Гавриленко В. В., Панова Е. Г. Камни Валаама. Ч. 1.

Опубликовано в сборнике:

Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361.

Вступление

Остров Валаам имеет дивный и самобытный облик. Он как будто специально создан для прославления гармонии природы, как место, предназначенное для духовного совер­шенствования человека. Важное значение в восприятии Валаама играет и своеобразная архитектура монастыря, ски­тов, расположенных на многочисленных островах архипела­га. Многие постройки удивительно удачно сочетаются с особенностями ландшафта, и значительную роль в этом играет тот факт, что в их строительстве был использован природный камень, характерный для южной Карелии и Приладожья,  «родной»  для Валаама.

При современных реставрационных и строительных рабо­тах необходимо использовать традиционный природный ка­мень и ограничивать применение новых привозных сортов, которые вносят диссонанс в восприятие уникального ланд-шафтно-архитектурного ансамбля острова Валаам.

Во все века камень являлся не просто строительным материалом — он определял эмоциональное восприятие того или иного места. Красоту и неповторимость каменным по­стройкам Валаама придает, в первую очередь, разнообразие цветовой гаммы и сочетания рисунков структур горных пород, использованных строителями и архитекторами. Это оказалось возможным благодаря тому, что Валаам занимает ис­ключительную геологическую позицию: он расположен в месте сочленения кристаллического фундамента и осадоч­ного чехла Русской платформы. Сам остров сложен корич­невыми габбро-диабазами — плотными кристаллическими породами, удобными для строительства, а вдоль северного берега Ладоги, на островах, принадлежавших Валаамскому монастырю, развиты разнообразные горные породы: крас­ные, розовые, серые граниты, гранито-гнейсы, полосчатые мраморы, черные амфиболиты. В южной части Приладожья известны месторождения знаменитой путиловской плиты — известняка, имеющего желтовато-коричневые оттенки цвета и плитчатую отдельность, который с начала XVIII века использовался для изготовления фундаментов домов, ступе­ней лестниц, облицовки полов в храмах.  Такое выгодное геологическое положение и определило  возможности пользования широкого  спектра горных  пород при строительстве на Валааме в XIX веке и неповторимую архитектуру монастыря.

При игумене Дамаскине

Наиболее интенсивно каменное строительство на Валааме велось в XIX веке, в период деятельности настоятеля мона­стыря игумена Дамаскина (1839-1881). Монастырь в этот период процветал. Отец Дамаскин был не только выдающимся духовником, но и обладал даром хорошего хозяина, строителя, архитектора. В 1866 году он «приобрел для монастыря три обширных острова с рослым лесом, сенными покосами, каменными ломками и рыбными при них ловлями, отстоя­щих от Валаама в тридцативерстном расстоянии, в разные стороны, где и построил часовни».

(«Валаамский монастырь и его святыни», 1990, с. 117).

Горностаев Брюллов Портрет 1834

Портрет А.М. Горностаева, написанный в 1834 г. К. Брюлловым

А.М.Горностаев

Алексей Максимович Горностаев (1808-1862 гг.) стре­мился в своем творчестве возродить традиции национально­го зодчества, ориентируясь на традиции Древней Руси. Он много строил в Санкт-Петербурге, на Валааме, в Старой Ладоге, Суздале, других городах и оставил заметный след в истории российской архитектуры. Похоронен А.М. Горноста­ев в Троице-Сергиевой пустыни, неподалеку от Стрельны. Кладбище, которое когда-то было в числе наиболее краси­вых в Петербурге, в советские времена было превращено в асфальтированный плац, по которому маршировали курсан­ты школы милиции. Но могила А.М. Горностаева, к счас­тью, сохранилась. На ней — крест из когда-то белого, а теперь потемневшего известняка с вырезанными на нем знаменитыми силуэтами творений архитектора, среди кото­рых — и церкви Валаама.

Заключение

Камни Валаама — тема неисчерпаемая. Они производят сильное впечатление даже на человека, далекого от геоло­гии, от архитектуры. Многие художники, поэты и писатели посещали архипелаг, находили здесь вдохновение для твор­чества.

Камень несет память о том, что было до нас. Камни — это своеобразные опорные вехи истории общества. И их надо беречь. 


Литература

  • Булах А.Г., Борисов И.В., Гавриленко В.В., Панова Е.Г. Каменное убранство Петербурга. Книга путешествий. СПб.: Сударыня, 2002.
  • Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители. Гос. Русский музей. 1990.
  • Валаам. Фотоальбом /С. Компанийченко, А. Берташ. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996.
  • Гавриленко В.В. Природный камень в истории европейской культуры // Минералогия, геммология, искусство. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003, с. 9-12.
  • Панова Е.Г., Гавриленко В.В. Камни Валаама (экскурсия на остров Валаам в Ладожском озере) //Экскурсии в геологию. СПб.: МК ГШВ, 2001, с.151-162.
  • Рывкин В.Р. По Валааму. Петрозаводск: Карелия, 1990.
comments powered by HyperComments