Корабли на Валааме во время Советско-Финской (Зимней) войны 1939-1940 гг.

    Предлагаем вторую статью, написанную специально для сайта "Валаам. Виртуальная экскурсия" (Valamo.ru) Игорем Сазеевым.

    Основым источником послужила статья Р.В.Лапшина «Финская Ладожская флотилия в «зимнюю» войну (ноябрь 1939 — март 1940 гг.)», опубликованная в журнале International Naval Journal, 2016, Vol.(10), Is. 2. Также использован материал с форума "Окресности Петербурга" и из других источников.

    Помощь в подготовке статьи и оформление — Я. Гайдукова.

    Подписи к фотографиям со временем будут скорректированы.


    Предыстория

    Уже к апрелю 1918 года, после получения Финляндией независимости в конце 1917 года и гражданской войны января-апреля 1918 года, в распоряжение созданного весной 1918 г. Ладожского флота (Laatokan Laivasto) поступили военные и гражданские суда, находившиеся в финской части Ладожского озера и на реке Вуокса. В их числе был и крупнейший пароход финской части Ладожского озера — двухпалубный «Walamo»[1] («Валаам», 1877 г. постройки), ранее принадлежавший Валаамскому монастырю. Пароход до весны 1921 года стоял в Сортавале[2] в качестве плавучего штаба армейских сил в регионе (так называемой Карельской армии).

    Пароход на Валааме. 1934 г.

    Пароход на Валааме. 1934 г.

    В соответствии с мирным Тартуским договором между Советской Россией и Финляндией, значительное количество судов из финских портов осенью 1922 года возвратилось в Кронштадт.

    Нужно отметить, что хотя маршал К.Г.Э.Маннергейм и посетил ладожскую Морскую роту в 1934 г. и ненадолго вышел в Ладогу на борту канонерской лодки «Таmperе», этот визит к каким-то планам по усилению ее состава не привел. Более того, канонерская лодка «Таmperе» в 1937 году была отправлена на слом. Основная роль в обороне берегов Ладожского озера уделялась береговой артиллерии на островах — флотилия выполняла при ней вспомогательную функцию.

    Осень 1939 года

    К 1939 году Морскую роту составляли канонерская лодка «Aunus» (два 47-мм орудия, один пулемет, 30 мин, эк. 48 чел.), заградитель «Yrjö» (два 47-мм орудия, 50 мин, эк. 19 чел.), буксир «Vakava» (1901 г.) и два бывших стальных катера русского военного ведомства («N.K. af Klercker» и S1), служивших в роли посыльных судов. Общая численность экипажей не превышала 95–100 человек. В целом же личный состав роты насчитывал около 150 моряков и служащих. Основной базой считалась Лахденпохья.

    Развитие ситуации в приграничных регионах и усиление советской группировки в Ленинградском военном округе осенью 1939 года не остались без внимания финнов. В середине ноября прошли скрытые мероприятия по приведению в боевую готовность пограничных и армейских частей. Существовавший 3-й полк береговой артиллерии развернули в Морскую оборону Ладоги (Laatokan Meripuolustus), а готовившуюся принять пополнение Морскую роту стали называть Военная флотилия (Laivasto-osasto). В транспортный отряд флотилии причислялись грузопассажирские пароходы, в том числе и один из старейших на тот момент на Ладоге «Valamon Luostari» (в переводе на русский — «Валаамский монастырь») постройки 1862 года. Забегая вперед, отметим, что именно он и стал единственной боевой потерей флота с обеих сторон на Ладожском озере во время Зимней войны.

    Пароход Valamon Luostari в Монастырской бухте Валаам

    Пароход "Valamon Luostari" в Монастырской бухте

    Корабли Валаамского монастыря
    перед началом Зимней войны

    На основании сравнения материалов нескольких публикаций попытаемся понять, каким флотом обладал монастырь осенью 1939 года.

    Начнём с тех судов, что числились в монастыре, но фактически уже по Ладоге не ходили. На Валааме в безнадёжном ремонте еще с апреля 1934 года стоял пароход «Sofia» («София», 1864 г. постройки, купленный монастырём в 1930 году), тут же находился и упоминавшийся выше перестроенный в 1937 году в баржу, бывший крупнейший пароход в регионе «Walamo», 1877 г. постройки.

    Двумя самыми крупными «жизнеспособными» кораблями, принадлежащим монастырю, были «Otava» («Отава», 1896 г. постройки, в переводе на русский язык — «Большая Медведица») и уже упоминавшийся «Valamon Luostari». Они, в соответствии с планом мобилизации, введённым в действие в середине ноября 1939 г., причислялись к транспортному отряду Военной флотилии.

