Успенская церковь Гефсиманского скита
Гефсиманский скит (Т. Л. Левиаш)
15 Декабрь, 2016
“Валаам — одно из главных направлений деятельности Центра” (о реставрации)
23 Декабрь, 2016
Вознесенская часовня. Валаам.

Вознесенская часовня

От Гефсиманского скита на север идет небольшая пихтовая аллея. Выстраиваясь в ряд, пихты как бы приглашают отклониться от основного маршрута, от большой монастырской дороги, и выйти на берег, пожа­луй, самой живописной на Валааме Малой Никонов­ской бухты. Здесь когда-то была пристань, сюда подхо­дили пароходы из Петербурга, везущие на Валаам очередную партию богомольцев, а в 20—30-е гг.. XX века — и туристов.

Малая Никоновская бухта

Малая Никоновская бухта — самая спокойная из всех доступных для судов бухт на Валааме. В Ладожское озеро она выходит довольно узким проливом, почти в центре которого стоит небольшой островок, словно бере­гущий ее спокойствие. Даже в шторм, когда по Ладож­скому озеру бегут одетые белыми гребнями пятиметровые волны, здесь, в бухте, только легкая рябь на воде, да раска­чивающиеся на ветру вершины сосен напоминают о шторме.

Замечательно красивы берега бухты. Левый, полого спускающийся к воде, одет густым лесом; летом пышные кроны берез, рябин выделяются на фоне зеленой хвои сосен и елей светлыми пятнами, осенью они расцвечи­вают прибрежный лес яркими бликами — желтыми, оранжевыми, алыми.

Правый берег поднялся из вод залива крутой соро­каметровой скалой. Редкие стволы сосен с голыми, скрю­ченными, как пальцы старика, корнями поднимаются из расселин скалы. Сосну недаром называют первопроход­цем северных лесов. Она первой поселяется на голых ска­лах, глубоко в недра скалы уходят ее мощные корни, до­бывая по крупицам живительную влагу. Погибая, сосны удобряют скудную почву, и тогда рядом с ними вырастают и березы, и рябины, и кустарник.

Ветер, дожди, солнце причудливо изрезали чело скалы. Вечером, на закате солнца, когда резче выступают тени, кажется, что со скал смотрят лики древних неведомых и грозных богов.

Малая Никоновская бухта

Малая Никоновская бухта. Фото: В. Касаткин.

Поклонный крест

У подножия этой скалы, названной монахами горой Елеон, в начале XX века была проложена дорога, обра­зующая высокую и длинную ступень между водой и скаль­ной грядой. Дорога вела к пристани, и здесь, как и в Никольском скиту, был воздвигнут символ святости мо­настырской земли, символ страдания, искупления и надеж­ды на загробное воздаяние — серый гранитный поклон­ный крест. Он виден издалека, от самого входа в Малую Никоновскую бухту. Выделяясь светлым пятном на фоне темно-коричневых скал, он невольно притягивает к себе взгляд. Безусловно, это зрелище значительно усиливало то религиозное чувство, с которым вступали богомоль­цы на Валаамскую землю. Традиционные изображения орудий распятия и снятия с креста, тексты из псалмов, выбитые на граните поклонного креста, словно призывали раскрыть души и кошельки. У подножия креста всегда стояла объемистая оловянная кружка с призывно поблес­кивающими на дне медными монетами. Не только медные, но и серебряные и золотые монеты высыпали монахи из таких кружек. Одна из немаловажных статей монастыр­ского дохода так и называлась — «кружечные деньги» А на пути от пристани к скиту встречали богомольцев и монахи с подносами для пожертвований: «на свечи», «на масло», «на пропитание братии», «на ремонт хра­ма». Обильным потоком текли в монастырскую казну  «доброхотные подаяния», особенно в дни больших лет­них религиозных праздников, когда на остров стекалось до четырех тысяч богомольцев одновременно.

Малая Никоновская бухта. Поклонный крест.

Малая Никоновская бухта. Поклонный крест.

Вознесенская часовня

На вершине Елеонской горы в 1912 году была соору­жена деревянная Вознесенская часовня. К ней ведет по склону горы дорожка с вырубленными в камне ступе­нями. Часовня поставлена на самой высокой точке горы Елеон, поэтому из бухты она видна одновременно с поклонным крестом.

Часовня представляет собой квадратный в плане объем, перекрытый куполом с луковичной главкой на глухом восьмигранном барабане. По углам объема часов­ни поставлены еще четыре декоративные главки. Вход в часовню решен в виде открытого крыльца, на шести колонках которого лежит двускатная кровля. Часовня рублена из бруса «в лапу» и обшита тесом. Основной де­коративный акцент сделан на решении входа в часовню. По стойкам крыльца идет накладной резной рисунок, за­вершаются столбы фигурными кронштейнами. Фронтон крыльца решен в виде декоративной бочки, сложный ри­сунок имеет ограждение крыльца.

Внутреннее пространство часовни освещено парными полуциркульными окнами с северной и южной сторон, на­личники окон украшены накладными рисунками. Купол часовни освещен тремя окнами с северной, южной и за­падной сторон, он расчленен восемью выступающими реб­рами и окрыт металлической чешуей, размеры которой уменьшаются снизу вверх. Скрыта и центральная главка.

Архитектурное решение Вознесенской часовни иден­тично решению Успенской церкви. Мотивы народного се­верного деревянного зодчества здесь проявляются толь­ко в отдельных декоративных элементах и не являются основными, определяющими композицию часовни.

Реставрационные работы на Вознесенской часовне прове­дены Карельской СНРПМ в 1987—1988 гг. При реставрации окрытия малых глав на одной из досок барабана была обна­ружена такая надпись: «Трудился Александр Шумилов 20 августа 1912 года». Нужно сказать, что подобных надписей при рестав­рации памятников Валаамских островов обнаружено несколько: «Кровельщик Антон Афонин крыл в 1910 году 12 июня еловой лучиной кровлю келейного корпуса Гефсиманского скита» и дру­гие. Так безвестные мастера обретают имя.

Вознесенская часовня. Валаам.

Вознесенская часовня

comments powered by HyperComments