 1984. – 79 с. – (Писатель и время). С. 37-43. Гл. Красный скит.

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    Одной из лучших пристаней на Ладоге является Никоновская бухта, получившая название от имени жившего в конце XVIII в. иеросхимонаха Никона. Осенью в деревянном доме здесь жили рыбаки. На горе в Никоново издревле стояла часовня Св.апостола Андрея Первозванного, возобновленная в 1846 г.

    В 1896 г. известный паломник и благотворитель И.М.Сибиряков предложил игумену Гавриилу уступить это место для устройства скита и пожертвовал 10 тыс.рублей. Он собирался остаться на Валааме, но Афонские иноки убедили его поехать на Св.гору, где он вскоре скончался схимонахом в Андреевском скиту. Устройство скита на Валааме задержалось в связи с необходимостью построить каменные храмы в отдаленных Сергиевском и Германовском скитах. В 1901 г. стали расчищать место для будущего храма. Чертежи много работавшего в монастыре архитектора Н.И.Баранкеева были одобрены епархиальным начальством, ходатайство о строительстве удовлетворено Финляндским сенатом. Храм возводили на гранитной плите. С огромным трудом, с помощью взрывов и кувалдами углубили место для будущей пещерной церкви, заложили фундамент и летом 1902 г. начали класть стены. Через год храм был готов вчерне, к 1905 г. выполняли внутреннюю отделку. 30 июля 1906 г. церковь освятил архиепископ Финляндский и Выборгский, будущий Патриарх Сергий. Пещерный храм во имя Св.Андрея Первозванного освятил 29 октября 1906 г. игумен Пафнутий.

    Двухэтажный храм из валаамского кирпича на цоколе серого гранита строг по своему облику. Стены разделены плоскими выступами — пилястрами, окна с полукруглыми завершениями имеют "древнерусские" висячие гирьки. Другие черты древнерусского зодчества — убранство трехмаршевой лестницы о 50 ступенях с гранитными колоннами (в арке, соединяющей их, также висячая гирька), вызолоченные луковичные главки на восьмигранных барабанах ("шее"), на церкви и колокольне, увенчанные восьмиконечными крестами. На много верст слышен был звон 8 колоколов, пожертвованных московскими благотворителями. Церковь на вершине холма далеко видна для прибывающих к Валааму с запада судов.

    Четыре игумена участвовали в строительстве скита: отцы Гавриил, Виталий, Пафнутий и Маврикий. О.Маврикий, будучи еще мирянином, совершил паломничество на Св.землю. Подобие храма при Гробе Господнем в Иерусалиме он решил устроить в Валаамском монастыре. Украшенные резьбой двери под крыльцом ведут в нижний храм, над ними была икона Воскресения Христова, освященная в Иерусалиме при Гробе Господнем. Мимо расположенного справа небольшого (с одними лишь Царскими Вратами) иконостаса белого итальянского мрамора проход вел в Кувуклию — подобие пещеры Гроба Господня. За первой дверью находился "придел Ангела". Посредине, под иконой Воскресения Христова, находился кубический камень красного гранита, в верхней части его была частица подлинного камня. Св.Писание повествует, что Святые Жены-Мироносицы пришли ко Гробу Господню, "чтобы идти помазать Его" (Марк, 16:1) "И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем" (Матф. 28:2,3). "И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле: сказали им: что вы ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес" (Лука, 24:5,6). Низкий и узкий проход вел в пещеру Св.Гроба. Справа находилось мраморное подобие Св.Гроба, на нем — плащаница и частица камня из Иерусалима в серебряной оправе. Пещеру освещали 7 лампад, а свет в нижнюю церковь под сводами проникал через 6 маленьких окон.

    В верхнем храме, напротив, все напоминало о Светлом Христовом Воскресении: изобилие света из 10 высоких окон, двухярусное паникадило о 23 свечах, резной, позолоченный по белому иконостас. Иконы были написаны валаамскими иноками, одна еще при игумене Назарии. Лишь образ Божией Матери Иерусалимской был подарен московскими гражданами в благодарность за устройство подворья. Внутреннее убранство храмов ныне полностью уничтожено, верхняя церковь пока используется как концертный зал.

    С устройством скита в нем поселились первые 6 иноков. Сначала они жили под горой, затем близ церкви построили деревянный дом. С увеличением числа паломников решено было у Гроба Господня неусыпно читать Псалтирь. Иноки, сменяя друг друга, никогда не прекращали чтение. Число братии к 1910 г. возросло до 30, и у восточной стены ограды возвели одноэтажные келейный и хозяйственный корпуса с мансардами. Самый большой, двухэтажный корпус на гранитном цоколе с мансардами из кирпича местного производства, находится к северу от Церкви. На первом этаже с востока находилась трапезная для скитской братии, с запада, а также на втором этаже и в мансардах — иноческие кельи. Три корпуса построил выдающийся петербургский зодчий, епархиальный архитектор Н.Н.Никонов. В 1920-е в Воскресенском скиту основана была школа для мальчиков.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    В восьмистах метрах к западу от Гефсиманского ски­та по Большой монастырской дороге лежит Воскресен­ский скит.

