Куршин 36. Скалистый берег. 79x49 Холст. Масло. 1993 г.
В. З. Исаков. Мечта о национальном парке. («Прогулки по Валааму»)
28 Декабрь, 2018
Куршин 97. Восход над Святым островом. 80x65 Холст. Масло. 1997 г.
В. З. Исаков. Над чем работают географы («Прогулки по Валааму»)
13 Январь, 2019
Куршин 53. У Воскресенского скита. 36x36 Холст. Масло. 1991 г.

Куршин 53. У Воскресенского скита. 36x36 Холст. Масло. 1991 г.

В. З. Исаков. Прогулки по Валааму. 1984. текст

В. З. Исаков. Прогулки по Валааму. 1984.

В последней главе «Прогулок по Валааму» (1984) В.З.Исаков рассуждает о возможных путях развития музея-заповедника на Валаамском архипелаге, трудностях восстановления и сохранения его культурно-исторических памятников и природных богатств, а также о противоречиях в использовании архипелага как музея-заповедника и туристического объекта.

Подзаголовки, сноски, подбор иллюстраций: Екатерина Кузьмина.

При участии Яны Гайдуковой.

Микротемы: Проблемы в работе по восстановлению и сохранению уникального культурного и природного объекта. Уникальность природы Валаама с точки зрения ученых. Необходимость капитального освоения Валаама. Вопросы разумного и правильного использования Валаама как музея-заповедника.

Глава 15. Валаам ждёт…

Исаков В. З. Прогулки по Валааму / Владимир Исаков. – М. : Советская Россия, 1984. – 79 с. – (Писатель и время). С. 71-78.

С высокого, поросшего соснами валаамского берега Ладога открывается взгляду во всей эпической красоте. Безбрежная даль, острова, выплывающие из-за горизонта многопалубные белые теплоходы. Ни один теплоход в этих местах не проходит мимо знаменитого острова. Все они идут на Валаам.

Скалы над озером таят в себе что-то притягательное. Когда достаточно долго проживешь на острове, постепенно начинаешь ощущать потребность приходить сюда и подолгу смотреть в завораживающий водный простор. Кажется, весь остров очарован и замер в безмолвном ожидании. Это состояние валаамской природы точно передал Рерих в своем суровом пейзаже «Вечное ожидание».

Н.К. Рерих. ВЕЧНОЕ ОЖИДАНИЕ. 1917

Н.К. Рерих. ВЕЧНОЕ ОЖИДАНИЕ. 1917
Картон, темпера. 52,0 x 77,0
Собрание Е.П. Климова. Россия, г. Александров

В разное время люди здесь ждали разного. Давайте попробуем понять — в ожидании чего сегодня смотрит в Ладогу Валаам?

По Валааму на бегу …

Главная проблема острова — несомненно, огромный, не иссякающий в течение всего лета поток экскурсантов. Вот и сейчас у пристани в Большой Никоновской бухте, борт к борту, стоят пять многопалубных теплоходов. Это примерно полторы тысячи человек. Бесконечным потоком они поднимаются по выбитому до безжизненности склону, разделяются на множество групп и вслед за экскурсоводами устремляются по такому же выбитому пешеходному кольцу. Обойдя ближайшую часть острова, они возвращаются к пристани, до вечера скучают в ожидании отхода, затем поднимаются на палубу и плывут дальше. На мысленной карте путешествий поставлена некая галочка: были, видели, знаем…

Первые туристы нового экскурсионного маршрута на остров Валаам, прибывшие на теплоходе А.С.Попов 1963год

Первые туристы нового экскурсионного маршрута на остров Валаам, прибывшие на теплоходе А.С.Попов 1963 год

Увы, увидеть и узнать Валаам в результате подобной экскурсии практически невозможно. Хотя бы потому, что он слишком велик. Но дело даже и не в этом, а в чем-то совсем другом… Зададимся простым вопросом: для чего вообще мы ездим в такие места, как Валаам?

