Наблюдательная вышка на о. Скитском. Фото: И. А. Смирнова.
Урочище Феофилова гора. Фортификация о-ва Скитского
28 Октябрь, 2017
Линия Маннергейма. Линия Энкеля
Историческое значение Валаамского укрепрайона (И. А. Смирнова, О.А.Яровой)
10 Ноябрь, 2017
Гранитные противотанковые надолбы, или "зубы дракона". использовались как чать линии Маннрегейма.

Гранитные противотанковые надолбы, или "зубы дракона".

Финские укрепления на Валааме формально не относятся к оборонительным сооружениям, известным как «Линия Энкеля» или «Линия Маннергейма». Но фактически они тесно связаны и строились одновременно с ними, играя важную роль в системе финской обороны: крупнокалиберные орудия, установленные на островах Валаамского архипелага, препятствовали возможности продвижения советских кораблей по Ладоге и высадки десанта в тылу и на фланге линий обороны на Карельском перешейке. Именно поэтому на Валааме уже в 1918 году (сразу по окончании гражданской войны в Финляндии) появились военные, а с 1919 года началось строительство Валаамского укрепрайона, прежде всего позиций береговой артиллерии и связанной с ними инфраструктуры.

Предлагаем вашему вниманию материалы, собранные Игорем Сазеевым и Яной Гайдуковой для читателей сайта Valamo.ru, посвященные истории создания и значению линии Маннергейма.


Линия Маннергейма

Линией Маннергейма принято называть финские военные сооружения, построенные в 20-е – 30-е годы XX века у юго-восточных границ Финляндии на Карельском перешейке, между Финским заливом и Ладогой.

enckell-linja

Оскар Пауль (Оскар Карлович) Энкель

Линия Энкеля (1918-1931)

Еще в 1918 году по приказу Карла Густава Эмиля Маннергейма, генерал-лейтенанта русской армии, впоследствии фельдмаршала и маршала Финляндии, военные инженеры разработали первый план линии обороны Карельского перешейка. В действительности же в 1919-1924 гг. укрепления строились по другому плану, поэтому сооружения этого периода правильнее называть линией Энкеля.

Оскар Пауль (Оскар Карлович) Энкель долгое время служил в русской армии, участвовал в Русско-японской войне, окончил Академию Генерального штаба, во время Первой Мировой войны полковник Энкель был представителем Генштаба России в Италии и Сербии, затем служил в штабе союзников в Константинополе. Вернувшись в Финляндию, в 1919 г. он возглавил Генеральный штаб финской армии в звании генерал-майора. Именно под его руководством началось строительство укреплений на Карельском перешейке.

Всего за это время было сооружено 168 бетонных фортификационных сооружений. После отставки Энкеля в сентябре 1924 г. строительство прекратилось и возобновилось лишь в 30-е годы.

География линии Энкеля

Главная полоса обороны (линия Энкеля) проходила через Ключевое–Ермилово–Солдатское–оз.Глубокое–оз.Раковое–Вуокса (современные названия). Вторая, тыловая оборонительная позиция защищала подходы к Выборгу (Соколинское–Черкасово–Озерное–Вещево).

Красным отмечена линия Энкеля, розовым — линия Маннергейма, зелёным — русско-финская граница

Красным отмечена линия Энкеля, розовым — линия Маннергейма, зелёным — советско-финская граница

Линия Маннергейма (1930-е гг.)

Маннергейм, Карл Густав Эмиль

Маннергейм, Карл Густав Эмиль

Маннергейм же в 20-е годы не занимал значимых постов в армии и государстве и значительную часть этого периода провел за пределами Финляндии. Только в 1931 г. он стал Председателем Комитета обороны Финляндии, но до 1938 г. это был больше декоративный орган (упомянем, что штаб Комитета в составе разведывательного и оперативного отделов был организован лишь в 1938 г.). По инициативе К.Г.Э.Маннергейма с 1932 года строительство и модернизация линии Энкеля продолжились, однако до 1938 г. государство выделяло на это весьма скудные средства.

