Страница конструируется
К. А. Тон на портрете К. Брюллова

К. А. Тон на портрете К. Брюллова

Затронув тему архитектурного контекста середины XIX века, нельзя не упомянуть о творчестве Константина Андреевича Тона, которого без преувеличения можно назвать «законодателем архитектурной моды» эпохи.

В 1838-1839 годах Тон публикует альбом своих проектов в так называемом «византийско-русском стиле», посвятив его царю Николаю I. Альбом этот, заслужив царское одобрение, переиздаётся в 1844 г. с дополнением: проектами, рекомендованными к повсеместному применению как образец «подлинно-национальной», патриотической архитектуры.

Таким образом, русские архитекторы призываются перейти от подражания европейским стилям к подражанию проектам К. А. Тона. Из построек Тона нам с вами наиболее известны здания Московского и Ленинградского вокзалов и Храм Христа Спасителя в Москве.

Среди современников К. А. Тона, критиковавших архитектурное решение Храма Христа Спасителя (1883 г.), были архитектор В. О. Шервуд (1832-1897), крупный историк русской архитектуры А. И. Некрасов (1885-1950), искусствоведы В. А. Никольский и Згура, исследователь древнерусской иконописи князь Е. Н. Трубецкой (1863-1920). Попечитель Третьяковской галереи И. Э. Грабарь (1871 — 1960) отзывался о тоновском стиле как о «ложновизантийском и ложнорусском»[i], Владимир Васильевич Стасов — «лжерусском»[ii], «поверхностной казёнщине»[iii], исходящей из копирования позднейшей архитектуры московского периода и не передающей духа векового отечественного зодчества.

Споры относительно талантливости и особенно «русскости» тоновских построек не утихают и поныне. Я предлагаю составить собственное впечатление, ознакомившись с изображениями зданий, построенных по проекту К. А. Тона, на сайте valamo.ru.

Кроме того, на сайте valamo.ru представлены фотографии более 50 храмов, возведенных на территории Российской Империи в 50-х годах XIX века. Давайте посмотрим, насколько тоновские постройки определяли архитектурный стиль эпохи. Как вы думаете, можно ли согласиться со Стасовым, упрекавшим русских архитекторов «во всеобщем копировании и переобезьяничиньи» «поверхностной казенщины»?

Жду ваших комментариев.

[i] Грабарь И. Е. История русского искусства. Искания живописцев. http://www.portal-slovo.ru/art/35875.php?ELEMENT_ID=35875&PAGEN_1=2 (Образовательный портал «Слово»).

[ii] Стасов В. В. Двадцать пять лет русского искусства. Наша архитектура. // Стасов В. В. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1952. Т. 2. С. 513.

[iii] Стасов В. В. Двадцать пять лет русского искусства. Наша архитектура. // Стасов В. В. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1952. Т. 2. С. 509.

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о