Если отбросить различные второстепенные объяснения вроде моды, жажды объехать все, что пользуется известностью и т. д., то главным для абсолютного большинства является естественное стремление побыть среди живописной природы, не спеша побродить по острову, запечатлеть в душе суровый и величественный образ севера. Возможно ли все это на бегу, впопыхах, в толпе спешащих людей? Душа — дело тонкое, она не терпит суеты. Ничьи, самые лучшие объяснения не заменят одного, глубоко личного впечатления. Но увы — конвейер спешит. Лавина всевозможных сведений обрушивается на ошеломленного посетителя, и часто он даже не замечает, как вместо подлинных впечатлений получает дешевенький суррогат. Происходит профанация подобного рода поездок. То, к чему человек стремился, куда ехал за тридевять земель, не приносит ему настоящего духовного и эстетического удовлетворения.

Это касается, конечно, не только Валаама. Жажда охватить все, своеобразное коллекционирование достопримечательностей без проникновения в их суть, без всякой пользы для себя становятся опасной тенденцией в нашем туризме. Но тут многое зависит и от того, как поставлено дело в местах, подобных Валааму.

Проблемы в сохранении памятников и ландшафта Валаамских островов

Картина, нарисованная выше, характерна для острова на протяжении вот уже полутора десятков лет. Обеспокоенная вытаптыванием уникальных ландшафтов, запущенностью исторических и архитектурных памятников, общественность справедливо забила тревогу о судьбе Валаама. Вот почему Совет Министров РСФСР принял уже упоминавшееся1 постановление «О мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры и природного ландшафта Валаамских островов в Карельской АССР».

Итак, после принятия постановления прошло несколько лет. Срок, слишком небольшой для каких-то значительных успехов, скажем, в реставрации памятников. Но вполне достаточный для того, чтобы осмыслить новое положение Валаама, определить пути решения наиболее неотложных задач. Во всех этих отношениях постановление предоставляет самый широкий простор. Судьба Валаама практически решается на месте. Решается на многие годы вперед. Что же следует понимать под охраной и рациональным использованием его богатств?

В небольшой комнате Желтого скита мы разговариваем с ведущими работниками музея-заповедника. Они показывают перечень зданий бывшего Валаамского монастыря, которые предстоит реставрировать. В списке — более шестидесяти объектов, расставленных по срокам реставрации вплоть до 2000 года. Работа огромная. В перспективе все эти запущенные сейчас сооружения должны стать единым гигантским комплексом. Предполагается, что в Спасо-Преображенском соборе и соседних с ним корпусах разместятся выставочный и концертный залы, музейные экспозиции. Будут реставрированы многочисленные скиты… Но сегодня пока встает целый ряд организационных проблем, без решения которых все разговоры о реставрации останутся лишь разговорами. Эти проблемы вызваны прежде всего островным, удаленным положением музея-заповедника.

Скажем, как возить на Валаам различные грузы? Их потребуется немало — лес, пиломатериалы, кирпич, цемент и т. д. На острове нужен грузовой причал. И, без сомнения, рано или поздно он будет построен. Однако пока Министерство речного флота РСФСР не спешит его строить.

Следующая проблема касается пассажирского сообщения с островом. Сейчас такое сообщение поддерживается лишь в летние месяцы, по воде. С закрытием навигации, с декабря по май, Валаам практически оторван от мира. Но урывками, сезонной работой здесь ничего не взять. Нужно думать о капитальном освоении Валаама. Есть немало людей, готовых приехать сюда, работать в музее-заповеднике, на реставрационном участке. Всех их останавливает отсутствие сообщения. Пока на острове не будет взлетно-посадочной полосы, пока зимой не начнет летать самолет, трудно рассчитывать на привлечение достаточного количества квалифицированных специалистов. Не говоря уж о том, что пора подумать и о местных жителях, которые сейчас большую часть года оторваны от материка Ладогой.