    Небольшой грузопассажирский пароход «Сергий» (1866 г. постройки) и катер «Николай» (1912 г. постройки) оставались в распоряжении монастыря вплоть до начала войны и ещё в середине ноября 1939 года увезли монахов и часть утвари вглубь Финляндии. В частности, они перевезли раку, установленную над мощами прпп. Сергия и Германа[3]. Сейчас эта рака находится в Музее церковного искусства в Куопио.

    Кроме того, монастырю принадлежали около двух десятков небольших моторных и гребных лодок.

    Пароход Валаам в монастыре-valamo

    Пароход Валаам в монастыре- Walamo

    Начало войны. Декабрь 1939 года.

    В 10 ч 30 мин 30 ноября 1939 года, в штаб морских сил на Ладоге пришел приказ Генерального штаба № 68 о срочной мобилизации и начале вооружения гражданских судов.

    В составе боевых кораблей флотилии на этот момент числились:

    • пять канонерских лодок под командованием капитан-лейтенанта Асикайнена: «Аallokas» (флагман), «Aunus», «Herkules», «Tarmo» и «Vulcan»;
    • минная флотилия старшего лейтенанта Карстена включала заградители «Yrjö», «Kiviniemi» и «Voima»; ее обеспечивали три минных баржи;
    • звено траления состояло из катеров «N.K. af Klercker» и S 1;
    • для посыльных целей и связи использовали катера РМ 31-35.

    Основной задачей финских военных судов на Ладоге была постановка минных заграждений и перевозка личного состава и грузов (сопровождение транспортных судов). Погодные условия были, в основном, неблагоприятными, поэтому несколько кораблей сели на камни, ещё в одном случае только что поставленная мина взорвалась под кормой (четыре человека погибли, один тяжело ранен).

    Но вернёмся к Валааму. Вот некоторые примечательные факты за декабрь 1939 г.: 14 декабря в 11 в сопровождении флагмана финской ладожской флотилии канонерской лодки «Aallokas» четыре транспорта увезли с Валаама на о. Мантси отдельный батальон № 23 и отдельную велосипедно-разведывательную роту № 4 (Er.P.23 и Er.PPK 4). 18 декабря в результате шторма, около 17 ч 20 мин вблизи Валаама сорвало шедший на буксире транспорта «Otava» рыболовный мотобот «Frisky», и он вскоре затонул. Экипаж мотобота шел на транспорте, так что никто не пострадал. 21 декабря при ветре в 9–10 баллов при буксировке баржи с Валаама в Сортавалу у парохода «Сергий» близ Mёкериккё в 22 ч 30 мин оборвался и намотался на винт буксирный трос, суда потеряли ход и их стало сносить. Попытка подошедшего вскоре транспорта «Valamon Luostari» оказать им помощь не удалась, и на подмогу вышли канонерская лодка «Aunus» и буксир «Aаlto». В 11 ч утра следующего дня «Сергий» с баржей взял на буксир «Aallokas» и отвел к Maркатсимa, откуда их отбуксировали в Раухалa. Там водолаз и освободил винт.

    «Сергий» вскоре вернулся на Валаам, однако в новом рейсе в Мантси 2 января 1940 года на нём вышла из строя машина. Впрочем, неисправность оказались незначительной и в тот же день «Сергий» вышел оттуда на Валаам.

    На конец декабря 1939 г. в секторе Валамо (Валаам) Ладожского озера были сосредоточены следующие плавсредства:

    1. Валаам (Монастырская бухта) — 1 ед.;
    2. Никкана (Никоново) — 2 ед. на плаву и 7 — на берегу на зимовке;
    3. Никольский скит — 5 ед. (в их числе катер «Николай» Валаамского монастыря);
    4. Раута-веряя (Железняки, бухта Дивная) — 2 ед. на плаву и 1 — на берегу;
    5. Ристисаари (Крестовый остров) — 1 ед.;
    6. Mёккериккё (один из ладожских островов, приобретенных монастырем при игумене Дамаскине) — 2 ед.;
    7. Мантси (Земляничный остров, не относится к Валаамскому архипелагу) — 7 ед.

    Стационарного вооружения ни на одном из них не было.

    Карта финских военных причалов на Валааме времён Советской-Финской (Зимней) войны 1939-1940гг.

    1 — Монастырская бухта.
    2 — Большая Никоновская бухта (здесь было два причала: монастырский 2а и финский 2б).
    3 — Никольский остров.
    4 — Железняки, бухта Дивная. Вероятно, использовался и находившийся неподалеку причал (4а) на острове Келисаари — Оборонном.На этом острове находилась одна из батарей береговой артиллерии и башня наблюдения.
    5 — Крестовые острова, к востоку от Валаама (северо-восточная оконечность Валаамского архипелага). Находятся за пределами карты.

