4 Декабрь, 2016
Спасо-Преображенский собор

Т.Л.Левиаш о Спасо-Преображенском соборе

  Спасо-Преображенский собор — композиционный центр Валаама В отличие от многих других российских монастырей Валаамский монастырь начал застраиваться в конце XVIII века по единому плану. Формировался комплекс цент­ральной усадьбы монастыря на протяжении конца XVIII — XIX веков. Поэтому постройки ее (исключая Спасо-Преображенский собор) составляют достаточно стройный ансамбль. Центром его, главной
4 Декабрь, 2016
Вид на внутренне каре Валаама

Т. Л. Левиаш о внутреннем каре Валаама и Успенской трапезной церкви

Планировка внутреннего каре Валаама …Спасо-Преображенский собор обрамляют корпуса внутреннего каре. Они были построены в течение 1785— 1801 гг. и представляют собой П-образную композицию, замкнутую с западной стороны. На западной линии распо­лагались кельи настоятеля монастыря, от них к паперти собора идет дорожка, вымощенная плитами светлого из­вестняка; на северной — братская трапезная
4 Декабрь, 2016
Вид на колокольню Спасо-Преображенского собора

Т. Л. Левиаш о внешнем каре Центральной усадьбы Валаама

История строительства внешнего каре Центральной усадьбы Валаама Если здания внутреннего каре не претерпели значи­тельных перестроек за время своего функционирования в комплексе монастырских построек, то этого нельзя сказать о зданиях внешнего каре. Строилось внешнее каре более длительное время — с 1801 года по 1838 год и неоднократно перестраивалось. Если внутреннее каре
14 Декабрь, 2016
Старое братское кладбище. Валаам.. В церковной ограде.

Т. Л. Левиаш о Старом братском кладбище

СТАРОЕ МОНАСТЫРСКОЕ КЛАДБИЩЕ Старое монастырское кладбище примыкает к север­ной линии внешнего каре, оно появилось в XVIII веке и было закрыто в конце XIX века. Кладбище занимает небольшую площадь, по форме — правильный четырехугольник. Территорию кладбища открывают ворота на южной и восточной сторонах. Воро­та представляют собой перекинутую над дорожкой кир­пичную арку
15 Декабрь, 2016
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Кувуклия.

Новый Иерусалим (Т. Л. Левиаш)

Гефсиманский скит расположен на перекрестке двух дорог: одна ведет к монастырской ферме и Коневскому скиту, другая, основная островная дорога,— к централь­ной усадьбе монастыря. Дорогу к монастырю по тра­диции называют большой монастырской дорогой. Строи­тельство Гефсиманского и Воскресенского скитов на Валааме связано с любопытными обстоятельствами. В 1901 году монах о. Маврикий отправился
15 Декабрь, 2016
Успенская церковь Гефсиманского скита

Гефсиманский скит (Т. Л. Левиаш)

Комплекс Гефсиманского скита на Валааме Итак, согласно евангельской легенде, в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы провел свою последнюю ночь на земле Иисус Христос. С Елеонской горы на соро­ковой день он «вознесся» на небеса, а у ее подножия была захоронена после смерти дева Мария. Все это обыграно на Валааме культовыми
15 Декабрь, 2016
Вознесенская часовня. Валаам.

Гора Елеон и поклонный крест (Т. Л. Левиаш)

От Гефсиманского скита на север идет небольшая пихтовая аллея. Выстраиваясь в ряд, пихты как бы приглашают отклониться от основного маршрута, от большой монастырской дороги, и выйти на берег, пожа­луй, самой живописной на Валааме Малой Никонов­ской бухты. Здесь когда-то была пристань, сюда подхо­дили пароходы из Петербурга, везущие на Валаам очередную партию
11 Январь, 2017
Валаам. Игуменское кладбище. Могилы настоятелей. Игумен Дамаскин.

Захоронения Игуменского кладбища. Могилы настоятелей (Т. Л. Левиаш).

Планировка Игуменского кладбища …Планировочно территория Игуменского кладбища де­лится на две неравные части: на холме, укрепленном с востока и запада подпорными стенками с оградой, возле церковного алтаря располагаются захоронения настоя­телей Валаамского монастыря (поэтому кладбище и на­зывается Игуменским), а за восточной подпорной стеной похоронена прочая монастырская братия — монахи, послушники, а также