Маннергейм о линии Энкеля
(1931 г.)

Вот что пишет Маннергейм об осмотре линии Энкеля в 1931 году в своих мемуарах: «Карельский перешеек — замок Финляндии, наши Фермопилы: он представляет собой тесный проход между Финским заливом и Ладожским озером, шириной всего лишь 70 километров в самом узком месте. Местность для обороны весьма пригодна, ибо озера и болота разделяют перешеек на относительно легко защищаемые узкие участки. Мореный грунт позволяет строить полевые укрепления, но менее пригоден для строительства долговременных укреплений, ибо отсутствует скальная основа. Слабохолмистая местность, к сожалению, оказалась легкопроходимой для танков. […] Осмотренные мной несколько десятков пулеметных гнезд и артиллерийских позиций, которые были выстроены в начале 20-х годов в качестве основы оборонительной линии, по своей конструкции были непригодными, да и расположены они были неудачно.

Поскольку они не поддерживались в порядке, большая часть оборудования пришла в негодность, так же, как и незначительные заграждения из колючей проволоки. Оборонительные устройства, естественно, не представляли собой какой-либо единой системы. По возвращении в Хельсинки я рассказал о результатах своих наблюдений министру обороны Оксала. Мне удалось убедить его в том, что для укрепления перешейка необходимо что-то делать».

Модернизация линии Маннергейма в 1930-х годах

В 1932 году финны приступили к постройке пулеметных дотов улучшенного типа, а в 1936 году частично модернизировали и доты 1920-х годов. Самые мощные укрепления строились на наиболее опасном участке дороги Ленинград – Выборг на линии наступления.

Лишь в 1938–1939 гг., почувствовав неизбежность скорой войны, финское правительство резко увеличило ассигнования на строительство линии обороны. В этот период на линии Маннергейма были построены ДОТы (долговременные огневые точки) так называемого второго поколения из мощного армированного бетона. Было построено 7 ДОТов — «миллионников» (их так назвали, поскольку строительство каждого из них обошлось казне более чем в миллион финских марок). В отличие от остальных дотов, построенных на Карельском перешейке, «миллионники» имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения. 

Комплекс сооружений от Финского залива до Ладожского озера представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была линией Маннергейма. Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Кроме того, были построены 136 километров противотанковых препятствий, натянуты 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы. Работы по сооружению оборонительных укреплений к началу зимы 1938-39 года завершены не были.

Линия Маннергейма. Не Валаам.

Автор схемы - Mariano Zafra Molina, перевод - student_geolog.

Мифологизация линии Маннергейма во время Зимней войны 1939-1940 гг.

Тем не менее, советские войска во время Зимней войны 1939-1940 гг. более двух месяцев не могли прорвать линию Маннергейма, несмотря на солидный перевес в живой силе и подавляющее преимущество в боевой технике, и несли огромные потери. Именно тогда в СССР появились преувеличенные описания ее неприступности. Нужно ведь было как-то объяснить неудачи Красной армии. Мощь укреплений линии Маннергейма была преувеличена и подверглась даже некоторой мифологизации, хотя куда большую роль сыграл так называемый человеческий фактор, иными словами — дух советских и финских воинов.

Советский партийный и государственный деятель Анастас Микоян, член Политбюро ЦК КПСС  в 1935–1966 годах, писал: «Сталин — умный, способный человек — в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу».

О мощи финской оборонительной линии писали и западные газеты, ну а финские информационные службы не пытались развенчать этот миф, заботясь о боевом духе собственного народа.

Вот что писал о линии Маннергейма сам маршал Маннергейм: «…Русские ещё во время войны пустили в ход миф о «линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн… Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но ее образовывали только редкие долговременные пулеметные гнезда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у нее отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «линией Маннергейма». Ее прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений».