    На всем протяжении дороги естественный лес пере­межается с посадками пихты. Их здесь более ста штук. А возле самого скита пихты выстраиваются в стройную однорядную аллею, подчеркивая, обозначая дорогу к скиту. Среди девяностолетных пихт обращают на себя внимание стройные могучие стволы с геометрически правильной конусообразной кроной. На высоте челове­ческого роста стволы опоясаны белой полоской. Это так называемые «плюсовые» деревья. Эти деревья, выдаю­щиеся среди своих собратьев большим диаметром ствола, высотой, стройностью и обильным плодоношением,— цен­ный генофонд для селекционного семеноводства.

    ...Не построенный еще храм сразу нарек­ли «Северным Иерусалимом», разнесли весть о том, что новая церковь будет точной копией православной церк­ви в Иерусалиме, построенной во второй половине XIX века по проекту русского архитектора Д. И. Гримма.

    В действительности же Воскресенскую церковь строи­ли по проекту архитектора В. И. Баранкеева, и с цер­ковью Гримма ее объединяют разве что некоторые стилистические особенности. Строительство церкви началось в 1901 году и было завершено в 1906 году торжествен­ным освящением.

    Воскресенская церковь является композиционным и смысловым центром ансамбля Воскресенского скита, сложившегося полностью к 1910 году. Поставленная на вершине холма, она организует значительное водное пространство и служит хорошим ориентиром для судов, приближающихся к Валааму с запада. Церковь пред­ставляет собой четырехгранный двухэтажный объем, с востока к нему примыкает полукруглая алтарная апсида, с запада над церковной папертью возвышается двухъярусная колокольня.

    Вход в верхнюю церковь решен в виде открытого крыльца, к которому ведут два гранитных лестничных марша с юга и севера. Четыре массивные гранитные колонны поддерживают двускатную кровлю крыльца. Они соединяются между собой арками, по оси главного входа между колонн — декоративная висячая гирька.

    Под крыльцом находится вход в нижнюю церковь, к которому с запада по склону холма ведет двухмаршевая гранитная лестница. Центральная часть храма пе­рекрыта куполом с четырьмя круглыми слуховыми окна­ми, над ними — восьмигранный глухой барабан с луко­вичной золоченой главкой и крестом. Первый ярус ко­локольни решен как четверик, освещенный с четырех сторон круглыми окнами, над ним еще один четверик — ярус звона с арочными проемами, ориентированными по сторонам света. Завершающие колокольню купол, бара­бан и главка соответствуют по формам тем, что над основным объемом, но несколько меньшие по размеру.

    Воскресенская церковь сложена из кирпича мест­ного производства, поставлена на высокий цоколь из серого гранита. Плоскости стен расчленены пилястрами, подчеркивающими углы всех объемов. Окна верхней церкви обработаны сандриками с декоративными гирь­ками. Все объемы храма выделены раскрепованным карни­зом сложного профиля. Купол и главки церкви были скрыты «в шашку» кровельным железом, при реставра­ции железо заменено листовой медью.

    Воскресенская церковь — пример одного из направле­ний эклектики, так называемого «кирпичного стиля», ши­роко распространенного в русской архитектуре в конце XIX века.

    Как уже было отмечено, церковь двухэтажная. Два ее этажа сильно отличаются друг от друга как объемно-планировочным, так и декоративным решением. Нижняя церковь устроена в цокольном этаже и заглублена в скаль­ное основание. Дневной свет проникает туда через шесть маленьких окон, прямо над головой нависли тяжелые своды. Лампады и свечи давали церкви мерцающий свет. Престол церкви был освящен во имя апостола Андрея.

    Кроме Воскресенской церкви в комплекс скитских построек входят келейные корпуса и ограда с воротами и лестницей. Здесь использовано уже знакомое по скиту Всех святых решение — келейные корпуса вместе с огра­дой замыкают пространство скитской территории.

    Самый большой корпус — двухэтажный, с мансарда­ми — трапезный. На первом этаже в восточном крыле размещалась трапезная для скитской братии, в западном крыле, на втором этаже и мансардах — кельи. Здание поставлено на высокий гранитный цоколь. Сложено из кирпича местного производства. Декоративное оформле­ние фасадов очень скромное. Украшают фасад карниз, оштукатуренные и выбеленные наличники окон и закрыто­го типа крыльцо, перекрытое двускатной кровлей. Так же скромны по оформлению и два других скитских корпу­са: келейный и хозяйственный, размещенные у восточ­ной стены ограды. Это одноэтажные каменные здания с мансардами. В хозяйственном корпусе размещалась баня для братии и все хозяйственные службы скита, в келейном — монашеские кельи.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы

    В притворе стояло несколько икон. Между прочим, под одной из них была подпись такого содержания: «Святой Андрей Первозванный, в бытность свою на сем острове молился Богу и водрузил каменный крест со своими учениками». Насколько справедливо это предание, судить не берусь.

