06.Большой скит с южной стороны. Литография Балашова.
Т. Л. Левиаш об истории строительства скита Всех Святых (ч. 3 из 4)
10 Июнь, 2017
Кожевенный завод. Хозяйство Валаама
Т. Л. Левиаш: К Никольскому скиту; о смоляном и кожевенном заводах
12 Июнь, 2017

Т. Л. Левиаш: архитектурное описание скита Всех Святых (ч. 4 из 4)

Скит Всех Святых. Валаам.Трубящий ангел. Валаам.

Скит Всех Святых. Валаам.Трубящий ангел. Валаам. Фото: В. Касаткин

Храм Всех Святых

Композиционным центром скита является церковь Всех святых. Она представляет собой четырехгранный двухэтажный объем с пятигранной апсидой и примы­кающим к нему с запада объемом колокольни с закры­тым крыльцом. Церковь четырехстолпная, пятиглавая. Центральный восьмигранный световой барабан увенчан ребристым куполом, завершенным золоченой главкой с крестом. По углам объема церкви — четыре высокие глухие восьмигранные башни с главками. Над четырех­гранной двухъярусной частью колокольни возвышается восьмигранный объем звона с шатровой кровлей, завер­шенной небольшим глухим барабаном с золоченой глав­кой и крестом. Архитектура церкви сдержанна и пластична. Фасады расчленены горизонтальными тягами, проходя­щими через середину первого этажа и между первым и вторым этажами. По верху объемов проходит карниз из «сухариков». Стены на уровне первого этажа украше­ны филенками. Возвышающиеся над кровлей церкви башни разделены горизонтальным поясом на две рав­ные части и также украшены филенками. В углах све­тового барабана церкви поставлены пилястры, объеди­ненные раскрепованными арками. В углах восьмигран­ного объема звона — полукруглые колонны. Окна церк­ви обрамлены профилированными наличниками.

Храм Всех святых. Валаам.

Храм Всех святых

Нижная церковь была зимней, теплой. Ее основное пространство перекрыто сомкнутым сводом. По сравне­нию с мало освещенной нижней церковью верхняя, ярко освещенная боковыми окнами и проемами светового барабана, имела более торжественный вид. Интерьеры нижней и верхней церквей были расписаны валаамски­ми мастерами в характерной для монастыря технике.

Келейные корпуса скита Всех Святых

Келейные корпуса обрамляют церковь, образуя пра­вильное каре, слегка вытянутое по оси восток — запад. Восемь корпусов объединены в замкнутый объем огра­дой с угловыми башнями и воротами в центре каждой стороны. Композиционное решение построено на сим­метрии. Пять корпусов братских келий на южной, восточ­ной и северной стороне абсолютно идентичны и пред­ставляют собой прямоугольные в плане здания с входа­ми, расположенными в середине главного фасада, обра­щенного внутрь двора. Здания келий одноэтажные, без какой-либо декоративной отделки, оживлены фасады только карнизом из «сухариков». В основе архитектур­ного решения этих зданий лежит принцип целесообразности, утилитарности, это решение соответствовало и ук­ладу жизни монашествующих.

Только три корпуса были выстроены с отклоне­нием от «типового проекта». Настоятельский корпус на севере западной стены по объему и архитектурному реше­нию сходен с братскими кельями, но имеет выход на две стороны — внутрь двора и за ограду, а кроме того, его украшал деревянный мезонин. Трапезный корпус на за­паде южной стены, где помещались собственно трапез­ная, кухня, погреба и кладовые, имеет большие размеры и более сложную планировку. Он объединен с братским корпусом на западной стороне в единый блок зданием конюшни с сеновалом. Ограда, связывающая корпуса, решена в строгих формах. Сплошная стена разделена филенками и прерывается по центру каждой стороны воротами.

1983-разрушенный Валаам-Яковчук 64 Скит Всех Святых

1983-разрушенный Валаам-Яковчук 64 Скит Всех Святых

Восточные ворота и башни

Восточные ворота решены как главные, в виде арки с двумя пилонами. Завершается арка небольшим деко­ративным объемом с двумя спаренными нишами, в кото­рых были установлены иконы.

Угловые башни первоначально были построены в виде усеченных конусов, а в 80-е годы XIX века переделаны в восьмигранные. При этом они стали стройнее и выше. Углы восьмигранников выделены лопатками, уступами, переходящими в карниз. Завершаются башни невысоки­ми шатровыми кровлями оригинального, чуть криволи­нейного очертания. В башнях устроены лучковые окна, ориентированные по сторонам света. В юго-западной башне была устроена баня «по черному» для братии, внутри остальных башен были кладовые для садового инвентаря.

Оригинальность и новаторство Горностаева

Несмотря на то, что скитское каре и церковь были построены по проекту разных архитекторов, они образо­вали самый стройный и интересный из валаамских ансамблей. Проектируя церковь, А. М. Горностаев был поставлен в достаточно жесткие рамки: церковь непре­менно должна быть пятиглавой и при этом не подавить своим объемом уже готовые келейные корпуса, а кроме того, необходимо, чтобы она хорошо воспринималась как на подходе к скиту, так и изнутри скитского двора. С этой задачей архитектор великолепно справился, применив не имеющий аналогов в русской архитектуре прием — поставил малые главки церкви на примыкающих к фаса­дам башнях. Так была создана оригинальная церковь, являющаяся одной  из лучших  ранних  построек  в  «рус­ском стиле»…

Глава: Скит Всех Святых (ч. 4 из 4)

comments powered by HyperComments