Владимирский мостик. Валаам.
Т. Л. Левиаш о дорогах Валаама и Владимирском мостике (Скит Всех Святых – ч. 1 из 4)
8 Июнь, 2017
Дубовая аллея у Скита Всех Святых
Т. Л. Левиаш о дороге к скиту Всех Святых (от поклонного креста до часовни Крестных страданий — ч. 2 из 4)
9 Июнь, 2017

Т. Л. Левиаш о церквях Петра и Павла, иконы “Живоносный источник” и св. Живоначальной Троицы

1983-разрушенный Валаам-Яковчук 132 каре Центральная усадьба

1983-разрушенный Валаам-Яковчук 132 каре Центральная усадьба

Церковь святых Петра и Павла над Святыми Вратами

Надвратная церковь Петра и Павла над Святыми воротами по своей архитектуре относится к постройкам русского классицизма XVIII века. Традиционная в русском зодчестве разработка Святых ворот с надвратной цер­ковью получила здесь новую трактовку с использованием деталей и форм классицизма. Это хорошо заметно в общей композиции: восьмерик на четверике с симметричным решением, правда, не совсем соблюденным — ось Святых ворот несколько сдвинута на восток.

Южный фасад Святых ворот решен в виде слабо выдвинутого трехчастного портика. Фасады церкви Петра и Павла декорированы пилястрами и полуциркульными нишами, венчающим карнизом сложного профиля, кровля церкви увенчана луковичной главкой на тонком круглом барабане.

Церковь иконы "Живоносный источник" и св. Живоначальной Троицы

1983-разрушенный Валаам-Яковчук 70 каре Центральная усадьба

1983-разрушенный Валаам-Яковчук 70 каре Центральная усадьба

По одной оси с церковью Петра и Павла на проти­воположной стороне каре находится церковь Живоносного источника и Живоначальной Троицы. Это была больнич­ная церковь, больница и аптека располагались восточнее. Архитектурное решение этой церкви близко к решению церкви Петра и Павла, но имеет различие в деталях. Общим является объемное решение — восьмерик на четве­рике, общими декоративными элементами — раскреповка фасадов пилястрами, наличие венчающего карниза слож­ного профиля, аналогичность завершения. Но церковь Живоносного источника была крупнее, масштабнее церкви Петра и Павла, четверик ее поднимался над кровлями корпусов северной линии (четверик церкви Петра и Павла как бы «утонул» в корпусах южной линии после надстрой­ки третьего этажа).

К сожалению, эта церковь сильно пострадала во время войны — совершенно утрачены восьмерик и завершения. Это нарушило пропорциональность ансамбля, равновесие его объемов, визуальные связи…

Глава: Ядро Центральной усадьбы (Ч. 4 из 4)

comments powered by HyperComments