Келейный корпус Никольского скита, как многие другие здания на Валааме, является примером постройки «в русском стиле». Но что же представляет собой этот стиль? Как он родился и развивался? Попробуем разобраться в этом, совершив небольшой экскурс в историю архитектуры XIX века.
Развитие европейской и русской архитектуры первой половины XIX века характеризуется постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектики. Еще недавно ретроспективно-эклектическая архитектура XIX века воспринималась лишь негативно. На первый план выдвигалось явное несоответствие функциональных и конструктивных ее элементов с одной стороны и эклектического, сугубо декоративного облика сооружений — с другой. Однако архитектура эта составляет неотъемлемое звено общего исторического процесса развития культуры, возникновение ее было определено социальными, идеологическими и другими объективными причинами.
Эклектизм в архитектуре был порожден распадом классицизма, как стиля и метода архитектурного творчества, переставшего удовлетворять новым жизненным требованиям. Планировочные решения, предлагаемые классицизмом, не соответствовали новому общественному содержанию, новым функциям. Классицизм ограничивал использование новых строительных материалов, не давал возможности выявить в полной мере национальный характер архитектуры. Все это привело к стремлению выработать иные формы, исходящие из новых требований, предъявляемых к архитектуре, и из национальных художественных традиций.
В архитектуре середины XIX века можно выделить два направления: первое заключается в более или менее удачном воспроизведении снаружи и отчасти внутри здания композиционно-декоративных форм какого-либо одного исторического стиля — это ретроспективизм; второе направление сводилось к использованию в декоративном убранстве здания мотивов различных стилей — это смешение стилей и называется эклектизмом.
Ретроспективизм и эклектика широко распространились в России вследствие целого ряда причин. Наиболее существенное значение имело то, что они позволяли применять более гибкие и разнообразные композиционные решения при проектировании нового типа зданий, вызванных к жизни капиталистическими условиями развития (вокзалы, заводские корпуса, рынки, банки и т. д.). В культовой архитектуре, наиболее консервативной области, ретроспективизм и эклектика позволили в рамках традиционных форм использовать новые конструктивные решения и новую технологию. В этом смысле поворот к эклектике явился как бы реакцией на догматические принципы классицизма, на утвердившиеся каноны планов сооружений.
Развитие русской архитектуры периода эклектики и ретроспективизма может быть разделено на три этапа: первый — с 1830 г. до 60-х гг. XIX века, период реформ, когда Россия встала на путь капиталистического развития; второй — с 60-х до 90-х гг. XIX века — время промышленного подъема; третий — с 1890 г. до Октябрьской революции.
Первый период носил переходный характер. В это время работали архитекторы, воспитанные в классической школе, и их произведения носят компромиссный характер, черты эклектизма проявляются еще не в полной мере. Наиболее яркими представителями этого периода являются архитекторы А. А. Монферран (строитель Исаакиевского собора в Ленинграде) и А. И. Штакеншнейдер. Наряду с западными стилями в 30—40-е гг. архитекторы обращаются к мотивам древнерусского зодчества. Однако восприятие архитектуры Древней Руси было поверхностным, носило чисто внешний характер. Ведущим архитектором этого направления был К. А. Тон, создатель официального стиля в культовой архитектуре XIX века.
Второй этап архитектуры эклектизма дает пеструю картину сочетания самых разных стилистических воздействий. Классические традиции гаснут совсем, и в убранстве фасадов и интерьеров окончательно берут верх различные смешанные псевдостили, утрачивается ансамблевость в застройке.
На третьем этапе на общем ретроспективно-эклектическом фоне архитектуры возникают новые течения — модерн и неоклассицизм. Характерной для русского модерна была тенденция к смешению его с историческими стилями, в частности, с древнерусским (Ярославский вокзал в Москве). В Петербурге в это время распространились разного рода вариации на темы так называемого скандинавского модерна.
В рамках нашей темы нам наиболее интересен первый и второй этапы развития ретроспективизма и эклектики, связанные с именами К. Тона и А. Горностаева.
В 1838 году в Академии художеств был зачитан указ Николая I: «Государь император повелеть соизволил, дабы при составлении проектов церквей сохранить вкус древневизантийского зодчества, руководствоваться чертежами К. Тона». Тоном был разработан целый альбом типовых проектов пятиглавых крестовокупольных храмов, в которых он смешивал поверхностно воспринятую архитектуру Руси XVII века с византийской архитектурой. В противовес Тону А. М. Горностаев стал основоположником демократического направления в рамках «русского стиля» в архитектуре середины и второй половины XIX века. Он стремился воплотить в своих постройках лучшие традиции русского зодчества XV— XVII веков.
А. М. Горностаев родился в 1808 году. Он не получил систематического образования, но страстная тяга к архитектурному творчеству повела его в десятилетнее путешествие по России и Европе. В этом путешествии он изучает творчество великих мастеров, делает множество зарисовок. По возвращении из Европы в 1838 году он представляет в Академию художеств обмеры и проект реставрации форума Помпеи, за что получает звание академика архитектуры. В 1839 году он участвует в восстановлении пострадавшего от пожара Зимнего дворца, вместе с архитектором А. Брюлловым строит здание Михайловского театра (ныне Ленинградский Малый академический оперный театр), строит часовню у Гостиного двора и подворье Троицко-Сергиевского Монастыря в Петербурге. В Сергиевской пустыни под Петербургом он строит церковь, кельи, Святые ворота. Очень интересен построенный по проекту Горностаева православный храм в г. Гельсингфорсе. Наряду с культовыми постройками Горностаев проектирует много жилых домов для Петербурга, Минска, Чернигова.
По рекомендации настоятеля Сергиевской пустыни о. Игнатия игумен Валаамского монастыря отец Дамаскин в 1840 году приглашает А. М. Горностаева на Валаам. Здесь, на острове, наиболее ярко проявился талант Горностаева. Он создал тип построек «весьма изящных, вполне проникнутых духом русской архитектуры и открыл для последующих архитекторов путь к дальнейшей разработке стиля, служащего прямым продолжением русского зодчества допетровских времен» (В В.Стасов).
Глава: К Никольскому скиту (Ч. 3 из 4)