Линия Маннергейма. Линия Энкеля

Начало Зимней войны. Красная линия — государственная граница СССР и Финляндии, темная линия — главная линия финской обороны на Карельском перешейке (линия Маннергейма).

Солидарен с маршалом и российский историк А.В.Исаев: «В действительности «линия Маннергейма» была далека от лучших образцов европейской фортификации. Подавляющее большинство долговременных сооружений финнов были одноэтажными, частично заглубленными в землю железобетонными постройками в виде бункера, разделенного на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями». Он пишет также о том, что противотанковые надолбы рассчитывались на противодействие устаревшим танкам, вооружение даже ДОТов-«миллионников» не позволяло эффективно бороться с советскими средними танками типа Т-24, а количество долговременных огневых сооружений (ДОС, пулеметных или артиллерийских) на 1 км линии было очень маленьким: 214 ДОС на 140 км (1,5 ДОС на 1 км), из них только 8 артиллерийских. Для сравнения: на расположенной неподалеку «линии Сталина» Карельского укрепрайона эта плотность составляла 2,5, причем 10% ДОС были артиллерийскими, вооруженными дивизионными пушками калибра 76,2 мм. Эти пушки могли поразить любой танк того времени. На линии Мажино плотность ДОС составляла 14 на 1 км, а на немецкой линии Зигфрида — 32!

Как отмечает финский историк О.Маннинен, у финнов хватило ресурсов на постройку только 101 бетонного бункера (из низкокачественного бетона), причём бетона на них ушло меньше, чем на здание Хельсинкского оперного театра; остальные укрепления линии Маннергейма были дерево-земляные (для сравнения: линия Мажино имела 5800 бетонных укреплений, включая многоэтажные бункеры).

Тем не менее, на линии Маннергейма происходили гораздо более кровопролитные сражения, чем на упомянутых выше оборонительных линиях. Здесь сыграли роль и просчеты советского командования, особенно в декабре 1939 г., и стойкость и мужество солдат и офицеров с обеих сторон.

Линия Маннергейма. Не Валаам.

Финские солдаты-лыжники и погибшие советские солдаты в районе Суомуссалми.

Линия Маннергейма. Не Валаам.

Район Суомуссалми, 20 декабря 1939 г. Разгромленная колонна советской техники.

После советско-финской войны

Линия Маннергейма. Не Валаам.

Мемориальная доска в память всем жертвам Зимней войны в районе Суммакюля. Здесь, у дороги на Выборг, в декабре 1939 года происходили особенно ожесточенные бои. Селение Сумма в результате боев было полностью уничтожено. Фото Витольда Муратова.

После того как в марте 1940 г. Советский Союз всё-таки выиграл эту войну и получил Карельский перешеек, специальные команды саперов демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских ДОТов — осколки бетона и бронеколпаков — в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвященных советско-финской войне. Весной 1941 года в Москву были доставлены бронеколпак, внутреннее оборудование, вентиляционные устройства и двери, демонтированные из ДОТ укрепленного узла Сумма. Восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в парке Центрального Дома Красной армии. Остальные экспонаты планировалось представить на летних выставках в других парках столицы.

Линия Маннергейма после распада СССР

Остатки укреплений линии Маннергейма после Великой Отечественной войны были частично демонтированы, частично взорваны. Но и сейчас на Карельском перешейке можно встретить поросшие мхом остатки ДОТов, надолбов, траншей, а с 90–х годов на местах кровопролитных сражений Зимней войны на Карельском перешейке стали появляться кресты и памятные знаки. В наше время мы узнаём все больше правды об этой войне, которую участвовавший в ней поэт-фронтовик Александр Твардовский назвал «незнаменитой».

Источники:

  1. Маннергейм К.Г. Мемуары.
  2. Линия Маннергейма — Википедия.
  3. Наталья Митина. Линия Маннергейма: еще один исторический миф?
  4. Алексей Исаев. Главные мифы о Второй Мировой.

P.S. Название "линия Маннергейма" пишется с маленькой буквы без кавычек.

comments powered by HyperComments