Покровская часовня на Валааме
Т. Л. Левиаш: Малая пристань и Покровская часовня
1 Июнь, 2017
Храм прп. Алескандра Свирского. Валаам. Святой остров. Фото: Я. Гайдукова.
Т. Л. Левиаш: На Святом острове
2 Июнь, 2017

Т. Л. Левиаш о хозяйственной жизни Валаамского монастыря

Братия на рубке капусты Альбом: "Виды Валаамского монастыря"

Братия на рубке капусты Альбом: "Виды Валаамского монастыря"

Жизнь   монастыря   неотделима   от   его   хозяйственной деятельности. Издавна Валаамский монастырь был круп­ным собственником, сначала феодалом, позже, в XIX ве­ке, в некоторой степени капиталистом. Характерной чер­той  капиталистического  уклада   было   широкое   примене­ние  наемного труда.  Хозяйство  по-прежнему оставалось почти    натуральным,    здесь    не    было    характернейшей черты     капиталистического     хозяйства — расширенного воспроизводства.   Монастырь  вел   оживленную  торговлю с населенными пунктами  Приладожья,  монахи  вывозили свои  товары   на   ярмарки   в   Тихвин   и   Сердоболь,   вели как розничную, так и оптовую торговлю. В розницу тор­говали иконами, крестиками, глиняной посудой, четками, бутылочками   со   «святой   водой»  <…>.   Оптом   продавали   лес,   строительный   камень. Особенно   бурно   хозяйство   монастыря   развивалось   во второй   половине   XIX   века — при   игумене   Дамаскине. Интересно   сравнить,   как   по-разному  оценивали   хо­зяйство   монастыря   два   человека,   побывавшие   на   Ва­лааме с небольшим временным интервалом.

Василий Иванович Немирович-Данченко был на ост­рове в 1892 году. Он прибыл на Валаам по приглаше­нию настоятеля монастыря и в книге очерков «Крестьян­ское царство» дал яркую картину монастырской жизни. Ему монастырское хозяйство понравилось чрезвычайно. Работавшую в монастыре паровую машину он называет «сердцем монастыря», в монастырских заводиках и мастерских писатель увидел современные промышленные предприятия с совершенной организацией труда.

А вот Михаил Новорусский, бывший народоволец, проходивший по одному делу с Александром Ульяновым, посетив монастырь в 1902 году, воспринял монастырское хозяйство иначе. В своей книге «Душеспасительное хозяйство» он сравнивает монастырскую паровую ма­шину с голодной усталой клячей, говорит, что там, где работает такая масса заводиков и мастерских, наверняка нет ни одного стоящего. Труд монахов он назы­вает тяжким, подневольным, лишающим всякой инициа­тивы, почти рабским трудом. И действительно, большин­ство валаамских заводов и мастерских работало по ме­ре надобности, а доход, получаемый монастырем от своего хозяйства, не шел ни в какое сравнение с суммами, полу­чаемыми от богомольцев.

Глава: Хозяйственная зона монастыря (ч. 1 из 3)

comments powered by HyperComments