Домик таможенника на Валааме
Т. Л. Левиаш: К Никольскому скиту (ч.2 из 4): Никольский остров, келейный корпус
13 Июнь, 2017
притвор Никольского храма. Валаам.
Т. Л. Левиаш о Никольском храме
16 Июнь, 2017

Т. Л. Левиаш о становлении “русского стиля”, К. А. Тоне и А. М. Горностаеве

Келейный корпус Никольского скита, как многие другие здания на Валааме, является примером построй­ки «в русском стиле». Но что же представляет собой этот стиль? Как он родился и развивался? Попробуем разобраться в этом, совершив небольшой экскурс в историю архитектуры XIX века.

Развитие эклектики в архитектуре XIX в.

Развитие европейской и русской архитектуры первой половины XIX века характеризуется постепенным отхо­дом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклек­тики. Еще недавно ретроспективно-эклектическая архи­тектура XIX века воспринималась лишь негативно. На первый план выдвигалось явное несоответствие функцио­нальных и конструктивных ее элементов с одной стороны и эклектического, сугубо декоративного облика соору­жений — с другой. Однако архитектура эта составляет неотъемлемое звено общего исторического процесса раз­вития культуры, возникновение ее было определено социальными, идеологическими и другими объективными причинами.

Эклектизм в архитектуре был порожден распадом классицизма, как стиля и метода архитектурного твор­чества, переставшего удовлетворять новым жизненным требованиям. Планировочные решения, предлагаемые классицизмом, не соответствовали новому обществен­ному содержанию, новым функциям. Классицизм ограни­чивал использование новых строительных материалов, не давал возможности выявить в полной мере националь­ный характер архитектуры. Все это привело к стремле­нию выработать иные формы, исходящие из новых тре­бований, предъявляемых к архитектуре, и из национальных художественных традиций.

В архитектуре середины XIX века можно выделить два направления: первое заключается в более или менее удачном воспроизведении снаружи и отчасти внутри здания композиционно-декоративных форм какого-либо одного исторического стиля — это ретроспективизм; вто­рое направление сводилось к использованию в декора­тивном убранстве здания мотивов различных стилей — это смешение стилей и называется эклектизмом.

Три этапа развития русской архитектуры периода эклектики

Ретроспективизм и эклектика широко распространи­лись в России вследствие целого ряда причин. Наибо­лее существенное значение имело то, что они позволяли применять более гибкие и разнообразные композицион­ные решения при проектировании нового типа зданий, вызванных к жизни капиталистическими условиями раз­вития (вокзалы, заводские корпуса, рынки, банки и т. д.). В культовой архитектуре, наиболее консервативной области, ретроспективизм и эклектика позволили в рам­ках традиционных форм использовать новые конструк­тивные решения и новую технологию. В этом смысле поворот к эклектике явился как бы реакцией на догма­тические принципы классицизма, на утвердившиеся ка­ноны планов сооружений.

Развитие русской архитектуры периода эклектики и ретроспективизма может быть разделено на три этапа: первый — с 1830 г. до 60-х гг. XIX века, период реформ, когда Россия встала на путь капиталистического разви­тия; второй — с 60-х до 90-х гг. XIX века — время промышленного подъема; третий — с 1890 г. до Октябрь­ской революции.

Первый   период   носил   переходный   характер. В это время работали архитекторы, воспитанные в класси­ческой школе, и их произведения носят компромиссный характер, черты эклектизма проявляются еще не в пол­ной мере. Наиболее яркими представителями этого периода являются архитекторы А. А. Монферран (строитель Исаакиевского собора в Ленинграде) и А. И. Штакеншнейдер. Наряду с западными стилями в 30—40-е гг. архитекторы обращаются к мотивам древнерусского зодчества. Однако восприятие архитек­туры Древней Руси было поверхностным, носило чисто внешний характер. Ведущим архитектором этого направ­ления был К. А. Тон, создатель официального стиля в культовой архитектуре XIX века.

Второй этап архитектуры эклектизма дает пеструю картину сочетания самых разных стилистических воздей­ствий. Классические традиции гаснут совсем, и в убран­стве фасадов и интерьеров окончательно берут верх различные смешанные псевдостили, утрачивается ансамблевость в застройке.

На третьем этапе на общем ретроспективно-эклекти­ческом фоне архитектуры возникают новые течения — модерн и неоклассицизм. Характерной для русского модерна была тенденция к смешению его с исторически­ми стилями, в частности, с древнерусским (Ярославский вокзал в Москве). В Петербурге в это время распростра­нились разного рода вариации на темы так называемого скандинавского модерна.

К. А. Тон на портрете К. Брюллова

К. А. Тон на портрете К. Брюллова

К. А. Тон и А. М. Горностаев

В рамках нашей темы нам наиболее интересен пер­вый и второй этапы развития ретроспективизма и эклекти­ки, связанные с именами К. Тона и А. Горностаева.

В 1838 году в Академии художеств был зачитан указ Николая I: «Государь император повелеть соизволил, да­бы при составлении проектов церквей сохранить вкус древневизантийского зодчества, руководствоваться чер­тежами К. Тона». Тоном был разработан целый альбом типовых проектов пятиглавых крестовокупольных хра­мов, в которых он смешивал поверхностно воспринятую архитектуру Руси XVII века с византийской архи­тектурой. В противовес Тону А. М. Горностаев стал основоположником демократического направления в рам­ках «русского стиля» в архитектуре середины и второй половины XIX века. Он стремился воплотить в своих постройках лучшие традиции русского зодчества XV— XVII веков.

Горностаев Брюллов Портрет 1834

Портрет А.М. Горностаева, написанный в 1834 г. К. Брюлловым

А. М. Горностаев родился в 1808 году. Он не получил систематического образования, но страстная тяга к архи­тектурному творчеству повела его в десятилетнее путе­шествие по России и Европе. В этом путешествии он изучает творчество великих мастеров, делает множество зарисовок. По возвращении из Европы в 1838 году он представляет в Академию художеств обмеры и проект реставрации форума Помпеи, за что получает звание академика архитектуры. В 1839 году он участвует в вос­становлении пострадавшего от пожара Зимнего дворца, вместе с архитектором А. Брюлловым строит здание Михайловского театра (ныне Ленинградский Малый академический оперный театр), строит часовню у Гости­ного двора и подворье Троицко-Сергиевского Монасты­ря в Петербурге. В Сергиевской пустыни под Петербургом он строит церковь, кельи, Святые ворота. Очень интере­сен построенный по проекту Горностаева православ­ный храм в г. Гельсингфорсе. Наряду с культовыми постройками Горностаев проектирует много жилых до­мов для Петербурга, Минска, Чернигова.

По рекомендации настоятеля Сергиевской пустыни о. Игнатия игумен Валаамского монастыря отец Дамаскин в 1840 году приглашает А. М. Горностаева на Валаам. Здесь, на острове, наиболее ярко проявился талант Горностаева. Он создал тип построек «весьма изящных, вполне проникнутых духом русской архитекту­ры и открыл для последующих архитекторов путь к даль­нейшей разработке стиля, служащего прямым продол­жением русского зодчества допетровских времен» (В В.Стасов).

Глава: К Никольскому скиту (Ч. 3 из 4)

comments powered by HyperComments