Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Кувуклия.
Новый Иерусалим (Т. Л. Левиаш)
15 Декабрь, 2016
Вознесенская часовня. Валаам.
Гора Елеон и поклонный крест (Т. Л. Левиаш)
15 Декабрь, 2016
Успенская церковь Гефсиманского скита

Успенская церковь Гефсиманского скита. Фото: иеродиакон Августин.

Комплекс Гефсиманского скита на Валааме

Итак, согласно евангельской легенде, в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы провел свою последнюю ночь на земле Иисус Христос. С Елеонской горы на соро­ковой день он «вознесся» на небеса, а у ее подножия была захоронена после смерти дева Мария.

Все это обыграно на Валааме культовыми постройка­ми. У подножия Елеонской горы был разбит сад, высажены пихтовые аллеи, посажена небольшая роща широколист­венных деревьев (дуб, ясень, клен, липа), кусты сирени, в саду построена церковь во имя Успения богоматери, а на вершине Елеонской горы часовня Вознесения.

Это и есть комплекс Гефсиманского скита. Кроме церк­ви Успения и Вознесенской часовни в него входят два келейных корпуса и маленькая деревянная часовня, на­звание которой установить так и не удалось.

Успенская церковь Гефсиманского скита. Валаам.

Успенская церковь Гефсиманского скита

Церковь Гефсиманского скита

Церковь Успения Богоматери является композиционным и смысло­вым центром Гефсиманского скита. Автор постройки неизвестен. Известно однако, что в начале XX века, оче­видно в 1906 году, здесь была поставлена деревянная часовня, которая в 1911 году была перестроена, расшире­на и превращена в церковь. Это четырехгранный прямо­угольный в плане объем с ризалитами в центральной части. С западной стороны к нему примыкает двухъярусная колокольня, поставленная на четверик тра­пезной. Первый ярус колокольни — четверик, осве­щенный с запада и с востока, второй, ярус звона,— восьмерик с арочными проемами, ориентированными по сторонам света. С восточной стороны церковь завер­шается пятистенной алтарной апсидой. Вход в церковь решен в виде открытого крыльца на четырех парах дере­вянных колонок, несущих двускатную кровлю. Церковь пятиглавая. На пересечении основного объема с ризали­том поставлен центральный восьмигранный световой ба­рабан, завершенный восьмигранным шатром с луковичной главкой на восьмигранной шее. Остальные четыре гла­вы, тоже луковичные, поставлены на фронтонах ризали­та и коньке кровли основного объема. Колокольня за­вершена восьмигранным шатром с луковичной главкой.

Церковь рублена из бруса в «лапу» и обшита профи­лированной доской. По планировочным особенностям она относится к клетскому типу церквей, характерному для русского северного деревянного зодчества.

Успенская церковь Гефсиманского скита

Успенская церковь Гефсиманского скита. Фото: иеродиакон Августин.

Декоративным убранством фасадов церкви является главным образом накладная резьба: она украшает фриз, колонки крыльца, оконные проемы. Пилястры, подчерки­вающие утлы всех объемов церкви, завершены декора­тивными резными кронштейнами. Однако это не тради­ционная для севера пропильная резьба (вспомните причелины, полотенца Кижских церквей), а объемная, ха­рактерная для центральных губерний России. Здесь ска­залось то обстоятельство, что строить на Валаам съезжа­лись артели плотников из разных областей, они несли свои обычаи и традиции, свой опыт.

Для деревянных церквей, строившихся во второй поло­вине XIX — начале XX века, характерен отход от традиций и приемов народного деревянного зодчества, санкциони­рованный царским правительством и синодом. Повсе­местно появилось множество деревянных церквей, обши­тых снаружи и изнутри тесом «под камень». Строгие окна, сберегающие тепло внутренних помещений, заме­няются «итальянскими» полуциркульными, а массивные двери, вытесанные из одной плахи,— легкими двуствор­чатыми филенчатыми дверьми с остеклением. Тесовые кровли и лемех глав уступают место кровельному железу. К обшитым срубам добавляются классические портики, пилястры, арки. Мощные, устремленные ввысь шатры либо исчезают вовсе, уступая место пятиглавию, либо маскируются — приниженный невысокий шатер допол­няется четырьмя небольшими главами над срубом.

Все эти характерные особенности можно увидеть и в Успенской церкви, и в других деревянных культо­вых постройках Валаамского монастыря.

Часовня Моления о Чаше и келейные корпуса Гефсиманского скита

Чуть южнее церкви среди деревьев стоит маленькая деревянная часовня, решенная в одном стиле с церковью Успения. Их объединяет и конструктивное решение — часовня рублена в «лапу» из бруса и обшита тесом, и декоративное убранство, и цвет стен. Обе постройки окрашены желтой краской, у обеих зеленая кровля.

…В Гефсиманском саду одновременно с Успенской церковью были построены два келейных корпуса, в ко­торых обитало 8—10 человек скитской братии. Это обыч­ные деревянные рубленные из бруса дома. Стены домов обшиты тесом, кровля скрыта еловой дранью. Эти сугу­бо функциональные постройки, лишенные каких-либо архитектурных декоративных украшений, подчеркивают доминирующее положение Успенской церкви в комплексе скитских построек.

Глава: Гефсиманский скит (Ч. 2 из 3)

comments powered by HyperComments