Наконец, важнейшая проблема, о которой мы уже подробно рассказывали, заключается в том, что при наличии отдельных проектов, выполненных объединением «Союзкурортпроект»i

и ленинградским филиалом института «Спецпроектреставрация»ii, сегодня нет генерального плана музея-заповедника. Это объяснимо — последний создан не так уж давноiii . Но коль сложилась подобная ситуация, медлить с его разработкой — значит вносить в доброе дело элементы случайности, ведомственных вкусов и хаоса.

Такие тенденции уже есть. Главное внимание Министерства культуры Карельской АССР, республиканского краеведческого музея, самого музея-заповедника сосредоточено пока на исторических и архитектурных памятниках. Это хорошо, но это лишь часть дела. Никак не меньшее богатство Валаама — памятники его природы. Устроенные человеком и удивительные на скалистых северных островах рощи, аллеи, каналы, сады. И конечно, неповторимая дикая природа.

Сохранить природные богатства

«Валаамский архипелаг, — говорится в решении большой группы ученых, побывавших на Валааме, — является уникальным природным объектом всесоюзного значения, представляющим научную ценность в геологическом, фаунистическом, флористическом и лесоводственном отношениях. Наличие крутых уступов, курчавых скал и бараньих лбовiv — следов ледниковой деятельности позволяет считать архипелаг открытым геологическим музеем. В водах Ладожского озера водится кольчатая нерпа, а на островах обитает орлан-белохвост (эти редкие виды занесены в Красную книгу СССР). Особую ценность имеют валаамские леса»…

Орлан-белохвост

В соответствии с рекомендациями ученых территория музея-заповедника подразделяется на несколько зон — заповедную, рекреационную, хозяйственную, а вокруг архипелага, в его прибрежной части устанавливается охранная акватория. Министерство лесного хозяйства Карельской АССР, Сортавальский лесхоз и Валаамское лесничество должны расширить лесовосстановление, улучшить надзор за деревьями редких, уникальных пород, организовать дендрологический питомник. Необходимо начать приведение в порядок богатейшей системы искусственных посадок.

К сожалению, ход многих из этих работ оставляет желать лучшего. Грустное чувство испытываешь, когда идешь по аллеям с упавшими деревьями, попадаешь в заглохшие, заброшенные сады. Особенно неблагополучно в этом отношении на центральной усадьбе, где не чувствуется руки хорошего, заботливого хозяина. В то же время там, где такой хозяин есть — скажем, на территории Скитского острова, где расположено лесничество, дело обстоит по-другому. Аллеи здесь ухожены, тропинки подчищены, нигде не увидишь сухого или упавшего дерева.

Однако поддерживать такой же порядок по всей территории у лесничества явно не хватает сил. У него есть своя непосредственная работа — лес. Какой-то присмотр за парковым хозяйством велся, так сказать, на любительских началах. Но сейчас нужен не любительский, а профессиональный подход. И важно, чтобы реставрация этого зеленого наряда, наряду с реставрацией исторических и архитектурных памятников, стала повседневной заботой нового, облеченного большими правами хозяина Валаама.

Пока природа занимает весьма скромное место в планах музея-заповедника. В этом отчасти чувствуется ведомственный подход — учреждение, подчиненное Министерству культуры, по инерции действует в привычных для себя рамках. Но, по-видимому, есть и другие, более глубокие причины.

Ладожская кольчатая нерпа. Автор: Байбекова Светлана Александровна

Ладожская кольчатая нерпа. Автор: Байбекова Светлана Александровна

Валаам — заповедник или туристический объект?

Принципиальный вопрос, от правильного решения которого зависит все остальное, состоит в том, как должны использоваться уникальные богатства Валаама. Мнения, существующие на этот счет, сейчас весьма противоречивы.