    В целом за декабрь 1939 г. финны смогли реализовать свои планы по установке минных заграждений в Ладожском озере (отметим, правда, что ни один советский корабль в итоге от них не пострадал). В то же время и у финнов ни один корабль не был утрачен в результате боевых действий. Все потери обеих сторон явились следствием навигационных или погодных причин. Столкновений с кораблями советской Ладожской военной флотилии также не было.

    Пароход "Otava" на Валааме

    Пароход "Otava" на Валааме

    1940 год

    (Хроника передвижений и действий финского флота в районе Валаама за январь 1940 года представлена в Приложении 2.)

    В январе установились сильные морозы, и ледовая обстановка день ото дня ухудшалась. Отметим, что 17 января в северной части Ладоги окончательно встал лёд. К 21 января все финские суда на Ладоге встали на зимовку.

    22 января в 11 часов 40 минут в Монастырской бухте Валаама при налете советских бомбардировщиков СБ-2 из состава 41-й эскадрильи Ладожской флотилии, от четырех сброшенных бомб выгорел и в 13 ч 25 мин затонул на глубине 7–9 м транспорт «Valamon Luostari». При этом его мачта на метр возвышалась над водой. Большинство команды находилось на берегу, а потому и убитых не было. Всё, что удалось спасти, — только судовая книга. Это была первая и единственная боевая потеря корабля в Ладожской кампании 1939-1940 гг. с обеих сторон.

    8 февраля самолеты СБ-2 41-й эскадрильи неудачно бомбили суда, зимовавшие в Монастырской бухте Валаама.

    13 марта 1940 года в 10 ч из Хельсинки пришло распоряжение: из-за заключения мирного договора и грядущего оставления приладожских земель срочно готовиться к затоплению стоявших в разных местах кораблей и судов. Правда, уже на следующий день финский министр обороны отменил собственный приказ, распорядившись оставить всё, что невозможно увезти, на плаву, из строя не выводить, а снять лишь только вооружение. Но первый приказ уже начали выполнять.

    На Валааме пароход «Сергий» и буксир «Aalto» затопили в Монастырской бухте, транспорт «Otava» — в Никкане (в бухте Никоновская) на глубине 15 м, а катер «Николай» сожгли на берегу у Никольского скита.

    Стоявшие в архипелаге и вмёрзшие в лед старый пароход «Sofia» и баржу «Walamo» финны при уходе с островов 17 марта бросили,  через два дня их взяли советские войска. На берегу в исправном состоянии остались паровой катер «Sukkela» и свыше 20 небольших деревянных катеров и мотолодок.

    Заключение

    Затонувший корабль в Монастырской бухте. 2011

    Затонувший корабль в Монастырской бухте. 2011. Фото: BarSeek.

    В ходе Зимней войны противостоявшая финнам советская Ладожская флотилия  потеряла три тральщика (№№ 30, 32 и 37) и два сторожевых катера (Р-413 и Р-416). Однако финские корабли к этому не имели отношения и большая часть потерь, как и у финнов, связывалась с навигационными причинами.

    Интересно отметить, что долгое время после окончания Великой Отечественной войны (по некоторым сведениям, до конца 1980-х гг.) в Монастырской бухте архипелага Валаам на малой глубине находились так и не поднятые корпуса пароходов «Sofia», «Valamon Luostari» и баржи «Walamo».

    И напоследок ещё один интересный документ. В «Журнале постановлений настоятеля и соборной братии Валаамского монастыря. Протокол № 14 от 02.12.1943 г.» есть такая запись: «Отмечено было, что в первую войну у монастыря были реквизированы Военным Ведомством все пароходы: «Otava», «Valamon luostari», «Sergij», «Николай», моторные и гребные лодки, которые все погибли, и возмещение за них не получено, за исключением «Valamon luostari», за который получена третья часть оценочной его стоимости»[4].

     


    [1] "W ИЛИ V? Название парохода «Valamon luostari» в официальных документах начиналось в литеры «V», в то время как на борту корабля его название было написано с начальной «W»" (Из подписи к фотографии теплохода)

    [2] Вопреки распространённому мнению, название города «Сортавала» (как и другие финские топонимы) склоняется. Это неоднократно подтверждается в ответах справочной службы русского языка (gramota.ru): «Название города – существительное первого (по школьной грамматике) склонения: Сортавала, Сортавалы, Сортавале и т. д. (См., например, словарь-справочник Е. А. Левашова «Географические названия», словарь Ф. Л. Агеенко «Собственные имена в русском языке», «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка и др. издания)». Подробнее см.: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=сортавала.

    [3] Архиеп. Павел Финляндский. Воспоминания о последних днях Валаама. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. — СПб, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006. — 320 с. С. 236.

    [4] Цитируется по: А. К. Клементьев. Материалы к истории Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам и в местности Папинниеми в Финляндской Республике в 1939–1944 гг.

    comments powered by HyperComments
    admin
    admin
    Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря