Вид на внутренне каре Валаама
Т. Л. Левиаш о внутреннем каре Валаама и Успенской трапезной церкви
4 Декабрь, 2016
Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. Фото: Я. Гайдукова

 

Спасо-Преображенский собор — композиционный центр Валаама

В отличие от многих других российских монастырей Валаамский монастырь начал застраиваться в конце XVIII века по единому плану. Формировался комплекс цент­ральной усадьбы монастыря на протяжении конца XVIII — XIX веков. Поэтому постройки ее (исключая Спасо-Преображенский собор) составляют достаточно стройный ансамбль. Центром его, главной вертикальной доминан­той облика всего острова является Спасо-Преображенский собор, вокруг него — корпуса братских келий, по склонам холма раскинулись сады, от построек побежали дороги и аллеи к хозяйственным постройкам и скитам, разбросанным по острову, пролегли мосты через каналы и узкие заливы, на перекрестках дорог ориентирами встали часовни и поклонные кресты. Посадки широко­лиственных и хвойных деревьев влились в естественную флору острова, а на подходе к скитам выстроились в стройные аллеи. Застройка, начатая с холма на берегу Монастырской бухты, охватила весь Валаам и ближайшие острова архипелага. Так к концу XIX века на островах сложился тот архитектурно-ландшафтный комплекс, который стал замечательным примером единства архитектуры и окружающей ее среды.

Как уже отмечалось, композиционный центр застройки — Спасо-Преображенский собор. Своей остроконечной колокольней и пятью шлемовидными главами на круглых барабанах собор господствует над всей территорией ар­хипелага и отлично воспринимается на подходе к Валааму и из Монастырской бухты. Вблизи же он производит несколько иное впечатление: он явно непропорционален по отношению к окружающим его келейным корпусам. Его пестрота, помпезность, богатство декоративного убранства вступают в явное противоречие со стилем остальных зданий монастырского ансамбля и не соответствуют про­поведи монашеского аскетизма. Но тут нужно учесть, что это поздний, третий по счету Спасо-Преображенский монастырский собор.

История строительства Спасо-Преображенского собора

После возрождения монастыря в начале XVIII века здесь стояла деревянная пятиглавая Спасо-Преображенская церковь, в 80-е годы XVIII столетия на месте ее «над нетленными мощами основателей монастыря» был поставлен каменный Спасо-Преображенский двухэтажный собор, автором которого был настоятель монастыря отец Назарий. Именно этот собор был построен в едином архитектурном замысле с окружающими постройками, тогда четко прослеживалась строгая ансамблевость за­стройки ядра монастырской усадьбы. Но к концу XIX века старый собор обветшал, а выросшее богатство и популяр­ность монастыря требовали нового, более вместительного храма, который стал бы воплощением величия и значи­мости монастыря, отвечал бы новым вкусам и веяниям в архитектуре.

Valamo в XIX в.Maisemia Suomesta. Z. Topeliuksen ja hanen taiteilija-aikalaistensa kuvateoksen uudelleen toimittaneet Matti Klinge ja Aimo Reitala. Helsingissa kustannusosakeyhtio

Валаам в XIX в. Виден Назарьевский собор.

Строительство нового Спасо-Преображенского собора началось в 1887 году по проекту архитектора А. Силина и было завершено академиком архитектуры Н. Д. Прокофьевым, выполнившим расчеты сводов и куполов и проект декоративного оформления интерьеров, в 1896 го­ду. Собор возводился по преимуществу силами наемных рабочих, росписи выполнялись живописцами монас­тырской иконописной мастерской под руководством иеро­монаха Луки, в прошлом профессионального художника академического направления.

Архитектурное описание Валаамского Спасо-Преображенского собора

Собор представляет собой четырехугольный двухэтажный объем с полукруглой в пла­не апсидой и примыкающей к нему с запада колокольней с закрытым крыльцом. Собор пятиглавый, крестовокупольный, разделен восемью столбами на три нефа.

Нижняя, зимняя, церковь освящена во имя Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, верхняя — во имя Преображения.

