Игуменское кладбище. Церковь преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших
Постройки Игуменского кладбища (Т. Л. Левиаш)
10 Январь, 2017
Коневский скит зимой. Фото: А. Лютов.
Коневский скит и Коневские озёра (Т. Л. Левиаш)
24 Январь, 2017
Валаам. Игуменское кладбище. Могилы настоятелей. Игумен Дамаскин.

Игуменское кладбище. Могилы настоятелей. . Фото: Я. Гайдукова.

Планировка Игуменского кладбища

…Планировочно территория Игуменского кладбища де­лится на две неравные части: на холме, укрепленном с востока и запада подпорными стенками с оградой, возле церковного алтаря располагаются захоронения настоя­телей Валаамского монастыря (поэтому кладбище и на­зывается Игуменским), а за восточной подпорной стеной похоронена прочая монастырская братия — монахи, послушники, а также миряне, удостоившиеся чести быть погребенными на монастырском кладбище (естественно, за солидные вклады в монастырскую казну).

Игуменское кладбище. Могила монаха.

Игуменское кладбище. Могила монаха.

Таким обра­зом, даже после смерти, невзирая на проповедь ра­венства всех людей перед богом, сохранялось и даже подчеркивалось различие между игуменом и рядовым монахом. Разница эта подчеркнута и характером надгробий. Над могилами монахов, как и на старом монастырском кладбище,— плиты из черного полирован­ного камня, над могилами послушников — обыкновенные гладкие булыжники с крайне лаконичной надписью. Над некоторыми захоронениями послушников можно увидеть вполне светские памятники и кресты — за особую плату родственникам разрешалось поставить над моги­лой памятник.

…Но вернемся к захоронениям настоятелей Валаамско­го монастыря. Как уже отмечалось, они занимают почет­ное место возле церкви. Первое — захоронение отца Дамаскина с северной стороны алтарной апсиды. По другую сторону от алтаря могила его преемника, настоятеля Ионафана II. Далее в хронологическом порядке в ряд идут захоронения других настоятелей. Замыкает ряд мо­гила настоятеля отца Павлина, это был последний настоятель обители, скончавшийся на Валааме, после­дующие были захоронены уже в Нововалаамском мо­настыре в Финляндии. Только двое из захороненных здесь настоятелей монастыря заслуживают, пожалуй, особого разговора.

Игумен Дамаскин

Настоятель отец Дамаскин руководил монастырем в течение 42 лет — с 1839 по 1881 год. Это своеобразный рекорд в истории Валаамской обители. Именно в этот период Валаамский монастырь достиг своего наивысшего расцвета. Отец Дамаскин, носивший в миру имя Демьян Кононов, по происхождению был крестьянином Тверской губернии и пришел в монастырь в 1819 году в возрасте двадцати четырех лет. По уставу монастыря три года он был послушником, затем принял монашеский постриг, произнеся традиционные обеты бедности, послушания, безбрачия, и был наречен отцом Дамаскиным. Жил в центральной усадьбе монастыря общежитийным уставом, выполнял самые разные послушания — был пекарем, ра­ботал в мастерских. Затем, получив благословение настоятеля, удалился в скит Всех святых, а оттуда ушел в отшельники, построив себе на берегу лесного озера уединенную келью. Здесь он провел с полугодовым пере­рывом 12 лет, с 1827 по 1838 год. В отшельничестве отец Дамаскин занимался плетением корзин, резал ложки, а кроме того — постигал грамоту, арифметику, изучал историю и географию государства Российского, предпри­нял попытку собрать материал по истории Валаамского монастыря, завязав переписку с видными русскими историками.

Могила игумена Дамаскина на Игуменском кладбище. Валаам.

Могила игумена Дамаскина на Игуменском кладбище

По характеру это был человек твердой воли, большой трудоспособности и прилежания, отличался крепкой крестьянской хозяйственной хваткой, фанатичной рели­гиозностью. Эти его качества и обратили на себя вни­мание высшего духовенства. Когда в 1838 году настоя­тель Валаамского монастыря о. Вениамин «по неспособ­ности его править монастырем» был отстранен от долж­ности и встал вопрос о назначении нового настоятеля монастыря, о. Дамаскин был вызван в Петербург. Здесь, в Казанском соборе, 4 декабря 1838 года о. Дамаскин был посвящен в сан иеродьякона, 7 декабря — иеромо­наха, а 30 января 1839 года — игумена. Таким образом, за два месяца отец Дамаскин прошел все ступени иерар­хической лестницы, отделявшие простого монаха от игу­мена крупного северного монастыря.

В марте 1839 года он возвращается на Валаам, обле­ченный саном и властью. Отец Дамаскин выбрал среди братии 30 наиболее способных и преданных монахов и поставил их на все ключевые посты в управлении монастырем. Дамаскин упраздняет отшельничество, считая, что праздная жизнь отшельников смущает трудовую братию, и переселяет всех отшельников в скиты, созданные им во множестве на островах архипелага.

При отце Дамаскине активно развивается монастыр­ское хозяйство, пополняется библиотека, предпринимается издание многочисленных книг и проспектов о монастыре и его скитах, прокладывается значительная часть сущест­вующих и поныне дорог, строятся церкви, часовни, жилые хозяйственные постройки, создаются мастерские и за­водики.

Для характеристики деятельности о. Дамаскина доста­точно сказать, что при вступлении его в должность настоя­теля монастырская казна была практически пуста, расхо­ды на содержание монастыря в точности равнялись до­ходу. Через пять лет, в 1844 году, монастырь уже распо­лагал свободным капиталом в 77 тысяч рублей.

Современники давали о. Дамаскину подчас весьма противоречивые характеристики, в них он предстает то как суровый самодержец, то в приторно-елейном образе смиренного праведника.

Игумен Ионафан

Могила игумена Ионафана на Игуменском кладбище Валаам

Могила игумена Ионафана на Игуменском кладбище

В период настоятельства о. Дамаскина его намест­ником был отец Ионафан. В последние годы правления о. Дамаскина, когда он был разбит параличом и прак­тически отошел от дел, о. Ионафан руководил обителью, и естественно, что после смерти о. Дамаскина он был назначен настоятелем Валаамского монастыря.

В миру этого человека звали Иван Дмитриев, родился он в Москве, в 1816 году, воспитывался в «сиротском доме», закончил ремесленную школу и стал рабочим су­достроительного завода, а затем слесарем. Уже зрелым человеком в возрасте 31 года явился он на Валаам, заявив, что желает остаться здесь навсегда. Умелый слесарь был очень нужен монастырю, и Иван Дмитриев остается на Валааме. Через 10 лет он, уже о. Ионафан, становится казначеем монастыря и одновременно руководит особо сложными работами в монастырских мастерских.

О. Ионафан по собственным чертежам проложил во­допровод, усовершенствовал маслобойню, построил мо­лочную ферму, кирпичный, смолокуренный и кожевен­ный заводы. Пробовал себя и как кораблестроитель — им был построен на Валааме галиот. Отец Ионафан про­должил начатое при отце Дамаскине приведение в по­рядок монастырской библиотеки, доведя количество книг в ней до 15 тысяч томов.

Игумен Гавриил. Валаам.

Игумен Гавриил

Игумен Гавриил

Отец Гавриил, сменивший Ионафана II на посту настоятеля монастыря, также заслуживает упоминания в связи с тем, что принимал личное участие в росписи нового Спасо-Преображенского собора. Не отличаясь большим художественным дарованием, он тем не менее не без успеха писал лики ангелов, орнамент, фон на живописных композициях храма.

 

 

Глава: Игуменское кладбище
comments powered by HyperComments