Франклин Зингер с принцессой Капече Дзурло. Источник: The Tatler, 06 January 1937.
Франклин Зингер на Валааме. 1935 год.
8 Март, 2019

Маркус Коллин на Валааме, 1927 год

Маркус Коллин

Маркус Коллин. Монастырь. 1927.

Текст публикуется впервые.

Marcus Collin, Маркус Коллин (1882-1966)

Marcus Collin, Маркус Коллин (1882-1966)

В 1928 году на Пасху в Хельсинки открылась выставка известного финского художника Маркуса Коллина (Marcus Collin), яркого представителя финского экспрессионизма. На Валааме он провел лето 1927 года, писал в разных техниках, на выставке были представлены 6 холстов, 35 пастелей и 41 акварель, выполненные в Карелии и на Валааме в течение 1927 года.

В конце 1920-х гг. постепенно налаживалась жизнь, Финляндия выходила из кризиса, ожил художественный рынок и светская публика. В то же время, конфликт между Валаамской братией и церковной администрацией архиепископа Германа (Аава) из-за календаря и пасхалий достиг апогея, по суду происходила высылка из страны нескольких десятков стариков, продолжавших стоять за веру на своем. Формально высылали в Сербию, в Советскую Россию, по сути — в никуда, без средств, без надежды увидеться вновь… В самой Финляндии нашлось немало людей, готовых вступиться за ближнего и протестовать против бессмысленной жестокости этого изгнания, противоречившего закону о свободе вероисповеданий. И вот общая Пасха, много ярких светлых картин, художник, приехавший поработать на Валаам, как в старые добрые времена.

Выставка была ежегодной. Коллина любили зрители, критика, до сих пор его работы уходят с аукционов влет. В этот год он выставил много карельских пейзажей, портретов трудового карельского люда, но публика видела лишь Валаам, все внимание прессы было приковано к монастырю и братии. Националисты, рассматривая его Валаам, упрекали художника в излишней декоративности, мол, ему не хватило в данном случае глубины, все это как-то поверхностно, как взгляд путешественника, который скользит по видам «родной природы», одинаково любуясь «нашим архипелагом», как чужой Норвегией или Бретанью[1]

Коллина ругали за то, что он каждый год устраивает огромные выставки, работает на продажу, пока ещё не в ущерб качеству, но в ущерб силе художественного высказывания… Другие, напротив, отмечали, что в этих Карельских и Валаамских его работах сама жизнь, художник дает зрителю гораздо больше, чем прежде, показывая мир, населенный людьми, братией, которые связаны обетом верности[2], показывая опыт близости Бога, не копирует, а именно передает свой внутренний опыт пребывания в монастыре, создавая ощущение близости и осязаемости вечных ценностей, соприкосновения с Благодатью и   природой[3].

Не все работы удалось найти, понято, не все 80 работ были о Валааме, в основном это была Карелия и ее обитатели. Из ненайденного, но упомянутого: «Gammal munk» («Старый монах»); «Kväll på klostergården» («Вечер в обители»), «Kirkkojuhla» («Праздник»), «Klosterkyrkan» («Собор»)…

Писали, что что-то попало в музей Валаамского монастыря (не знаю, правда ли), что-то ушло шведским коллекционерам, Коллина и сейчас раскупают на аукционах[4].


[1] Pohjois-Savo. №31. 15.03.1928.

[2] Hufvudstadsbladet. №61. 02.03.1928; Hufvudstadsbladet. №62. 03.03.1928.

[3] Svenska Pressen. №51. 01.03.1928.

[4] Helsingin Sanomat. №55. 25.02.1928; Uusi Suomi. №47. 25.02.1928; Iltalehti. №47. 25.02.1928.

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о