Центральный объем собора с северной и южной сторо­ны имеет ризалиты, по длине соответствующие расстоянию между второй и третьей парами внутренних опор. Углы центрального объема срезаны. Все пять круглых бараба­нов собора увенчаны шлемовидными главами, заверша­ющимися шаром с крестом. Колокольня собора много­ярусная. Первый ярус — двухсветный четверик, на нем располагаются уменьшающиеся в размерах ярусы звона, на которых было укреплено 13 колоколов (из них сохра­нился лишь один, самый большой). Колокольня покрыта шатровой кровлей, которая увенчана оригинальной формы главкой на глухом восьмигранном барабане.

Объем собора сильно декорирован, декоративным эф­фектом обладает и сочетание красных кирпичных стен с белыми оштукатуренными архитектурными деталями и элементами, выполненными из черного, красного и се­рого гранита. Горизонтальные тяги сложного профиля про­ходят между первым и вторым этажами собора. Ризалиты завершаются пятигранным уступчатым фронтоном. Вен­чающий карниз украшен «сухариками» и рядом, выло­женным из кирпича, поставленного на ребро. Лучковые окна первого этажа обрамлены белыми оштукатуренными наличниками, окна второго этажа украшены наличниками с сандриками, расположенными на некотором расстоянии от наличников и образующими фризок.

Особенно декоративны окна ризалитов, решенные в виде тройных арок, опирающиеся на фигурные колонки из черного гранита. Справа и слева от этих окон — белые декоративные кресты, выступающие из плоскости кладки стен. Декоративное оформление первого яруса колокольни совпадает с декором ризалитов собора, проемы восьме­риков колокольни решены в виде профилированных арок. Барабаны собора решены в виде аркады.

Собор и церковь Валаамской иконы Божией Матери

Собор и церковь Валаамской иконы Божией Матери. Фото: В. Касаткин

Интерьер и росписи Спасо-Преображенского собора

В верхний храм ведут две лестницы, соединяющиеся в одну широкую парадную гранитную лестницу. Внутрен­нее пространство собора ярко освещено. Свет льется и из высоких перспективных окон, и из проемов централь­ного барабана. Эти проемы разделены узкими простенка­ми, благодаря чему создавалось впечатление, что огром­ный, диаметром более 9 м купол парит над толпой моля­щихся в храме. В нижней части барабана по его перимет­ру проходит галерея с чугунной кованой решеткой кра­сивого рисунка. Все внутреннее пространство собора — стены, своды, столбы — обильно расписано. Всего в верхнем храме 72 картины и 130 изображений святых. Техника живописи Спасо-Преображенского собора редка и ориги­нальна. Росписи выполнены по сухой штукатурке. По­верхности стен, столбов, сводов и арок грунтовались трижды: первый слой грунта гипсовый с добавлением восковой эмульсии, второй слой — известково-гипсовый, третий — гипсовый с добавлением клея. Кроме того, между слоями грунта выполнялась промазка поверхности клеем. Применялся осетровый клей с добавлением меда в ка­честве пластификатора. По этому сложному грунту на­кладывался слой воско-клеевых красок.

Все живописные работы выполнялись монахами и по­слушниками под руководством художников-иеромонахов Алипия (Константинова) и Луки (Богданова) и петер­бургского художника В. Л. Бондарева. Сюжетные компо­зиции преимущественно выполнялись Лукой и его 40 уче­никами, одноконтурные композиции — Алипием и его 10 учениками. При написании сюжетных композиций местные живописцы использовали графический и иллюстративный материал таких художников, как Тициан, Рафаэль, Ал. Иванов, Доре.

В соборе было проведено два космети­ческих ремонта интерьеров с поновлением живописи в 1922—1926 гг. и в 1934 году. На красочном слое видны записи, выполненные в масляной технике, по фактуре и цвету отличающиеся от первоначальной живописи. Не­которые композиции были покрыты лаком.

Глава: Ядро Центральной усадьбы (Ч. 1 из 4)

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о