11 Январь, 2017
Валаам. Игуменское кладбище. Могилы настоятелей. Игумен Дамаскин.

Захоронения Игуменского кладбища. Могилы настоятелей (Т. Л. Левиаш).

Планировка Игуменского кладбища …Планировочно территория Игуменского кладбища де­лится на две неравные части: на холме, укрепленном с востока и запада подпорными стенками с оградой, возле церковного алтаря располагаются захоронения настоя­телей Валаамского монастыря (поэтому кладбище и на­зывается Игуменским), а за восточной подпорной стеной похоронена прочая монастырская братия — монахи, послушники, а также
15 Декабрь, 2016
Вознесенская часовня. Валаам.

Гора Елеон и поклонный крест (Т. Л. Левиаш)

От Гефсиманского скита на север идет небольшая пихтовая аллея. Выстраиваясь в ряд, пихты как бы приглашают отклониться от основного маршрута, от большой монастырской дороги, и выйти на берег, пожа­луй, самой живописной на Валааме Малой Никонов­ской бухты. Здесь когда-то была пристань, сюда подхо­дили пароходы из Петербурга, везущие на Валаам очередную партию
15 Декабрь, 2016
Успенская церковь Гефсиманского скита

Гефсиманский скит (Т. Л. Левиаш)

Комплекс Гефсиманского скита на Валааме Итак, согласно евангельской легенде, в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы провел свою последнюю ночь на земле Иисус Христос. С Елеонской горы на соро­ковой день он «вознесся» на небеса, а у ее подножия была захоронена после смерти дева Мария. Все это обыграно на Валааме культовыми
15 Декабрь, 2016
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Кувуклия.

Новый Иерусалим (Т. Л. Левиаш)

Гефсиманский скит расположен на перекрестке двух дорог: одна ведет к монастырской ферме и Коневскому скиту, другая, основная островная дорога,— к централь­ной усадьбе монастыря. Дорогу к монастырю по тра­диции называют большой монастырской дорогой. Строи­тельство Гефсиманского и Воскресенского скитов на Валааме связано с любопытными обстоятельствами. В 1901 году монах о. Маврикий отправился
14 Декабрь, 2016
Старое братское кладбище. Валаам.. В церковной ограде.

Т. Л. Левиаш о Старом братском кладбище

СТАРОЕ МОНАСТЫРСКОЕ КЛАДБИЩЕ Старое монастырское кладбище примыкает к север­ной линии внешнего каре, оно появилось в XVIII веке и было закрыто в конце XIX века. Кладбище занимает небольшую площадь, по форме — правильный четырехугольник. Территорию кладбища открывают ворота на южной и восточной сторонах. Воро­та представляют собой перекинутую над дорожкой кир­пичную арку
4 Декабрь, 2016
Вид на колокольню Спасо-Преображенского собора

Т. Л. Левиаш о внешнем каре Центральной усадьбы Валаама

История строительства внешнего каре Центральной усадьбы Валаама Если здания внутреннего каре не претерпели значи­тельных перестроек за время своего функционирования в комплексе монастырских построек, то этого нельзя сказать о зданиях внешнего каре. Строилось внешнее каре более длительное время — с 1801 года по 1838 год и неоднократно перестраивалось. Если внутреннее каре
4 Декабрь, 2016
Вид на внутренне каре Валаама

Т. Л. Левиаш о внутреннем каре Валаама и Успенской трапезной церкви

Планировка внутреннего каре Валаама …Спасо-Преображенский собор обрамляют корпуса внутреннего каре. Они были построены в течение 1785— 1801 гг. и представляют собой П-образную композицию, замкнутую с западной стороны. На западной линии распо­лагались кельи настоятеля монастыря, от них к паперти собора идет дорожка, вымощенная плитами светлого из­вестняка; на северной — братская трапезная
4 Декабрь, 2016
Спасо-Преображенский собор

Т.Л.Левиаш о Спасо-Преображенском соборе

  Спасо-Преображенский собор — композиционный центр Валаама В отличие от многих других российских монастырей Валаамский монастырь начал застраиваться в конце XVIII века по единому плану. Формировался комплекс цент­ральной усадьбы монастыря на протяжении конца XVIII — XIX веков. Поэтому постройки ее (исключая Спасо-Преображенский собор) составляют достаточно стройный ансамбль. Центром его, главной