1983-разрушенный Валаам-Яковчук 132 каре Центральная усадьба
Т. Л. Левиаш о церквях Петра и Павла, иконы “Живоносный источник” и св. Живоначальной Троицы
8 Июнь, 2017
06.Большой скит с южной стороны. Литография Балашова.
Т. Л. Левиаш об истории строительства скита Всех Святых (ч. 3 из 4)
10 Июнь, 2017

Т. Л. Левиаш о дороге к скиту Всех Святых (от поклонного креста до часовни Крестных страданий — ч. 2 из 4)

Дубовая аллея у Скита Всех Святых

Дубовая аллея у Скита Всех Святых. Фото: В. Касаткин

Гранитный поклонный крест и Шишкинская сосна

В полутора километрах от Владимирского моста, справа от дороги, находится характерная для Валаама веха, дорожный ориентир — гранитный поклонный крест, поставленный, как гласит надпись у его подножия, «на перекрестке дорог проезжей и прохожей» в 1854 году. Проезжая дорога — это та, которая ведет к скиту Всех святых, а прохожая почти совсем заросла и едва заметной просекой уходит на восток к берегу Монастырской бухты. Вскоре проезжая дорога снова выходит к берегу Сисяяр­ви. На его берегу на небольшом холме растет могучая сосна с зонтичной кроной. Ее называют Шишкинской сосной. По существующей версии, именно ее писал на своих этюдах, будучи на Валааме, Иван Иванович Шиш­кин. Это название, скорее всего, следует считать данью глубокого уважения к таланту великого русского худож­ника, «певца русского леса», как называли его современ­ники. Четыре раза был Шишкин на Валааме, здесь создана его дипломная работа, отмеченная большой золотой медалью Академии художеств, а по признанию самого художника, Валаам был для него школой.

Дубовая аллея и часовня Крестных страданий

Часовня Крестных Страданий Господа

Часовня Крестных Страданий Господа

Сразу за «Шишкинской сосной» начинается дубовая аллея, которая высажена вдоль дороги, доводящей до ворот скитской ограды. Могучие дубы посажены здесь в середине XIX века, одновременно с перестройкой скита Всех святых. В аллее 64 дерева высотой до 20 метров. Дубы великолепно прижились на Валааме, дают моло­дой подрост. Здесь же посадки лиственницы, клена, вя­за. Среди деревьев и кустов сирени справа от дороги небольшая часовня Крестных страданий, которая входит в ансамбль скита Всех святых. Она как бы предваряет скитские строения и связана с ними планировочно и визуально. Предположительно автором постройки является архитектор А. М. Горностаев.

Построена часовня в 1842 году. Она представляет собой восьмигранный объем с шатровым покрытием. К объему часовни примыкает закрытое крыльцо, крытое на два ската и освещенное двумя перспективными окна­ми. Плоскости стен часовни обработаны филенками, утлы восьмигранника подчеркнуты полуколоннами, поднимающимися под кровлей в виде восьмигранных ба­ранов. Шатер часовни расчленен выступающими ребра­ми, идущими от углов восьмерика. Внутри часовни раз­мешается трехчастный киот из черного полированного камня. Часовня — характерный пример отказа от класси­ческих форм, пример поисков национальных мотивов в русской архитектуре середины XIX века. По своим сти­листическим особенностям она может быть отнесена к постройкам «русского стиля».

Глава: Скит Всех Святых (ч. 2 из 4)

comments powered by HyperComments