    Митрополит Вениамин (Федченков). На Северный Афон. Записки студента – паломника на Валаам.


    Поднимаемся по крутой скале в Воскресенский скит. Там все устроено, как в Иерусалиме при Гробе Господнем. А самый Гроб в Кувуклии, и над ним можно всегда петь Пасху. И мы с иеромонахом Михеем, провожавшим меня, запели пасхальные ирмосы и «Да воскреснет Бог». Потом ектению. Говорю ему, кого помянуть из живых, а потом прошу и об усопших. Изумился иеромонах: как за молебном можно поминать усопших. Но на меня смотрит Спаситель с иконы Воскресения над Гробом – совсем живой, и такое чувство охватывает, что смерти нет, молиться надо за всех одинаково.

    Архимандрит Афанасий (Нечаев). Старый Валаам. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. – СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006.


    Заросшая соснами возвышенность, вверх вьется тропинка – к Воскресенскому или Иерусалимскому скиту.

    ... С поворотами тропинки шире раздвигается вид на Никоновский островок, правее его остров о.Феодора, а за ними, все возрастая, дальне-серебристый горизонт самой Ладоги. Вся эта местность называется Никоново, по имени пустынника, здесь обитавшего в XVIII веке.

    Но легенда уводит и дальше. На месте храма, куда подымаемся, с незапамятных времен стояла часовня в честь св.Апостола Андрея. Как бы ни относиться к преданию о посещении Валаама св.Андреем, место все-таки свято, освящено веками отшельнических, высоких и духовных жизней.

    - На эту стройку много трудов положено, - говорит о.Тарасий, когда мы приближаемся к кирпичной, красной церкви. – Фундамент прямо в гранит врублен... иной раз и порохом приходилось взрывать.

    Верхний храм – Воскресения, нижний св.Андрея, в нем «Кувуклия» с подобием Гроба Господня. В низеньком помещении, в глубине церкви, кубической формы камень, красный гранит, образ того камня, что привален был ко входу в пещеру Гроба. Маленькая эта, темная комната называется Приделом Ангела – Ангел отвалил некогда камень. А в гранит вделана из иерусалимского камня частица. ...

    Мы поднялись в верхний храм. ... Пока о.Тарасий объяснял мне противоположность с нижней, полутемной церковью, где Христос поруганный, в Гробу, здесь же Он в торжестве, я...

    Б. Зайцев. Валаам.

    О.Тарасий и местный священник ... показывали нам приют при ските, вернее, само помещение – мальчики ушли куда-то на прогулку. ... Тут вот больница, тут столовая, это спальни.

    - Вас, может быть, удивит, что здесь такой порядок, - говорил он. – Скажут: да нельзя и поверить, что дети действительно живут, это, мол, одна декорация. А, однако, именно тут и ночуют, в этой столовой едят, и так далее. Это мальчики карелы, которых мы ведем в духе православия.» (4)

    Б. Зайцев. Валаам.
  • Восстановление

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    Трапезный корпус Воскресенского скита. 1987-1988, Сортавальское РСУ, реставрация фасадов и кровель, отделочные работы в интерьерах, проектная документация института «Спецпроектреставрация» (СПБ)

    Келейный корпус Воскресенского скита. 1982-1984 гг.-реставрация фасадов и оконных заполнений: смена кровли, работы в интерьере по приспособлению под жилье — Карельское СНРУ

    Церковь Воскресения. Проект — институт «Спецпроектреставрация». Производители работ: Сортавальское РСУ - разборка поздних перестроек в интерьере, ремонт деревянных конструкций на ярусах звона колокольни, отделочные работы в интерьере. Московское СНРУ Ne 1 — смена кровельного покрытия, покрытие глав медью, золочение, реставрация фасадов: вычинка кирпичной кладки, окраска, реставрационные работы по гранитной лестнице.

    Перечень ряда объектов, на которых производились реставрационные работы в период нахождения на Валааме государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. // Сердоболь. Городской альманах. — 2013. — №13-14. (Валаам под красным флагом). С. 41.

     

Воскресенский скит в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.

Интерьеры Воскресенского храма Валаама (старые фотографии)

XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер храма

Интерьер храма

Постройки скита

Валаам запечатлённый

Воскресенкий скит А. Куршина

Живопись и графика

В живописи

В графике

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел "Помощь сайту".
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

4 Март, 2017
Воскресенский скит на Валааме

Воскресенский скит