Успенская церковь Гефсиманского скита
Гефсиманский скит (Т. Л. Левиаш)
15 Декабрь, 2016
«Валаам — одно из главных направлений деятельности Центра» (о реставрации)
23 Декабрь, 2016
Вознесенская часовня. Валаам.

Вознесенская часовня

От Гефсиманского скита на север идет небольшая пихтовая аллея. Выстраиваясь в ряд, пихты как бы приглашают отклониться от основного маршрута, от большой монастырской дороги, и выйти на берег, пожа­луй, самой живописной на Валааме Малой Никонов­ской бухты. Здесь когда-то была пристань, сюда подхо­дили пароходы из Петербурга, везущие на Валаам очередную партию богомольцев, а в 20—30-е гг.. XX века — и туристов.

Малая Никоновская бухта

Малая Никоновская бухта — самая спокойная из всех доступных для судов бухт на Валааме. В Ладожское озеро она выходит довольно узким проливом, почти в центре которого стоит небольшой островок, словно бере­гущий ее спокойствие. Даже в шторм, когда по Ладож­скому озеру бегут одетые белыми гребнями пятиметровые волны, здесь, в бухте, только легкая рябь на воде, да раска­чивающиеся на ветру вершины сосен напоминают о шторме.

Замечательно красивы берега бухты. Левый, полого спускающийся к воде, одет густым лесом; летом пышные кроны берез, рябин выделяются на фоне зеленой хвои сосен и елей светлыми пятнами, осенью они расцвечи­вают прибрежный лес яркими бликами — желтыми, оранжевыми, алыми.

Правый берег поднялся из вод залива крутой соро­каметровой скалой. Редкие стволы сосен с голыми, скрю­ченными, как пальцы старика, корнями поднимаются из расселин скалы. Сосну недаром называют первопроход­цем северных лесов. Она первой поселяется на голых ска­лах, глубоко в недра скалы уходят ее мощные корни, до­бывая по крупицам живительную влагу. Погибая, сосны удобряют скудную почву, и тогда рядом с ними вырастают и березы, и рябины, и кустарник.

Ветер, дожди, солнце причудливо изрезали чело скалы. Вечером, на закате солнца, когда резче выступают тени, кажется, что со скал смотрят лики древних неведомых и грозных богов.

Малая Никоновская бухта

Малая Никоновская бухта. Фото: В. Касаткин.

Поклонный крест

У подножия этой скалы, названной монахами горой Елеон, в начале XX века была проложена дорога, обра­зующая высокую и длинную ступень между водой и скаль­ной грядой. Дорога вела к пристани, и здесь, как и в Никольском скиту, был воздвигнут символ святости мо­настырской земли, символ страдания, искупления и надеж­ды на загробное воздаяние — серый гранитный поклон­ный крест. Он виден издалека, от самого входа в Малую Никоновскую бухту. Выделяясь светлым пятном на фоне темно-коричневых скал, он невольно притягивает к себе взгляд. Безусловно, это зрелище значительно усиливало то религиозное чувство, с которым вступали богомоль­цы на Валаамскую землю. Традиционные изображения орудий распятия и снятия с креста, тексты из псалмов, выбитые на граните поклонного креста, словно призывали раскрыть души и кошельки. У подножия креста всегда стояла объемистая оловянная кружка с призывно поблес­кивающими на дне медными монетами. Не только медные, но и серебряные и золотые монеты высыпали монахи из таких кружек. Одна из немаловажных статей монастыр­ского дохода так и называлась — «кружечные деньги» А на пути от пристани к скиту встречали богомольцев и монахи с подносами для пожертвований: «на свечи», «на масло», «на пропитание братии», «на ремонт хра­ма». Обильным потоком текли в монастырскую казну  «доброхотные подаяния», особенно в дни больших лет­них религиозных праздников, когда на остров стекалось до четырех тысяч богомольцев одновременно.

Малая Никоновская бухта. Поклонный крест.

Малая Никоновская бухта. Поклонный крест.

Вознесенская часовня

На вершине Елеонской горы в 1912 году была соору­жена деревянная Вознесенская часовня. К ней ведет по склону горы дорожка с вырубленными в камне ступе­нями. Часовня поставлена на самой высокой точке горы Елеон, поэтому из бухты она видна одновременно с поклонным крестом.

Часовня представляет собой квадратный в плане объем, перекрытый куполом с луковичной главкой на глухом восьмигранном барабане. По углам объема часов­ни поставлены еще четыре декоративные главки. Вход в часовню решен в виде открытого крыльца, на шести колонках которого лежит двускатная кровля. Часовня рублена из бруса «в лапу» и обшита тесом. Основной де­коративный акцент сделан на решении входа в часовню. По стойкам крыльца идет накладной резной рисунок, за­вершаются столбы фигурными кронштейнами. Фронтон крыльца решен в виде декоративной бочки, сложный ри­сунок имеет ограждение крыльца.

Внутреннее пространство часовни освещено парными полуциркульными окнами с северной и южной сторон, на­личники окон украшены накладными рисунками. Купол часовни освещен тремя окнами с северной, южной и за­падной сторон, он расчленен восемью выступающими реб­рами и окрыт металлической чешуей, размеры которой уменьшаются снизу вверх. Скрыта и центральная главка.

Архитектурное решение Вознесенской часовни иден­тично решению Успенской церкви. Мотивы народного се­верного деревянного зодчества здесь проявляются толь­ко в отдельных декоративных элементах и не являются основными, определяющими композицию часовни.

Реставрационные работы на Вознесенской часовне прове­дены Карельской СНРПМ в 1987—1988 гг. При реставрации окрытия малых глав на одной из досок барабана была обна­ружена такая надпись: «Трудился Александр Шумилов 20 августа 1912 года». Нужно сказать, что подобных надписей при рестав­рации памятников Валаамских островов обнаружено несколько: «Кровельщик Антон Афонин крыл в 1910 году 12 июня еловой лучиной кровлю келейного корпуса Гефсиманского скита» и дру­гие. Так безвестные мастера обретают имя.

Вознесенская часовня. Валаам.

Вознесенская часовня

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о