Есть предложение, например, на несколько лет вообще закрыть Валаам. Прекратить рейсы туристских теплоходов на остров. Дать отдохнуть природе, привести в порядок исторические и архитектурные памятники, благоустроить музей-заповедник — и затем во всеоружии начать принимать туристов. Эта точка зрения, которой в какой-то мере придерживаются и работники леса, и работники культуры, не лишена своей логики. Но есть другая точка зрения, прямо противоположная ей. На каком основании тысячи людей надолго будут лишены права видеть один из красивейших уголков нашей страны? Не слишком ли большая роскошь закрывать Валаам для того, чтобы в тишине заниматься здесь научной и реставрационной деятельностью? Не в том ли смысл создания музея-заповедника, чтобы с самого начала наладить здесь квалифицированный прием посетителей? Такими вопросами задаются работники туризма, и в этом тоже есть своя логика.

Как же примирить столь противоположные взгляды? В результате сближения позиций различных ведомств было найдено компромиссное решение: продолжая теплоходные рейсы на Валаам, до минимума сократить время пребывания на острове. Иными словами, водить туристов по тому же вытоптанному кольцу, но в еще более быстром темпе. Этот принцип работы новый музей-заповедник с первых шагов провозгласил как чуть ли не идеальный. Действительно ли он идеальный?

Компромисс: организация осмысленного досуга посетителей. Воспитание Валаамом.

И тут мы вернемся к тому, с чего начали эту главу. Во имя чего вкладываются огромные средства в мероприятия по охране природы, в реставрацию памятников архитектуры, в создание музеев-заповедников? Вероятно, во имя того, чтобы, приезжая в такие места, каждый из нас получал эмоциональный заряд, мог подумать о себе и о своей родине, становился лучше, нравственно чище, духовно богаче. Это часть большой воспитательной работы, которую ведет наше государство.

Если встать на такую общегосударственную точку зрения, то складывающиеся принципы работы некоторых музеев-заповедников нуждаются в существенных поправках. Прежде всего нужно думать, вероятно, не о том, как отделаться от посетителя, видя в нем заведомого врага, а о том, как более умело и в соответствии с запросами людей построить свою деятельность.

В таком крупном музее-заповеднике, как Валаамский, приезжающие должны побыть минимум один-два дня, а какая-то часть — иметь возможность побыть даже одну-две недели. Задача, как мы видели, вполне разрешимая, если приспособить скиты, построить летние кемпинги. В целом поток туристов несомненно следует сократить, с тем чтобы посещение островов из пробега и пикника превратилось в нечто более достойное и осмысленное. Статус музея-заповедника требует и определенных строгостей — скажем, в таких местах следует категорически запретить употребление спиртных напитков, сбор цветов и т. д. Нет сомнения, что подобные меры выше поднимут авторитет наших музеев-заповедников, а в будущем — и национальных парков.

Валаам ждет… Сегодня здесь все пока в планах, в проектах, в становлении. Пожелаем, чтобы Валаамские острова действительно стали нашей национальной гордостью…

Теплоходы в Большой Никоновской бухте. 2007 г. Фото: Я. Гайдукова.

Теплоходы в Большой Никоновской бухте. 2007 г. Фото: Я. Гайдукова.

i Союзный проектный институт «Союзкурортпроект» Центрального совета по управлению курортами профсоюзов создан в 1966 г. Институт занимался проектированием курортов и других профсоюзных объектов. Имел отделения в разных регионах СССР. Источник.

ii Институт «Спецпректреставрация» создан в 1977 г. Ведет научно-исследовательские, изыскательные и проектные работы в области реконструкции объектов деревянного зодчества, разработки охранных зон. Среди работ института — заповедники Михайловское, Болдино, Бородино, Куликово поле, Абрамцево, погост Кижи и другие. Источник.

iii Историко-архитектурный и природный музей-заповедник Валаам был открыт в 1979 г.

iv Бараньи лбы – скалистые выступы коренных пород, сглаженные и отполированные движущимся ледником. Группы мелких и густорасположенных бараньих лбов называют иногда «курчавыми скалами». БСЭ.

Поделиться
error
admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
VK
Facebook
Twitter
RSS
Follow by Email